— По проливу из Бердянска и Мариуполя украинские суда идут в Черное море. Они будут видеть наши дома-красавцы, и пусть знают, что такое российский Крым! — улыбается заместитель главного инженера строительной компании «Залив» Марат Хатамтаев.
Это настоящая сенсация. Впервые за четверть века в Крыму начали строить жилье для рабочих. Не элитные коммерческие апартаменты по цене московских прайсов, даже не военные кварталы, как в почти прифронтовом Джанкое рядом с укро-границей. Керченский судостроительный завод «Залив» заложил свой жилой район «Семь ветров» — десять девятиэтажек, два детсада на 260 малышей каждый и школу на 440 учеников.
Из здешних окон шикарный морской вид на Аршинцевскую косу пролива и Крымский мост. Каждую квартиру оборудуют двухконтурным газовым котлом, установят сантехнику, хорошие двери, проведут отделку.
Утверждено особое положение, что списки новоселов определяет руководство и цехкомы, но потом каждое имя обязательно выносится на общезаводскую комиссию. Прежде всего, учитывается квалификация, реальное мастерство и стаж работы — то есть, что ты можешь дать верфи. Въехав в новое жилье, корабелы выплатят за него только стоимость стройматериалов и работ. Причем равными долями в рассрочку на 15 лет.
Хотя даже намека на какое-то благодеяние в «Семи ветрах» нет. Только жесткий расчет — сегодня заводу нужны опытные высококлассные судостроители, рабочие и инженеры. А за такие квартиры люди будут держаться намертво, как хорошо сваренный судовой шов.
Нынешний острый кадровый голод «Залива» радостен для Керчи. Незадолго до краха Советского Союза город-герой брал в работу уникальный проект супер-танкеров с атомным двигателем. Подобных гигантов не имел никто в мире. Зато при Украине самой большой удачей считался мизерный контракт на постройку «голых» судовых корпусов. Пустую железную коробку тянули отсюда в Западную Европу, где ставили весь фарш — силовые установки и прочее оборудование. Увы, даже такие позорные контракты можно было пересчитать по пальцам
Теперь дело пошло иначе. Какие «новые серьезные заказы» пришли из Москвы — информация закрыта. Известно о строительстве двух новых скоростных пассажирских судов, заложены два танкера водоизмещением свыше 12 тысяч тонн. Речь о гражданской тематике, однако за 79 лет своего существования керченский «Залив» пополнил состав отечественного ВМФ более чем сотней различных кораблей. Сегодня завод наконец-то мало говорит и много работает. Иначе денег на приморский жилой район попросту бы не было. В общем, даешь мастеров!..
Точно такая же движуха идет в соседней Феодосии. В нынешнюю пятницу 17 марта на феодосийском судостроительном заводе «Море» состоялась торжественная закладка малого ракетного корабля «Охотск». На торжества прибыл заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. По его словам, судостроительные активы Крыма активно востребованы нашим военным ведомством.
С новеньким «Охотском» подгадали к дате — вечером 17 марта 2014-го президент России Владимир Путин подписал указ «О признании Республики Крым независимым и суверенным государством». На следующий день в Георгиевском зале Кремля был заключен «Договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России». Достойный подарок трехлетию — на слип поставлен очередной корабль.
— Для завода это знаковое событие. В прошлый май мы заложили корпус первого МРК «Шторм» и вот теперь закладываем второй «Охотск». Мы находимся в отремонтированном, новом корпусно-сборочном производстве. Сейчас готовимся к военной приемке корпуса «Шторма», — не скрывает гордости директор Олег Зачиняев.
Ударное вооружение этих многоцелевых ракетно-артиллерийских кораблей проекта 22800, шифр «Каракурт» — ракеты семейства «Оникс» и знаменитые «Калибры-НК».
Казалось бы, еще совсем недавно, прошлой весной зампред правительства России Дмитрий Рогозин сравнивал состояние «Моря» с последствиями бомбардировки. Ответственный за «оборонку» вице-премьер выложил в сеть фото, на которых полуразрушенные цеха, заброшенные постройки, груды строительного мусора и металлолома. «Такое впечатление, что Украина бомбила этот завод в Феодосии. Ладно, восстановим», — написал Рогозин на своей странице.
