Россия спасется, избавившись от каждого третьего чиновника - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Россия спасется, избавившись от каждого третьего чиновника - «Экономика» 19:00 Воскресенье 0 582
10-09-2017, 19:00

Россия спасется, избавившись от каждого третьего чиновника - «Экономика»


Россия спасется, избавившись от каждого третьего чиновника - «Экономика»

Система государственного управления в России серьезно отстает от запросов экономики. Об этом 8 сентября заявил глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин на Московском финансовом форуме.

Экс-министр финансов напомнил, что в РФ нет стратегического планирования, хотя соответствующий закон имеется. Поручения на долгосрочный период не выполняются, и никто ответственности за это не несет.

«У нас нет даже системы мониторинга, постоянного отслеживания стратегических задач. Я попытался найти отчетность по реализации национальных проектов — такой отчетности нет. То есть, мы не знаем результатов выполнения ключевых национальных проектов страны», — констатировал Кудрин.

80% чиновников, по данным ЦСР, занимаются текущими, а не стратегическими задачами. Причем не своими основными функциями, а сиюминутными поручениями, выходящими за рамки их обязанностей.

Еще одна проблема — скорость принятия решений. Чиновники могут отвечать на запросы и месяц, и два, указал Кудрин. При этом сроки технически вполне можно сократить.

Нет сегодня и системы проверки работы госслужащих. Кудрин считает, что этот пробел можно ликвидировать введением KPI (Key Performance Indicator — количественно измеримый индикатор достигнутых результатов). Заодно это помогло бы снизить коррупцию среди госслужащих.


Начать реформу госуправления экс-министр финансов предлагает с полной инвентаризации функций чиновников. По его оценке, такая работа займет шесть лет, и позволит убрать лишние звенья в управленческих цепочках, прежде всего при межведомственном взаимодействии.

Еще одним направлением может стать цифровизация системы управления, что позволит, по словам Кудрина, сократить число чиновников на треть за шесть лет и снизить издержки на госуправление на 0,3% ВВП.

Между тем Россия нуждается в эффективном управлении хотя бы потому, что возможности для развития страны в рамках нынешней модели неуклонно сокращаются. Как стало известно СМИ, 2018 год с точки зрения расхождения заявок министерств на бюджетные расходы с реальными планами Минфина по тратам будет рекордным. По состоянию на 6 сентября несогласованными остаются заявки следующего года на 1,8 трлн рублей, на 2019 год — на 2,2 трлн, на 2020 год — 2,4 трлн.

Причем, следующая бюджетная трехлетка принципиально отличается от предыдущих — даже задействовав объединенные Резервный фонд и ФНБ, финансовое ведомство в принципе не сможет удовлетворить даже 50% заявок. Мало того, при заявленной в проекте бюджета программе заимствований на рынке ОФЗ порядка 1 трлн руб. в год почти невозможно удовлетворить заявки и через наращивание госдолга.

Поможет ли реформа госуправления найти выход из тупика?

— Реформа госуправления — вопрос подчиненный, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — На деле, нужно делать инвентаризацию не только функций чиновников, но и проводить всесторонний анализ функционирования всей российской экономики — по отраслям и группам интересов. Это позволит выявить негативные тенденции, которые носят институциональный характер, и в дальнейшем устранить их.

На мой взгляд, в экономике нужны радикальные преобразования, чтобы у хозяйствующих субъектов возникла новая мотивация для развития. И надо понимать: любая экономическая программа осуществляется людьми и для людей. Поэтому в России, я считаю, предстоит вырастить целый класс, который заинтересован в изменениях.

По сути, нужна критическая масса граждан, которые хотели бы ускорения развития страны и строительства адекватной по современным меркам экономики. Но наш политический класс, — который, к слову сказать, очень мал, — не заинтересован в стратегическом развитии.

Словом, проблема шире. Она не исчерпывается реформой госуправления, и подразумевает ломку многих архаичных структур, сложившихся в российской экономике.

«СП»: — Ну а чиновников-то сокращать нужно?

— Нужно, тут и спорить не о чем. Ясно, что за тучные годы у нас разрослась целая армия чиновников. И я считаю, не нужно на сокращение этой армии отводить целых шесть лет, как предлагает Кудрин. Сейчас есть современные информационные технологии, которые позволят максимум за год убрать целые прослойки госслужащих, и резко сократить число чиновничьих «кормушек».

Но это, замечу, не породит новую мотивацию для развития. Краеугольная, я считаю, проблема на этом пути — условные права собственности в России. Чтобы российская экономика по-настоящему заработала, нужно, чтобы люди поверили: результаты их труда при любом раскладе останутся за ними. Сегодня же гражданам, желающим открыть собственное дело, либо вставляют палки в колеса, либо норовят прибыльное дело отобрать.

