Все дороги России — мимо Украины - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Все дороги России — мимо Украины - «Экономика» 00:00 Среда 0 758
9-08-2017, 00:00

Все дороги России — мимо Украины - «Экономика»


Все дороги России — мимо Украины - «Экономика»

Материал комментируют:

Роман Алехин

Вчера было запущено рабочее движение поездов по новой железной дороге, которая построена в Ростовской и Воронежской областях, в обход украинской территории. В перспективе она станет частью новой скоростной магистрали от Москвы до Черноморского побережья.

Дорогу хотели строить еще до войны

Еще с царских времен времени поезда, идущие с юга в центральные регионы (в частности, из Ростовской области в Воронежскую), преодолевали 26-километровый участок по территории Луганской области. В начале XX столетия, когда строилась эта железная дорога, инженеры просто выбрали самый короткий путь, однако после распада СССР участок пути оказался на территории соседнего государства.

Поначалу никакой проблемы это не представляло: на Луганщине располагается крошечная железнодорожная станция Зориновка (где даже нет пункта пограничного контроля), которая относилась к РЖД.

Впрочем, о строительстве новой скоростной дороги в обход соседнего государства было объявлено еще до начала гражданской войны на Украине. Дело в том, что по данному направлению идет основной грузопоток из европейской части России в черноморские порты и обратно. Однако старая дорога с растущим потоком грузов и пассажиров не справлялась.


Строительство обхода было предусмотрено федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Причем, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, российская сторона не собиралась отказываться от эксплуатации существующего участка железной дороги через Украину.

Однако с началом гражданской войны на Донбассе необходимость в эксплуатации старой дороги окончательно исчезла. Строили новую двухпутную линию ударными темпами: в 2015 году в проект было инвестировано государством 7 млрд. рублей (из которых 5,5 млрд. рублей составили расходы на строительно-монтажную часть), в прошлом году — 18 миллиардов, а в нынешнем потратили уже 31 миллиард.

Чтобы объехать Украину, нужно 800 км

Поначалу в РЖД обещали, что эксплуатация нового участка железной дороги начнется в 2018 году. Но с задачей, выходит, справились на полгода раньше.

Строительством новой железной дороги занимались четыре бригады Железнодорожных войск Минобороны: 34-я из Рязани, 37-я из Волгограда, 39-я из Краснодарского края и 48-я из Омска. Это напомнило времена строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа), когда в Забайкалье и на Дальнем Востоке были переброшены со всего СССР два корпуса войск общей численностью более 40 тысяч военнослужащих.

На границе с Украиной работы также пришлось проделать титанические: трасса обходного участка проходит на расстоянии от 5 до 25 км от государственной границы, пассажирские поезда могут развивать здесь скорость до 160 км/час, а грузовые — до 90 км/час.

На новом участке (в Воронежской и Ростовской областях) построены шесть железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези. Также построен мост через реку Белая Калитва, два железнодорожных, четыре автодорожных и один пешеходный путепроводы в Воронежской области, а в Ростовской — два пешеходных, четыре автодорожных и один железнодорожный.

Новая линия «Миллерово — Жуковка» должна стать составной частью другой, более масштабной, железной дороги в обход украинской территории. Будет построена новая скоростная линия (электрифицированная, двухпутная) от Прохоровки, что в Белгородской области, до Жуковки, от которой и начинается «обводная» линия. Следующий этап — это строительство 350-километровой линии от Чертково до Шахт. Ну а конечным пунктом новой дороги станет Батайск в Ростовской области.

В настоящее время существующая железная дорога от Прохоровки следует через украинские города Харьков, Чугуев, Изюм и Луганск. Новая же дорога общей протяженностью 800 км пройдет вблизи семи российских населенных пунктов, ее открытие позволит сократить время в пути между Москвой и Адлером на четыре часа — с нынешних 24 до 20. Предполагается, что суммарные инвестиции в мегапроект составят почти 480 млрд. рублей.

«Обходные» дороги были и в Чечне

У «Российских железных дорог» уже есть опыт строительства дорог в обход «воюющих» территорий. Стоит напомнить, что в 1994 году Железнодорожные войска начали строить 78-километровую дорогу «Кизляр — Карлан-Юрт» в обход Чечни: она позволяла напрямую добираться из Астрахани в Махачкалу и далее в Закавказье. По тем временам стоимость строительства была гигантской — 1 триллион рублей (правда, неденоминированных).

