Давно замечено: если бы не технологии, человечество до сих пор жило бы в лесу и молилось колесу. Шутку приписывают то некоему американцу, сделавшему состояние на разработках в сфере IT, то нашим «цифровым» спецам. Последние мало в чем уступают западным коллегам. И если судить по количеству предлагаемых ими нанопроектов на душу российского населения, то мы должны были уже давно не только догнать, но и перегнать Америку. Однако дальше проектов дело обычно не двигается. Или двигается с трудом.
Сколько говорилось, например, о солнечных батареях. Предполагалось, что южные регионы РФ перейдут на их активное использование «к концу первого десятилетия 2000-х». Не случилось. По крайней мере, в том масштабе, который планировался. Или, скажем, система «умного города», предполагающая автоматизацию дорог, бесперебойную связь, в том числе, со специализированными службами, самопрогревающимися в морозы стенами домов, и т. д. Но — та же история, что и с солнечными батареями.
Со связью вообще беда. Чуть в сторону от мегаполисов, и — пропадает. На трассе, ведущей от Петербурга до Мурманска, есть участки, протяженностью в сотни километров, начисто её лишенные.
Впрочем, кое-чего мы все-таки и достигли. Корреспондент «СП» убедилась в этом в начале июня, побродив по павильонам Петербургского международного экономического форума-2017. В одном из них привлек внимание автомобиль необычного дизайна. У него нет привычной в машинах водительской кабины. Как и багажника. Спереди и сзади авто выглядит абсолютно одинаково. Не обнаружилось ни руля, ни выхлопной трубы.
— А они здесь ни к чему, — вызвался помочь мне разобраться Алексей Гуськов, руководитель проекта, сотрудник Государственного Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (ФГУП НАМИ). — Данная машина, точнее, электробус проекта «Шаттл» является беспилотным. Управляется дистанционно. Машина компактная: длина — 4,6 м, ширина -2,0 м, высота — 2,45 м.
«СП»: — В большом городе на дорогах нередки «пробки». Через них с водителем-то бывает не «продраться»…
— Наш «Шаттл» разработан в первую очередь как элемент комплексной транспортной логистической системы, а не как единичное транспортное средство. Это важно для понимания его работы. Маршрут движения разрабатывается загодя. В электробусе есть собственная система программного обеспечения, множество датчиков, сенсоров, которые не позволят ему «въехать» куда не надо, остановиться там, где не это предусмотрено.
«СП»: — Какая у него максимальная скорость?
— Исходя из назначения — перевозка людей по конкретному маршруту — до 60 км/час. Хотя концептуально в данную конструкцию заложена возможность развивать на трассе свыше 100 км/час.
Разработали беспилотную маршрутку в НАМИ летом 2015-го молодые инженеры. Через год «пробный экземпляр» представили на Московском автосалоне. В основном, правда, чтобы просто заявить о своих амбициях (проще говоря, покрасоваться). «Шаттл» и сейчас, летом 2017-го, все ещё «доводится до ума». Разработчики и производители (КАМАЗ) рассчитывают, что в серийное производство он будет запущен «где-то к 2020 году».
Поинтересовалась у Алексея Валентиновича Гуськова, в какую сумму обошлось создание первого отечественного беспилотного микроавтобуса (вмещает, к слову, до 12 человек, сидячих мест — 6)? Он от ответа ушел, объяснив, что «это закрытая цифра». Но подтвердил, что деньги вложены серьезные. Уверил: не бюджетные.
Не очень понятно, и на каких именно пассажиров электробус рассчитан. Тех, что голосуют на дорогах? Или на работников крупных корпораций? Если на первых, осилят ли те плату за проезд, которая в нынешних-то «маршрутках» системы «раздолбай» под управлением мигрантов «кусается»?