Есть еще одна проблема: иллюзия, что конкуренция в экономике возникнет сама собой. На деле, эффективная бюрократия должна насаждать конкуренцию сверху, насильственным путем борясь с монополизмом и неофеодализмом. Иначе в регионах и дальше будут править бал группы бизнесменов и чиновников, которые конкуренцию всячески подавляют, а экономику тормозят.

Замечу, на заре капитализма «верхи» именно так и поступали — убирали торговые барьеры, заставляли феодальные структуры отойти в сторону, чтобы создать единый рынок. Как раз такая политика — насаждение конкуренции сверху — дала толчок развитию стран Запада на долгий период. России, я считаю, было бы неплохо воспользоваться этим опытом.

Одновременно нам необходимо укрепить так называемое контрактное право. У нас сегодня нет юридической практики, при которой люди были бы уверены в исполнении договоров. Государство в России не выступает гарантом исполнения контрактов, напротив, оно воспринимается как опасная сила, которая сама может нарушить любой контракт. В этом также заключается огромная проблема.

«СП»: — Вы говорите, для развития России нужно сломать много архаичных структур. Какая из них тормозит экономику в наибольшей степени?

— Я считаю, наша финансовая система — архаичная и совершенно не развивающаяся. Между тем, без современной финансовой системы экономика России не заработает, даже если сменить весь нынешний госаппарат.


Российская финансовая система на глазах становится все более монополизированной и распределительной. Она покрывает огромные убытки неэффективных госструктур, выкидывает триллионы рублей в год на ветер и вгоняет в долги население.

По сути, из-за нынешней финансовой системы доступ к деньгам в России крайне затруднен. Из-за этого в стране нет инвестиционных банков и фондов, которые бы могли выступать гарантами проектов среднего бизнеса.

На деле, наша система сводится к нескольким крупнейшим банкам, которыми заправляет российская финансовая бюрократия. Эта бюрократия высасывает ресурсы из экономики, и потому не менее опасна, чем бюрократия правительственная.

Финансовая бюрократия мало того, что официально получает огромные деньги. Она извлекает прибыть невыгодным для общества способом, и все больше затрудняет финансовую деятельность для всех других участников рынка. Но об этом Алексей Кудрин, замечу, не говорит. Возможно, потому, что к финансовой бюрократии принадлежит и он сам.