Однако и важность новой дороги была огромной: чтобы можно было без опаски пропускать поезда с грузами на иранское направление. Несмотря на сложные рельефные условия, построили линию в рекордно короткие сроки, всего за 270 дней, и уже в 1997 году по ней начали курсировать поезда. В 1998 году по новой дороге перевезли 3 млн. тонн транзитных (экспортно-импортных) грузов, что позволило еще и значительно увеличить перевалку в Махачкалинском морском порту до 400 тысяч тонн.

Впрочем, после окончания Чеченской войны террористическая активность переместилась в Дагестан, и в уже 2003 году боевики взорвали полотно новой железной дороги. Подобных инцидентов потом, к счастью, не было…

Еще один крупный инфраструктурный проект РЖД связан со строительством обходных линий на западном направлении, чтобы укрепить транспортные связи Урала с восточными районами страны. Дело в том, что значительные части Средне-Сибирской и Южно-Сибирской железнодорожных магистралей (с ответвлениями) расположены на территории Казахстана.

Скажем, Средне-Сибирская магистраль (начинается от Троицка и выходит к Барнаулу) «разрывается» казахской территорией, проходя через Кустанай и Кокчетав, а Южно-Сибирская магистраль, соединяющая Карталы и Артышту (станция близ Кемерово) проходит через Акмолинск (станция Астаны) и Павлодар.


«Мощный стимул для Южного макрорегиона»

Каковы перспективы нового инфраструктурного проекта? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашему постоянному эксперту по экономическим вопросам, основателю маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роману Алехину.

— Безусловно, на весь Южный макрорегион строительство железной дороги окажет положительное влияние. Во-первых, уже построены новые станции и подстанции. То есть создаются рабочие места. Плюс это послужит стимулом создать вокруг станций всю необходимую инфраструктуру.

Новые транспортные узлы традиционно становятся центром для привлечения инвестиций и строительства ряда дополнительных объектов. И само по себе строительство этой сопутствующей инфраструктуры может дать региону даже больше, чем уже готовая дорога.

Во-вторых, открытие направлений без пересечения с Украиной создает большие перспективы по перевозке грузов и увеличению пассажиропотока. Поэтому, как мне кажется, можно ожидать в ближайшее время улучшения экономических показателей Южного макрорегиона.


