Европейские страны опасаются, что после введения безвизового режима с Украиной из «незалежной» хлынет поток трудовых мигрантов. Об этом в воскресенье, 28 мая, сообщила британская газета The Financial Times.
Как отмечает издание, на едва ли не самое крупное миграционное движение в Европе — с Украины в Польшу — обращают мало внимания. Причем сами украинцы, ищущие заработка за рубежом, рассказывают, что главный плюс работы в Польше для них — это деньги: европейские зарплаты намного выше, чем на родине.
Заметим: по данным ООН, почти вся Украина живет за чертой бедности. Согласно стандартам организации, за порог бедности относят людей, которые в день тратят менее $ 5. Как подсчитали в ООН, 80% украинцев имеют доход меньше этого показателя — реальный прожиточный минимум на Украине составляет всего $ 1,5.
Даже по данным Госстата Украины средняя зарплата в стране составляет около $ 175, что значительно ниже, чем в РФ, Белоруссии или Грузии. Сравнивать же украинские зарплаты с европейскими и вовсе не имеет смысла.
Все это заставляет украинцев массово уезжать из страны. Всего с 1991 года, по официальным данным, из «незалежной» выехали 4,5 млн. трудовых мигрантов. В то же время, по экспертным оценкам, в реальности речь идет о 7−7,5 млн. человек. Причем, все больше украинцев едут на заработки именно в Европу.
The Financial Times приводит данные Министерства семьи, труда и социальной политики Польши, согласно которым в прошлом году около 1,3 миллиона украинцев получили временную регистрацию для работы. Еще 116 тысяч граждан Украины получили в Польше долгосрочное разрешение на трудоустройство. При этом оба показателя выросли в шесть раз с 2013 года.
По мнению британских экспертов, польские власти используют наплыв украинских трудовых мигрантов, чтобы отбиться от критики Брюсселя за отказ участвовать в распределении квот по беженцам с Ближнего Востока. С другой стороны, по мнению аналитиков, ситуация в Польше является модельной.
«Теперь в странах Западной Европы обеспокоены тем, что после предоставления украинцам безвизового режима подобный приток украинских мигрантов уже со следующего месяца будет наблюдаться не только в Польше», — пишет FT.
Увидит ли Европа нашествие украинских гастарбайтеров, какие последствия это будет иметь для ЕС и самой «незалежной»?
— 1,3 миллиона украинцев, которые в прошлом году прибыли в Польшу, занимались там сезонными работами, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — По сути, они едут на заработки в ближайшую европейскую страну, которая поддерживала «незалежную» во время событий на Майдане, и поддерживает сейчас. Причем, нельзя сказать, что мы наблюдаем какой-то исход населения из Украины. Сезонные рабочие — все-таки не беженцы, и они едут в Польшу не попрошайничать. В принципе, ничего криминального в такой миграции нет, поскольку сейчас так живет вся Европа.
Те же поляки активно выдвигались на заработки в Британию, пока не грянул Brexit. В Германию на заработки едут жители Прибалтики, в Италию — португальцы. Такая картина, повторюсь, наблюдается в Европе повсеместно, поскольку рынок труда в границах ЕС либерализован, и запретов на нем для граждан ЕС просто нет.
Впрочем, граждане третьих стран, включая Украину, должны получать разрешение на работу в конкретных европейских странах, и сделать это не так просто.
«СП»: — Введение безвизового режима изменит эту ситуацию?
— По данным погранслужбы Украины, ежедневно границу с ЕС пересекает около 100 тысяч украинцев — примерно поровну в обоих направлениях. С введением безвиза, как ожидается, эта цифра увеличится до 120 тысяч человек. При этом, по прогнозам Киева, всплеск поездок в Европу будет носить разовый характер, и продержится всего два-три месяца после введения безвиза. Все понимают, что на такие поездки нужны деньги, а Украина, мягко говоря, не самая богатая страна.
Поэтому массового наплыва украинских мигрантов Европа, скорее всего, не увидит. Мы это уже наблюдаем на примере Грузии, где после введения безвиза поток в ЕС увеличился крайне незначительно. При этом миграционная служба Грузии держится весьма жесткой линии — заносит в специальную базу данных каждого грузина, который едет в Европу, чтобы отслеживать его возможные правонарушения в ЕС.
Украина может ввести аналогичный контроль, чтобы пресечь попытки украинцев за счет безвиза устроиться на работу в Европе. В этом случае миграционный поток из «незалежной» в ЕС дополнительно сократится.
Надо понимать: безвизовый режим для Украины касается, прежде всего, кратковременных туристических поездок. Надо думать, власти Польши, Венгрии и Словакии — пограничных с «незалежной» стран — будут отслеживать ситуацию по безвизу, и массовых нарушений режима не допустят.
«СП»: — Польше выгодны украинские мигранты?
— Безусловно, выгодны. Таким способом в Польше происходит замещение трудовых ресурсов — того 1 млн. молодых поляков, которые выдвинулись на заработки в Западную Европу и оголили польский рынок труда. Теперь этот дефицит очень удачно закрывают украинские граждане. Поляки к ним относятся спокойно, поскольку украинцев не нужно адаптировать, как беженцев с Ближнего Востока, и они не вызывают отторжения в обществе.
Да, украинцы оказывают какое-то давление на польский рынок труда. Но, в основном, они претендуют на рабочие места, от которых отказываются сами поляки — уборку мусора, сбор урожая, неквалифицированные строительные работы.
На деле, все приграничные с Украиной страны — в том числе Россия — извлекают из украинской трудовой миграции выгоду.
«СП»: — Создает ли отток трудовых ресурсов риски для самой Украины?
— Есть немало стран, которые живут за счет того, что их граждане зарабатывают за рубежом, и присылают деньги семьям на родину. Так, например, живут Таджикистан и Киргизия, где на такие поступления приходится до 30% бюджета страны. Украина, по всей видимости, займет место в списке таких стран, но коллапса в «незалежной» это точно не вызовет.