Своё ноу-хау у специалистов Ростелекома. Совместно с одной питерской фирмой они разработали систему автоматического весового и габаритного контроля тяжеловесного транспорта. В основе системы, как утверждает один из представителей фирмы Алексей Воробьёв, универсальный интегрирующий модуль ПН, благодаря которому на получение нужной информации и её обработку уходят буквально секунды. Устанавливается она на федеральных трассах.
— Кому точно не понравятся наши электронные весы, так это тем, кто привык к перегрузам и бесконтрольности на дорогах, — уверяет А. Воробьев. — Теперь с превышением, даже незначительным, точно не проскочишь! А, значит, порядка на дорогах станет больше.
В начале нынешнего года такие весы появились в Нижегородской области. Тестировали их также на Вологодчине. По словам разработчиков, «претензий к данной системе от дальнобойщиков не поступало».
— Знаю я их, имел неудовольствие пользоваться. В частности, в Вологодской области, — комментирует для «СП» технологическую новинку петербуржец Михаил Щипачев, водитель-дальнобойщик с 20-летним стажем — В них же дикая погрешность! Нам говорят, заезжайте, не тормозя, можно на скорости — до 60−80 км/час., и проверка займет всего несколько секунд. Но при таких скоростях динамические нагрузки резко возрастают. И, значит, замеряемый вес будет выше реального. Стало быть, штрафа не миновать.
«СП»: — Большой вообще штраф за перегруз?
— Судите сами: за превышение даже в 100−200 граммов взимают 400 тысяч (!) рублей. Хотя перегруз может быть чисто техническим, например, из-за неравномерного размещения товара в машине. Фуры-то большие, в длину от 12 до 13,5 метра, не будешь же складывать там груз как кирпичики один к одному, правда? Да и не водители загружают машину.
«СП»: — И как быть? Без контроля все-таки нельзя.
— Нужно проводить взвешивание только с полной остановкой. И наказывать только за реальное нарушение, а не предполагаемое. Кстати, насчет автоматических электронных весов. Ты проехал, взвешиваясь, и умчался дальше. Результат не знаешь. А недели через две, когда груза уже нет и доказать что-либо невозможно, получаешь штрафную квитанцию. Такое впечатление, что разработчиками вместе с заказчиками так и задумывалось…
Немалый интерес вызвал на форуме и стенд питерской фирмы, разрабатывающей по заказу Министерства обороны РФ разные «хитрые штучки». Одна из них новинок — «браслет безопасности и контроля персонала».
С виду — обычные часы. Но циферблат и стрелки не главное в них. Главное — вмонтированная в часы система ГЛОНАС и множество микроскопических многофункциональных датчиков, которые помогают определить местонахождение человека в режиме реального времени и где бы он не находился: в горах, в небесах, под водой, в шахте и т. д. В чрезвычайных ситуациях хронометр срабатывает автоматически, подавая как звуковой, так и вибросигнал.
Сигнализировать может при необходимости и сам человек. Сообщать при этом свое местонахождение ему не требуется — это сделает за него «браслет безопасности».
— Разработка данного устройство заняла около двух лет, сейчас налаживаем производство, — рассказал «СП» Лев Кабанов, представляющий фирму-производителя. — Ими уже заинтересовались за рубежом. Например, англичане, с которыми у нас давние хорошие контакты.
«СП»: — Они что-то уже приобретали у вас?
— Несколько лет назад мы представили на одной из международных выставок беспроводные пожарные излучатели. Они вызвали тогда настоящий ажиотаж у иностранцев. Были подписаны контракты на их поставку с Великобританией, Канадой. И вот уже два года наши излучатели «украшают» Вестминстерский дворец Лондона, университет в Кембридже.
«СП»: — А дома, в России?
— Честного говоря, затрудняюсь сказать. Отечественные предприятия и организации предпочитают в основном импортное оборудование. Разве что МЧС заинтересовалось сейчас нашими браслетами, после того, как их показали военному министру Шойгу. Да некоторые охранные структуры.