Материал комментируют: Роман Алехин Вчера было запущено рабочее движение поездов по новой железной дороге, которая построена в Ростовской и Воронежской областях, в обход украинской территории. В перспективе она станет частью новой скоростной магистрали от Москвы до Черноморского побережья. Дорогу хотели строить еще до войны Еще с царских времен времени поезда, идущие с юга в центральные регионы (в частности, из Ростовской области в Воронежскую), преодолевали 26-километровый участок по территории Луганской области. В начале XX столетия, когда строилась эта железная дорога, инженеры просто выбрали самый короткий путь, однако после распада СССР участок пути оказался на территории соседнего государства. Поначалу никакой проблемы это не представляло: на Луганщине располагается крошечная железнодорожная станция Зориновка (где даже нет пункта пограничного контроля), которая относилась к РЖД. Впрочем, о строительстве новой скоростной дороги в обход соседнего государства было объявлено еще до начала гражданской войны на Украине. Дело в том, что по данному направлению идет основной грузопоток из европейской части России в черноморские порты и обратно. Однако старая дорога с растущим потоком грузов и пассажиров не справлялась. Строительство обхода было предусмотрено федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Причем, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, российская сторона не собиралась отказываться от эксплуатации существующего участка железной дороги через Украину. Однако с началом гражданской войны на Донбассе необходимость в эксплуатации старой дороги окончательно исчезла. Строили новую двухпутную линию ударными темпами: в 2015 году в проект было инвестировано государством 7 млрд. рублей (из которых 5,5 млрд. рублей составили расходы на строительно-монтажную часть), в прошлом году — 18 миллиардов, а в нынешнем потратили уже 31 миллиард. Чтобы объехать Украину, нужно 800 км Поначалу в РЖД обещали, что эксплуатация нового участка железной дороги начнется в 2018 году. Но с задачей, выходит, справились на полгода раньше. Строительством новой железной дороги занимались четыре бригады Железнодорожных войск Минобороны: 34-я из Рязани, 37-я из Волгограда, 39-я из Краснодарского края и 48-я из Омска. Это напомнило времена строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа), когда в Забайкалье и на Дальнем Востоке были переброшены со всего СССР два корпуса войск общей численностью более 40 тысяч военнослужащих. На границе с Украиной работы также пришлось проделать титанические: трасса обходного участка проходит на расстоянии от 5 до 25 км от государственной границы, пассажирские поезда могут развивать здесь скорость до 160 км/час, а грузовые — до 90 км/час. На новом участке (в Воронежской и Ростовской областях) построены шесть железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези. Также построен мост через реку Белая Калитва, два железнодорожных, четыре автодорожных и один пешеходный путепроводы в Воронежской области, а в Ростовской — два пешеходных, четыре автодорожных и один железнодорожный. Новая линия «Миллерово — Жуковка» должна стать составной частью другой, более масштабной, железной дороги в обход украинской территории. Будет построена новая скоростная линия (электрифицированная, двухпутная) от Прохоровки, что в Белгородской области, до Жуковки, от которой и начинается «обводная» линия. Следующий этап — это строительство 350-километровой линии от Чертково до Шахт. Ну а конечным пунктом новой дороги станет Батайск в Ростовской области. В настоящее время существующая железная дорога от Прохоровки следует через украинские города Харьков, Чугуев, Изюм и Луганск. Новая же дорога общей протяженностью 800 км пройдет вблизи семи российских населенных пунктов, ее открытие позволит сократить время в пути между Москвой и Адлером на четыре часа — с нынешних 24 до 20. Предполагается, что суммарные инвестиции в мегапроект составят почти 480 млрд. рублей. «Обходные» дороги были и в Чечне У «Российских железных дорог» уже есть опыт строительства дорог в обход «воюющих» территорий. Стоит напомнить, что в 1994 году Железнодорожные войска начали строить 78-километровую дорогу «Кизляр — Карлан-Юрт» в обход Чечни: она позволяла напрямую добираться из Астрахани в Махачкалу и далее в Закавказье. По тем временам стоимость строительства была гигантской — 1 триллион рублей (правда, неденоминированных). Однако и важность новой дороги была огромной: чтобы можно было без опаски пропускать поезда с грузами на иранское направление. Несмотря на сложные рельефные условия, построили линию в рекордно короткие сроки, всего за 270 дней, и уже в 1997 году по ней начали курсировать поезда. В 1998 году по новой дороге перевезли 3 млн. тонн транзитных (экспортно-импортных) грузов, что позволило еще и значительно увеличить перевалку в Махачкалинском морском порту до 400 тысяч тонн. Впрочем, после окончания Чеченской войны террористическая активность переместилась в Дагестан, и в уже 2003 году боевики взорвали полотно новой железной дороги. Подобных инцидентов потом, к счастью, не было… Еще один крупный инфраструктурный проект РЖД связан со строительством обходных линий на западном направлении, чтобы укрепить транспортные связи Урала с восточными районами страны. Дело в том, что значительные части Средне-Сибирской и Южно-Сибирской железнодорожных магистралей (с ответвлениями) расположены на территории Казахстана. Скажем, Средне-Сибирская магистраль (начинается от Троицка и выходит к Барнаулу) «разрывается» казахской территорией, проходя через Кустанай и Кокчетав, а Южно-Сибирская магистраль, соединяющая Карталы и Артышту (станция близ Кемерово) проходит через Акмолинск (станция Астаны) и Павлодар. «Мощный стимул для Южного макрорегиона» Каковы перспективы нового инфраструктурного проекта? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашему постоянному эксперту по экономическим вопросам, основателю маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роману Алехину. — Безусловно, на весь Южный макрорегион строительство железной дороги окажет положительное влияние. Во-первых, уже построены новые станции и подстанции. То есть создаются рабочие места. Плюс это послужит стимулом создать вокруг станций всю необходимую инфраструктуру. Новые транспортные узлы традиционно становятся центром для привлечения инвестиций и строительства ряда дополнительных объектов. И само по себе строительство этой сопутствующей инфраструктуры может дать региону даже больше, чем уже готовая дорога. Во-вторых, открытие направлений без пересечения с Украиной создает большие перспективы по перевозке грузов и увеличению пассажиропотока. Поэтому, как мне кажется, можно ожидать в ближайшее время улучшения экономических показателей Южного макрорегиона.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl