Мой дедушка всю жизнь проработал водителем грузовой машины. Но дальнобойщиком он не был, а вот дядя был. Сейчас он уже пенсионер, колесил по СССР с конца 1960-х, во второй половине 1970-х пересел на КамАЗ. Работал в основном на Севере. Заколачивал деньги, как тогда говорили.
За длинным рублем
Зарплата дальнобойщика на Севере в то время была 1100 рублей. Бешенные деньги по советским меркам. Дальнобойщики в средней полосе получали по 500?600 рублей, а средние зарплаты по стране были 150?180 рублей.
Для сравнения, «Москвич» стоил 4000?4500 рублей, вечер в ресторане — 10 рублей. Завтрак в столовой — 50 копеек. Командировочные на сутки были 2 рубля 20 копеек. На эти деньги можно было питаться хорошо, а гостиницы оплачивались отдельно.
У многих дальнобойщиков были хорошие большие дома. Была возможность отдыхать. Каждый год полагался отпуск, и дисциплины больше было. Раньше в дальнобойщики не брали, кого попало. Сломался на дороге или помощь нужна — останавливался первый же дальнобой. Взаимовыручка была такая, что без связи — без раций и телефонов — ездить было не страшно.
Читайте также
Кубань смешивает свежую редиску с навозом, за ней последуют морковь, свекла, арбузы
России выгоднее закупать овощи в Израиле, а свои — пусть гниют на полях
Раньше вообще все по-другому было. Вот стоянки, например. Собиралось фур десять, становились носами друг к другу у речки. Один водитель картошку чистит, другой костер разводит, остальные рыбу ловят. Приготовили обед на всех — и весело было, и вкусно. До сих пор воспоминания.
Некоторые выпивали, но не все. Потом, правда, спали, пьяным за руль никто не садился. Ходили рассказы о том, что некоторые водители грузовиков (не дальнобойщики, а которые по региону своему ездят) садились за руль с похмелья, но у дальнобойщиков такого не встречалось. В дальней дороге никто обычно не напивается.
Читайте также
Дворец Малышевой в Нью-Джерси: «Жить здорово»!
Информационная обслуга Кремля легко может позволить себе «домик у зарубежного моря»
Моя милиция меня бережет
Интересная ситуация была с гаишниками. Они знали, что водителям в путевом листе закрывают не больше 400 км в день, но некоторые проезжают по 800, чтобы пораньше сдать груз, и на пару дней взять какую-то халтурку, чтобы ещё подзаработать. К халтурам, кстати, начальство относилось нормально, но с ними надо было делиться.
Так вот, гаишники иногда ночью останавливали дальнобойщика на каком-то длинном перегоне, например, из Мурманска в Питер, забирали документы и говорили: «Паркуйся, отдыхай, утром документы заберешь».
С одной стороны, какое право они имели так делать? А с другой — заботились о том, чтобы водитель отдохнувшим был, не попал в ДТП ночью. Машины хуже были, чем сейчас, дороги иногда очень узкие, освещения почти нигде нет. Никто на гаишников не обижался. У постов ГАИ до и после стояли по ночам целые вереницы фур.
А сейчас как? Сейчас рации есть, а все спешат, никто не остановится. Машин больше, а можно полдня на обочине простоять. Не то, чтобы люди хуже стали, просто условия такие: опоздаешь на разгрузку — штраф. Хотя и в водители часто берут, кого попало. Нет уже той романтики, что раньше была.
Раньше были шофера, а теперь — водилы
Кстати, знаете, чем отличается шофер от водителя? Водитель — это тот, кто просто баранку крутить умеет, а шофер может свою машину сам по винтику разобрать и собрать. Мотор откапиталить, коробку перебрать, колеса перебортировать с помощью монтировки. Вот только сейчас мало шоферов осталось, все больше водителей.
На колесах: 50 лет «копейке»: Народная любовь не ржавеет
Новости авто: 5 понтовых тачек с пробегом за недорого