Материал комментируют:
Дмитрий Журавлев
Юрий Крупнов
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов считает, что Казахстан может взять на себя лидерство в разрешении многих вопросов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Об этом он заявил, выступая на международном форуме «Евразийская неделя» 24 августа в Астане.
«Лидерство здесь России проявлять достаточно опасно. Хотя у нас есть и специалисты, и понимание, и своя утвержденная повестка. Но как только мы будем свою определенную роль выпячивать, сразу крики о том, что это политический проект Кремля и так далее. Мы признаем лидерство в этом проекте за Казахстаном, поскольку президент Казахстана был основоположником этой идеи, в 90-е годы начинал уже продвигать идею евразийства и евразийского партнерства и так далее», — сказал Шувалов,
По словам вице-премьера, Кремль хотел бы видеть лидерство Казахстана «в том числе и по проблемам ограничений и изъятий, и по проблемам построения цифровой экономики, и по многим другим важным проблемам, и по развитию самого Евразийского экономического союза». Вице-премьер также выразил надежду, что другие партнеры по Евразийскому союзу поддержат эту позицию.
«Мы все смотрим на Нурсултана Назарбаева в данном случае как на старейшину и лидера этой ценности Евразийского партнерства. Мы надеемся, что инициатива продвижения вперед будет формироваться в Казахстане», — заключил Шувалов.
Заявление довольно странное, поскольку и по размеру экономики и по геополитическому положению Россия неизмеримо влиятельнее Казахстана. Мало того является донором для некоторых членов ЕАЭС, о чём недавно рассказывала «Свободная пресса».
Так может ли улучшиться экономическая ситуация в ЕАЭС, если главным драйвером его развития станет Астана?
— Это действительно странное заявление Игоря Шувалова, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — И странное оно не потому, что признаётся первенство Казахстана в ЕАЭС. А именно потому, что таким образом Кремль пытается дистанцироваться от того, что этот проект выгоден и России. Можно было бы сделать заявление о лидерстве нашего соседа в связи с мощным ростом его экономики, инновационным развитием, если бы это было правдой. А так получается что-то вроде того, когда мальчик говорит: «Мама, конфетку съела собака, это я тебе говорю потому, что на самом деле съел конфетку я, но мне страшно признаться». Ведь и так ясно, что Россия заинтересована в экономической интеграции евразийского пространства не меньше, если не больше, Казахстана.
Что касается того, кто фактически будет лидером ЕАЭС, то тут во многом зависит от выбора России. Если наше руководство посчитает, что Казахстану необходимо передать лидерство на евразийском пространстве, так оно и будет. Правда, надо ещё спросить у Казахстана, хочет ли он этого лидерства.
Объективно Россия всё равно останется главной страной ЕАЭС. И не только потому, что у нас самая мощная экономика, но и потому, что три ключевые страны Союза объединены в единое территориальное пространство именно благодаря России. Белоруссия с Казахстаном не имеет общих границ.
«СП»: — Насколько оправданным будет то, что Россия добровольно оттесняет себя на вторые роли? Ведь кроме прочего, мы ещё и являемся главными донорами ЕАЭС. То есть получается: вот вам наши деньги и управляйте нами…
— Тактически это могло бы иметь смысл. Если бы мы таких заявлений не делали, но сознательно ушли в тень. Это помогло бы нам решить какие-то проблемы на сиюминутном уровне. Поскольку, давайте откровенно говорить, против Казахстана нет санкций, его всячески приветствуют на Западе. При этом и в исламском мире он как бы свой. Но если мы отходим в тень, и говорим, для чего мы это сделали, то это, как минимум, сильно снижает эффект. Всё равно все амбиции Евразийского союза будут восприниматься как «проект Кремля».
Что касается среднесрочной перспективы, Россия всё равно будет оставаться геополитическим центром Евразийского союза, даже если мы захотим это изменить. Нельзя отменить закон всемирного тяготения даже голосованием в ООН. Понятно, что без России ЕАЭС потеряет смысл и не сможет существовать.
Вопрос ещё в том, что в экономическом и административном плане последует за таким заявлением. Пока непонятно. Допустим, по большинству важных вопросов на заседаниях председательствовать будет Казахстан. А вот предоставим ли мы при этом ещё и контроль за финансовыми потоками Астане? Я сильно в этом сомневаюсь, но если это произойдёт, то тут могут быть разные варианты. Поскольку Казахстан может получить приоритет, где какие налоговые ставки вводить и так далее. Там есть масса нюансов, по которым всем сторонам приходится друг другу уступать. Условно говоря: вы согласитесь на наши тарифы, а мы согласимся на ваши налоги. И появление официального «главного» в ЕАЭС этот баланс может сильно нарушить. Пока же из заявления Шувалова понять невозможно, что подразумевается под лидерством Казахстана в ЕАЭС.
«СП»: — Нет ли в заявлении Шувалова попытки увести Казахстан от растущего китайского влияния?
— Можно пытаться делать всё что угодно, в том числе объявлять север югом и наоборот. Но совершенно ясно, если Казахстан поймёт, что сотрудничество с Китаем ему даёт больше преференций, никакие наши реверансы не помогут. Однако казахи считают хорошо, и пока, несмотря на все издержки Евразийского союза, он их устраивает.
При этом надо понимать, что экономическая экспансия Китая в Среднюю Азию будет продолжать вне зависимости от того, о чём мы договоримся с Казахстаном или Киргизией. Какую бы позицию не занимал заяц, интересы волка чётко определены. Китай — огромная экономика, ему для своего существования надо максимально расширяться, иначе он взорвётся, как скороварка. А ключевым для Китая в Центральной Азии является проект Нового Шёлкового пути. Но в том-то и дело, что в этом проекте для Поднебесной Россия важна не меньше, чем Казахстан. Можно, конечно, через Закавказье провести этот путь, но фактор нестабильности тех регионов вызывает большие сомнения в том, что это рационально. Всё равно, основная масса китайских товаров, скорей всего, пойдёт в Европу через Казахстан и Россию. А значит, и Китай сейчас не заинтересован в разрушении Евразийского союза. Поскольку для Пекина обеспечить бесперебойную поставку товаров в Европу важнее всего остального.
— С моей точки зрения, заявление Игоря Шувалова звучит как отказ от дальнейшей евразийской интеграции, — говорит председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — При этом чиновник с аппаратным изяществом переводит «стрелки» на соседа. По большому счёту, это не удивительно. Давайте скажем откровенно, что евразийская интеграция зашла в тупик. Это произошло потому, что те, кого Кремль уполномочил заниматься строительством ЕАЭС, просто решили всё списывать с Евросоюза, попытаться перенести его устройство на постсоветское пространство. В то время как нам нужна оригинальная, самобытная модель евразийской интеграции. По сути, нам нужен путь к новой большой стране, которую мы в перспективе построим. Шувалов этого не может обеспечить, поэтому и делает такие пасы в сторону Казахстана.