Система государственного управления в России серьезно отстает от запросов экономики. Об этом 8 сентября заявил глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин на Московском финансовом форуме.
Экс-министр финансов напомнил, что в РФ нет стратегического планирования, хотя соответствующий закон имеется. Поручения на долгосрочный период не выполняются, и никто ответственности за это не несет.
«У нас нет даже системы мониторинга, постоянного отслеживания стратегических задач. Я попытался найти отчетность по реализации национальных проектов — такой отчетности нет. То есть, мы не знаем результатов выполнения ключевых национальных проектов страны», — констатировал Кудрин.
80% чиновников, по данным ЦСР, занимаются текущими, а не стратегическими задачами. Причем не своими основными функциями, а сиюминутными поручениями, выходящими за рамки их обязанностей.
Еще одна проблема — скорость принятия решений. Чиновники могут отвечать на запросы и месяц, и два, указал Кудрин. При этом сроки технически вполне можно сократить.
Нет сегодня и системы проверки работы госслужащих. Кудрин считает, что этот пробел можно ликвидировать введением KPI (Key Performance Indicator — количественно измеримый индикатор достигнутых результатов). Заодно это помогло бы снизить коррупцию среди госслужащих.
Начать реформу госуправления экс-министр финансов предлагает с полной инвентаризации функций чиновников. По его оценке, такая работа займет шесть лет, и позволит убрать лишние звенья в управленческих цепочках, прежде всего при межведомственном взаимодействии.
Еще одним направлением может стать цифровизация системы управления, что позволит, по словам Кудрина, сократить число чиновников на треть за шесть лет и снизить издержки на госуправление на 0,3% ВВП.
Между тем Россия нуждается в эффективном управлении хотя бы потому, что возможности для развития страны в рамках нынешней модели неуклонно сокращаются. Как стало известно СМИ, 2018 год с точки зрения расхождения заявок министерств на бюджетные расходы с реальными планами Минфина по тратам будет рекордным. По состоянию на 6 сентября несогласованными остаются заявки следующего года на 1,8 трлн рублей, на 2019 год — на 2,2 трлн, на 2020 год — 2,4 трлн.
Причем, следующая бюджетная трехлетка принципиально отличается от предыдущих — даже задействовав объединенные Резервный фонд и ФНБ, финансовое ведомство в принципе не сможет удовлетворить даже 50% заявок. Мало того, при заявленной в проекте бюджета программе заимствований на рынке ОФЗ порядка 1 трлн руб. в год почти невозможно удовлетворить заявки и через наращивание госдолга.
Поможет ли реформа госуправления найти выход из тупика?
— Реформа госуправления — вопрос подчиненный, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — На деле, нужно делать инвентаризацию не только функций чиновников, но и проводить всесторонний анализ функционирования всей российской экономики — по отраслям и группам интересов. Это позволит выявить негативные тенденции, которые носят институциональный характер, и в дальнейшем устранить их.
На мой взгляд, в экономике нужны радикальные преобразования, чтобы у хозяйствующих субъектов возникла новая мотивация для развития. И надо понимать: любая экономическая программа осуществляется людьми и для людей. Поэтому в России, я считаю, предстоит вырастить целый класс, который заинтересован в изменениях.
По сути, нужна критическая масса граждан, которые хотели бы ускорения развития страны и строительства адекватной по современным меркам экономики. Но наш политический класс, — который, к слову сказать, очень мал, — не заинтересован в стратегическом развитии.
Словом, проблема шире. Она не исчерпывается реформой госуправления, и подразумевает ломку многих архаичных структур, сложившихся в российской экономике.
«СП»: — Ну а чиновников-то сокращать нужно?
— Нужно, тут и спорить не о чем. Ясно, что за тучные годы у нас разрослась целая армия чиновников. И я считаю, не нужно на сокращение этой армии отводить целых шесть лет, как предлагает Кудрин. Сейчас есть современные информационные технологии, которые позволят максимум за год убрать целые прослойки госслужащих, и резко сократить число чиновничьих «кормушек».
Но это, замечу, не породит новую мотивацию для развития. Краеугольная, я считаю, проблема на этом пути — условные права собственности в России. Чтобы российская экономика по-настоящему заработала, нужно, чтобы люди поверили: результаты их труда при любом раскладе останутся за ними. Сегодня же гражданам, желающим открыть собственное дело, либо вставляют палки в колеса, либо норовят прибыльное дело отобрать.
Есть еще одна проблема: иллюзия, что конкуренция в экономике возникнет сама собой. На деле, эффективная бюрократия должна насаждать конкуренцию сверху, насильственным путем борясь с монополизмом и неофеодализмом. Иначе в регионах и дальше будут править бал группы бизнесменов и чиновников, которые конкуренцию всячески подавляют, а экономику тормозят.
Замечу, на заре капитализма «верхи» именно так и поступали — убирали торговые барьеры, заставляли феодальные структуры отойти в сторону, чтобы создать единый рынок. Как раз такая политика — насаждение конкуренции сверху — дала толчок развитию стран Запада на долгий период. России, я считаю, было бы неплохо воспользоваться этим опытом.
Одновременно нам необходимо укрепить так называемое контрактное право. У нас сегодня нет юридической практики, при которой люди были бы уверены в исполнении договоров. Государство в России не выступает гарантом исполнения контрактов, напротив, оно воспринимается как опасная сила, которая сама может нарушить любой контракт. В этом также заключается огромная проблема.
«СП»: — Вы говорите, для развития России нужно сломать много архаичных структур. Какая из них тормозит экономику в наибольшей степени?
— Я считаю, наша финансовая система — архаичная и совершенно не развивающаяся. Между тем, без современной финансовой системы экономика России не заработает, даже если сменить весь нынешний госаппарат.
Российская финансовая система на глазах становится все более монополизированной и распределительной. Она покрывает огромные убытки неэффективных госструктур, выкидывает триллионы рублей в год на ветер и вгоняет в долги население.
По сути, из-за нынешней финансовой системы доступ к деньгам в России крайне затруднен. Из-за этого в стране нет инвестиционных банков и фондов, которые бы могли выступать гарантами проектов среднего бизнеса.
На деле, наша система сводится к нескольким крупнейшим банкам, которыми заправляет российская финансовая бюрократия. Эта бюрократия высасывает ресурсы из экономики, и потому не менее опасна, чем бюрократия правительственная.
Финансовая бюрократия мало того, что официально получает огромные деньги. Она извлекает прибыть невыгодным для общества способом, и все больше затрудняет финансовую деятельность для всех других участников рынка. Но об этом Алексей Кудрин, замечу, не говорит. Возможно, потому, что к финансовой бюрократии принадлежит и он сам.