Тогда он пообещал, что до осени пройдет первый этап модернизации — цеха будут очищены от старого украинского хлама. Рогозин отметил, что для получения по-настоящему серьезных заказов, в том числе на производство ракетных кораблей, необходимо модернизировать заводскую инфраструктуру. Прежде всего, вдвое увеличить мощность 400-тонного слипа — наклонной береговой площадки для спуска судов со стапеля на воду.
Прошел без малого год. Достаточно, чтобы сделать ребеночка. Русские успели не только увеличить слип, но и «родить» реально модифицированную судостроительную верфь. По сути, из украинского металлолома сделали еще одну производственную площадку ВМФ РФ.
— Летом 2014 года завод действительно представлял собой плачевное зрелище. Сегодня он становится на ноги. Численность штата увеличилась более чем в пять раз. Выручка — более чем в десять раз, завод имеет твердые контракты до 2020 года. Что мы обещали, мы выполнили. Минобороны в подъем завода внесло решающий вклад. В ближайшем будущем у нас есть планы по постройке скоростных катеров на воздушной подушке, поэтому у завода очень прогнозируемое, счастливое будущее, — прокомментировал нынешнюю ситуацию замминистра обороны.
Как известно, в советские времена феодосийское «Море» специализировалось на строительстве самых мощных в мире десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) типа «Зубр». Крымчане немножко переживали, что у российского ВПК имеется альтернативная площадка для таких кораблей — Хабаровский судостроительный завод, где делают десантные катера на воздушной подушке «Мурена». Похоже, переживать не надо. Наращивая производство, Феодосийский завод завершает ремонт основного цеха № 10 и переходит к ремонту корпусов № 1 и 2. Постройка третьего «Зубра» для Китая закончилась, идут швартовые испытания и в апреле планируется проведение ходовых. Вслед за «китайцем» должны спустить на воду первый пограничный катер на воздушной подушке.
Минувшим летом на севере Крыма двое российских военных погибли во время ликвидации диверсионного прорыва с Украины. Террористы смогли уйти в непроходимые плавни залива Сиваш. Объявлено, что без потерь. Однако очень скоро сотни километров крымской границы на солончаках и топях у Перекопа будут надежно перекрыты новыми пограничными амфибийными катерами.
Они способны гарантированно уничтожать бандеровские ДРГ, одинаково успешно действуя на море, в болотах, на мелях и в любой другой труднодоступной прибережной местности. Еще зимой прошла информация, что корабелы Феодосии монтируют стапель для закладки корпуса боевого корабля на воздушной подушке. Кроме общей фразы «воздушная подушка баллонного типа», более подробные данные о новом изделии не сообщались.
И вот уже в начале февраля Феодосийский завод «Море» произвел торжественную закладку пограничного сторожевого катера 2-го ранга проекта А25ПС. Следующие катера будут становиться в стой один за другим. Судя по всему, в Восточном Крыму планируется серийное изготовление подобных уникальных судов.
Два десятка А25ПС — такой заказ Феодосия получила до 2020 года. Все они пойдут на Сиваш, подтверждает заместитель заместитель начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым Александр Панов.
— Катера данного проекта будут выполнять задачи в первую очередь на полуострове. Не только в море, но и в болотах, на мелководье, в непроходимой местности. Данный проект позволяет реализовывать наши задачи на госгранице в любых условиях, поэтому он нам необходим, — заявил полковник Панов.
…Известный путешественник Федор Конюхов очень хотел построить храм-маяк на берегу своей родины — на Азовском море, в Запорожской области Украины. Мама-рыбачка рассказывала, что родила мальчишку прямо у моря. Схватки начались в цехе рыбколхоза, женщина съехала по песчаной круче к воде и там подруги обмыли малыша соленой волной.
Наверное, так становятся фанатиками «кругосветок». Однако с азовским храмом у Федора не вышло. Еще не было майдана, а махновщина вовсю гуляла по самостийным просторам. Хозяйства в округе развалены, народ живет тотальным браконьерством и лишнее внимание никому не нужно. Местные разворовали материалы для часовни и украли лодку Конюхова. Милиция сказала, что москаль может идти куда подальше.
Теперь Конюхов планирует построить храм-маяк в Крыму. «Наш храм будет небольшой. Нужно получить разрешение на строительство, вот за этим и приехали», — сказал на вчерашней пресс-конференции в Симферополе.
Еще одна задумка путешествующего протоирея — часовня в честь святого Федора Ушакова в севастопольской Балаклаве. Человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты, абсолютно убежден, что на крымских берегах украинский беспредел не повторится.