Система государственного управления в России серьезно отстает от запросов экономики. Об этом 8 сентября заявил глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин на Московском финансовом форуме. Экс-министр финансов напомнил, что в РФ нет стратегического планирования, хотя соответствующий закон имеется. Поручения на долгосрочный период не выполняются, и никто ответственности за это не несет. «У нас нет даже системы мониторинга, постоянного отслеживания стратегических задач. Я попытался найти отчетность по реализации национальных проектов — такой отчетности нет. То есть, мы не знаем результатов выполнения ключевых национальных проектов страны», — констатировал Кудрин. 80% чиновников, по данным ЦСР, занимаются текущими, а не стратегическими задачами. Причем не своими основными функциями, а сиюминутными поручениями, выходящими за рамки их обязанностей. Еще одна проблема — скорость принятия решений. Чиновники могут отвечать на запросы и месяц, и два, указал Кудрин. При этом сроки технически вполне можно сократить. Нет сегодня и системы проверки работы госслужащих. Кудрин считает, что этот пробел можно ликвидировать введением KPI (Key Performance Indicator — количественно измеримый индикатор достигнутых результатов). Заодно это помогло бы снизить коррупцию среди госслужащих. Начать реформу госуправления экс-министр финансов предлагает с полной инвентаризации функций чиновников. По его оценке, такая работа займет шесть лет, и позволит убрать лишние звенья в управленческих цепочках, прежде всего при межведомственном взаимодействии. Еще одним направлением может стать цифровизация системы управления, что позволит, по словам Кудрина, сократить число чиновников на треть за шесть лет и снизить издержки на госуправление на 0,3% ВВП. Между тем Россия нуждается в эффективном управлении хотя бы потому, что возможности для развития страны в рамках нынешней модели неуклонно сокращаются. Как стало известно СМИ, 2018 год с точки зрения расхождения заявок министерств на бюджетные расходы с реальными планами Минфина по тратам будет рекордным. По состоянию на 6 сентября несогласованными остаются заявки следующего года на 1,8 трлн рублей, на 2019 год — на 2,2 трлн, на 2020 год — 2,4 трлн. Причем, следующая бюджетная трехлетка принципиально отличается от предыдущих — даже задействовав объединенные Резервный фонд и ФНБ, финансовое ведомство в принципе не сможет удовлетворить даже 50% заявок. Мало того, при заявленной в проекте бюджета программе заимствований на рынке ОФЗ порядка 1 трлн руб. в год почти невозможно удовлетворить заявки и через наращивание госдолга. Поможет ли реформа госуправления найти выход из тупика? — Реформа госуправления — вопрос подчиненный, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — На деле, нужно делать инвентаризацию не только функций чиновников, но и проводить всесторонний анализ функционирования всей российской экономики — по отраслям и группам интересов. Это позволит выявить негативные тенденции, которые носят институциональный характер, и в дальнейшем устранить их. На мой взгляд, в экономике нужны радикальные преобразования, чтобы у хозяйствующих субъектов возникла новая мотивация для развития. И надо понимать: любая экономическая программа осуществляется людьми и для людей. Поэтому в России, я считаю, предстоит вырастить целый класс, который заинтересован в изменениях. По сути, нужна критическая масса граждан, которые хотели бы ускорения развития страны и строительства адекватной по современным меркам экономики. Но наш политический класс, — который, к слову сказать, очень мал, — не заинтересован в стратегическом развитии. Словом, проблема шире. Она не исчерпывается реформой госуправления, и подразумевает ломку многих архаичных структур, сложившихся в российской экономике. «СП»: — Ну а чиновников-то сокращать нужно? — Нужно, тут и спорить не о чем. Ясно, что за тучные годы у нас разрослась целая армия чиновников. И я считаю, не нужно на сокращение этой армии отводить целых шесть лет, как предлагает Кудрин. Сейчас есть современные информационные технологии, которые позволят максимум за год убрать целые прослойки госслужащих, и резко сократить число чиновничьих «кормушек». Но это, замечу, не породит новую мотивацию для развития. Краеугольная, я считаю, проблема на этом пути — условные права собственности в России. Чтобы российская экономика по-настоящему заработала, нужно, чтобы люди поверили: результаты их труда при любом раскладе останутся за ними. Сегодня же гражданам, желающим открыть собственное дело, либо вставляют палки в колеса, либо норовят прибыльное дело отобрать. Есть еще одна проблема: иллюзия, что конкуренция в экономике возникнет сама собой. На деле, эффективная бюрократия должна насаждать конкуренцию сверху, насильственным путем борясь с монополизмом и неофеодализмом. Иначе в регионах и дальше будут править бал группы бизнесменов и чиновников, которые конкуренцию всячески подавляют, а экономику тормозят. Замечу, на заре капитализма «верхи» именно так и поступали — убирали торговые барьеры, заставляли феодальные структуры отойти в сторону, чтобы создать единый рынок. Как раз такая политика — насаждение конкуренции сверху — дала толчок развитию стран Запада на долгий период. России, я считаю, было бы неплохо воспользоваться этим опытом. Одновременно нам необходимо укрепить так называемое контрактное право. У нас сегодня нет юридической практики, при которой люди были бы уверены в исполнении договоров. Государство в России не выступает гарантом исполнения контрактов, напротив, оно воспринимается как опасная сила, которая сама может нарушить любой контракт. В этом также заключается огромная проблема. «СП»: — Вы говорите, для развития России нужно сломать много архаичных структур. Какая из них тормозит экономику в наибольшей степени? — Я считаю, наша финансовая система — архаичная и совершенно не развивающаяся. Между тем, без современной финансовой системы экономика России не заработает, даже если сменить весь нынешний госаппарат. Российская финансовая система на глазах становится все более монополизированной и распределительной. Она покрывает огромные убытки неэффективных госструктур, выкидывает триллионы рублей в год на ветер и вгоняет в долги население. По сути, из-за нынешней финансовой системы доступ к деньгам в России крайне затруднен. Из-за этого в стране нет инвестиционных банков и фондов, которые бы могли выступать гарантами проектов среднего бизнеса. На деле, наша система сводится к нескольким крупнейшим банкам, которыми заправляет российская финансовая бюрократия. Эта бюрократия высасывает ресурсы из экономики, и потому не менее опасна, чем бюрократия правительственная. Финансовая бюрократия мало того, что официально получает огромные деньги. Она извлекает прибыть невыгодным для общества способом, и все больше затрудняет финансовую деятельность для всех других участников рынка. Но об этом Алексей Кудрин, замечу, не говорит. Возможно, потому, что к финансовой бюрократии принадлежит и он сам.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl