В отношениях Кремля с Анкарой столько неопределенности, что в будущем ожидать можно практически все, что угодно — как союзничества, так и противостояния. Этому способствовала странная дипломатическая игра между сторонами.
Началось все с дружественных бесед высшего руководства, а продолжилось разворачиванием очередной торговой войны. В последние дни ситуация еще больше усложнилась. Сначала на сайте российского правительства появилась обнадеживающая новость — зампред российского правительства Аркадий Дворкович провел встречу со своим турецким коллегой Мехметом Шимшеком. Основной темой беседы было «общее стремление снять максимальное количество ограничений». А на следующий день министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что правительство РФ против возобновления поставок турецких помидоров, которые ранее составляли основу турецкого экспорта в Россию. Затем министр транспорта Максим Соколов проинформировал, что по-прежнему все еще возможна отмена чартеров в Турцию. Вероятно, таким способом российские власти хотят внести некоторую ясность в суть той беседы, что состоялась между Дворковичем и Шимшеком. На самом деле, это лишь усложнило возможность прогнозировать будущее российско-турецких отношений.
В самой Турции смотрят на ситуацию достаточно позитивно. Так, министр экономики Нихат Зейбекчи полагает, что в скором времени все проблемы во взаимоотношениях с Россией будут решены. По его мнению, в этом заинтересованы обе стороны. Торговые отношения могут развиваться не только по тем путям, по которым они развивались ранее — есть и новые перспективные направления. В частности, он привел в качестве примера сотрудничество в мясо-молочной отрасли.
Более определенным был зампред турецкого правительства Мехмет Шимшек. Он поделился с турецкими журналистами темами, которые обсуждались с Дворковичем. Говорили, конечно же, о снятии запретов на поставку турецких фруктов и овощей. Во-вторых, был затронут вопрос либерализации визового режима для турецких рабочих и бизнесменов. По словам чиновника, «переговоры были продуктивными». Шимшек добавил, что на предстоящей неделе в Анкару прибудет делегация российских дипломатов и специалистов, а на 6−7 мая запланирован визит Аркадия Дворковича в Турцию. А еще раньше, 3 мая, возможно в Сочи встретятся главы государств Владимир Путин и Реджеп Эрдоган. Во всяком случае, турецкая сторона эту встречу уже анонсировала. Так чего ждать от этих встреч?
С одной стороны, можно порадоваться, что российские и турецкие власти начали диалог и намерены его развивать. С другой стороны, министры РФ говорят практически открыто, что в ближайшее время нормализации в экономических отношениях с Турции ждать не следует.
В надежде найти ответы, мы обратились к известному турецкому экономисту и журналисту Кериму Улькеру. Он давно озабочен российско-турецким кризисом, и внимательно следит за всеми связанными с этим событиями.
«СП»: — Как будут развиваться отношения РФ и Турции после референдума, ведь речь шла о том, что именно после него будет внесена ясность?
— Наверное, так же как и раньше. Разве что работа пойдет быстрее. Многие мои коллеги склонны считать, что до референдума налаживать отношения с Россией было сложнее. Тогда позиции нашего президента были не так прочны, как сейчас. Победа убедила его в том, что большинство граждан Турции поддерживают его политику. Значит, это говорит о том, что надо укреплять отношения с Россией. Лично мне кажется, что до референдума Эрдоган просто не думал о внешней политике, у него была одна главная забота. Теперь у него появилось время вернуться к делам, и он будет этим заниматься сам. Поэтому работа пойдет быстрее.
«СП»: — Если он не занимался внешней политикой, тогда почему были введены пошлины на российское зерно?
— Это неэффективные меры. За них ответственны некоторые недальновидные чиновники из правительства Турции, наверное, полагавшие, что подобные действия окажут какое-то влияние на ход голосования. Но я не могу отрицать, что именно это подтолкнуло российские власти к диалогу. Шимшек подтвердил визитом в Москву свою заинтересованность, и теперь Аркадий Дворкович тоже приедет в Турцию. Я думаю, он хочет быстро разобраться с вопросом пошлин.
«СП»: — И каковы его шансы на успех?
— Я думаю, у него это получится. Возможно, даже уже получилось, а его визит будет просто формальным. Конечно, Шимшек тоже выдвинул свои предложения. По его словам, он говорил о том, что необходимо открыть российский рынок для турецких продуктов. Но я думаю, он понимает, что Россия не сразу это сделает. За это время, наверное, российский рынок сильно поменялся — нашлись новые поставщики, да и внутри самой России пытаются перестать зависеть от импорта овощей. Чтобы рынок не отреагировал болезненно, надо постепенно вводить дополнительное присутствие Турции. Но со временем, мне кажется, торговля возобновится в прежних объемах.
«СП»: — Российский министр сельского хозяйства заявил, что правительств РФ категорически против возвращения турецких овощей на наш рынок.
— Ничего странного. Он, видимо, руководствуется теми же соображениями. Многие российские производители настроены укреплять свои позиции на внутреннем рынке. Для них новость о возвращении турецкой продукции будет не самой приятной. Поэтому, повторюсь, нужна постепенность или альтернативный подход. Например, уже сейчас, как я знаю, турецкие специалисты помогают российским овощеводам осваивать тепличное хозяйство. Это перспективное сотрудничество.
«СП»: — А какие прогнозы по поводу отмены чартеров? Россия пока не приняла окончательного решения.
— В Турции многие считают, что эта история с чартерами связана с атакой США на сирийскую авиабазу. Турецкие власти это восприняли положительно, а в России — отрицательно. Но я думаю, что в первую очередь, в этом виноваты пошлины. Это логично. Тем не менее со стороны России сейчас бессмысленно запрещать рейсы, тем более после визита правительственной делегации. Наверное, поэтому запрета и нет, но если что-то пойдет не так, и туристы не прибудут в Турцию… Это, знаете, как палец на курке — в любой момент его можно убрать, но можно и спустить, если потребуется. Это еще одна причина, почему мы скоро избавимся от пошлин. В целом я думаю, хотя времена сейчас и непростые, все проблемы при желании решить можно. Вся надежда на высокие встречи.