Общее количество китайских автомобилей в России растет и уже превысило миллион единиц. На 1 июля текущего года, в нашей стране насчитывается 1,08 миллиона легковых машин китайских марок — на их долю приходится 2,4 процента от всего парка легковых автомобилей.
По данным аналитического агентства «Автостат» самой распространенной китайской моделью в России стал кроссовер Chery Tiggo — 56 тысяч единиц. Отметку в 50 тысяч также преодолели Lifan X60, Great Wall Hover H3 и Lifan Solano, но эти модели официально в Российской Федерации уже не продаются. Следом расположились Geely Coolray, Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro — от 44 тысяч до 47 тысяч машин.
В свою очередь финансовый эксперт и инвестор Михаил Спектор обратил внимание: не успели западные автопроизводители «хлопнуть дверью», как китайский автопром воспользовался освобождающейся нишей: «На мой взгляд, параллельный импорт в обход санкций из Соединенных Штатов и Европы не может сравниться с потоком машин из Китая. Поскольку я сам занимаюсь параллельным импортом автомобилей из США, то я вижу ситуацию изнутри. Вполне очевидно, что текущий курс доллара и дефицит запчастей на западные автомобили делает китайский автомобильный ассортимент чуть ли не единственным разумным выбором для россиян, особенно в бюджетном сегменте».
Собеседник «Свободной Прессы» напомнил, что китайцы сегодня нанимают ведущих мировых автодизайнеров и вкладывают миллиарды в развитие индустрии. «Соответственно, сравнивать российские машины с китайскими всё равно, что сопоставлять галоши с кроссовками Nike», — отметил он.
По оценке финансового эксперта, на данный момент автомобили из Европы — самые неконкурентоспособные: «Причем, дело не только из-за курса евро — сами автомобили в Европе значительно дороже, поскольку там выше себестоимость производства. К примеру, BMW X6 2023 с двигателем 4395 „кубиков“ в хорошей комплектации в Германии стоит 134 тысячи евро, а точно такой же автомобиль в Соединенных Штатах — 90 тысяч долларов. По текущим курсам валют, это 13,8 миллиона и 8,5 миллиона рублей соответственно».
В Китае же себестоимость производства еще ниже, а доставка из Поднебесной — проще, дешевле и быстрее, обращает внимание Михаил Спектор: «При этом, китайцы изначально ориентировались на автомобили эконом-класса, а сейчас активно пытаются зайти в бизнес- и премиум-сегменты, привлекая лучших дизайнеров с Запада. Что надо отметить: с учетом санкционных ограничений, раздобыть сейчас запчасти на „европейцев“ и „американцев“ — это всегда квест с приключениями, а с запчастями на китайские авто никаких проблем нет. Более того, покупая новый автомобиль с гарантией, вы частично вообще забываете про запчасти».
Что же касается отечественных машин то, как отмечает эксперт, российские авто никогда не отличались современностью дизайна, надежностью и функциональностью: «Единственным выигрышным параметром была цена. Однако в настоящее время мы можем позволить себе купить Geely Emgrand ec 7 за 479 тысяч рублей, тогда, как цены на Lada Granta начинаются от 786 тысяч. На мой взгляд, для людей важен дизайн автомобилей, а дизайн отечественных машин, к сожалению, не может конкурировать с даже тем, что выпускалось в мире десять лет назад».
Если в российском автопроме не произойдет промышленного чуда, то он будет обречен уже в самое ближайшее время, полагает Михаил Спектор.
«В таком случае, никакая государственная протекция не поможет. Ведь потребитель голосует рублем, а отдавать свои деньги за то, что уродливее, технически хуже и дороже, не хочет никто», — резюмирует он.