Материал комментируют:
Игорь Юшков
Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал свою страну единственным новым энергетическим источником для Европы на фоне роста ее потребности в природном газе.
«Развитие энергетического сектора в Азербайджане не ограничивается пределами наших границ. У нас семь трубопроводов. По трем из них транспортируется нефть: два из них ведут к Черному, один — к Средиземному морю. Количество газопроводов равно четырем, по ним мы можем транспортировать газ во всех направлениях — Грузия, Турция, Иран и Россия», — сообщил Алиев на встрече с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета ЕС.
По словам Алиева, вся работа по созданию современной транспортной инфраструктуры и обеспечению ее безопасности уже проделана. При этом крупнейшим рынком сбыта для Азербайджана станет Европа. Самый новый и наиболее крупный газопровод тянется из Баку в Италию, сейчас его строительство продолжается.
«В Европе потребность в природном газе будет возрастать, а Азербайджан является единственным для Европы новым энергетическим источником. В настоящее время используются все остальные источники, обеспечивающие Европу газом. Азербайджан является новым источником, расположен недалеко, запасы велики, он обладает потенциалом, достаточным на очередные десятилетия», — заявил президент.
Алиев добавил, что государство тесно сотрудничает с Европейской комиссией. В Баку уже несколько раз состоялись заседания Консультативного совета «Южного газового коридора», на которых присутствовали вице-президенты ЕК.
«Южный газовый коридор» — это проект расширения Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), а также строительства в Турции Трансанатолийского газопровода (TANAP) и его продления до Европы — Трансадриатического газопровода (TAP). Он предусматривает транспортировку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу. На первоначальном этапе в качестве основного ресурса для ЮГК рассматривается газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки месторождения «Шах-Дениз». В дальнейшем к проекту могут подключиться другие источники, в том числе месторождения Ирана, Туркменистана и Ирака. Это позволит нарастить экспорт газа в Европу до 30 миллиардов кубометров в год.
Заявленная стоимость проекта — 45 миллиардов долларов, его предполагаемая протяженность — 3500 километров. Первую поставку газа по ЮГК в Европу планируется осуществить в 2020 году. Евросоюз называет этот проект приоритетным и рассматривает его, как способ диверсификации своих поставок газа и защиты рынок от «энергетических шоков».
Однако ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе Азербайджан не сможет составить конкуренцию «Газпрому» на европейском рынке.
— Алиев очень хитро сформулировал свои слова. Он говорит о том, что Азербайджан — единственный новый источник газа в Европу, и здесь он прав. Сейчас этот газ в Европу не поступает, а когда пойдет, он станет новым источником энергоресурсов. Но речь идет о совсем небольших объемах, порядка 8−10 миллиардов кубометров газа в год, из них около шести — в Италию, и по одному в Грецию и Болгарию. Еще около 8−10 миллиардов кубов может пойти в Турцию. Таким образом, новые поставки азербайджанского газа куда-либо минимальны.
8 или даже 10 миллиардов кубов погоды на европейском рынке не делают и Россию не подвинут. Более серьезная конкуренция с азербайджанским газом возможна у «Газпрома» на турецком рынке, и то, Турция заложила новые поставки из Азербайджана в счет расширения газовой генерации, а не сокращения российских поставок.
«СП»: — Но если говорить о перспективе, может ли Азербайджан нарастить поставки?
— Сейчас главная проблема самого Азербайджана — в добыче. Они не могут расширить производственные мощности, более того, у них возникают трудности и на уже действующих проектах. Мощности оказались гораздо ниже, чем ожидалось, а падение добычи происходит быстрее, чем рассчитывали. Поэтому вопрос в том, сможет ли Азербайджан выполнить все те контракты, которые он уже заключил.
Баку может оказаться в ловушке — они заключили экспортных контрактов на газ больше, чем могут произвести. Пока что все идет к тому, что Азербайджан будет закупать российский газ для того, чтобы ему хватило и на собственные нужды, и на экспорт. Они могут использовать российский газ для внутреннего потребления, а экспортировать — с новых проектов, в том числе «Шах-Дениз» по обязательствам с акционерами.
«СП»: — Почему бы тогда «Газпрому» не поставлять газ по этой же трубе напрямую?
— «Южный газовый коридор» получил исключение из Третьего энергопакета. В его отношении европейцы отказались от применения собственного законодательства о том, что другие компании обязаны иметь доступ к трубе. Азербайджан может полностью загружать газопровод и ни на что не обращать внимания. Сейчас «Газпром» туда просто не влезет — существующей мощности трубы не хватит (ЕК разрешила азербайджанской SOCAR заполнять TAP собственным газом полностью. Хотя по европейским энергетическим нормам должен быть обеспечен конкурентный доступ к трубе на европейской территории для любого поставщика газа. Например, «Газпрому» изначально разрешили использовать только 50% мощностей трубы OPAL в Германии, и решение расширить эту квоту за неимением конкурентов оспаривалось Польшей в суде, — прим. авт.)
Это, кстати, очень показательная история, на что «Газпром» регулярно указывает. Когда речь идет о российских газопроводах, европейцы требуют соблюдение энергопакета до буквы. Когда же речь идет о любых альтернативных проектах, они готовы освободить их от регулирования и предоставить всевозможные исключения.
О том, что Азербайджан может не справиться с взятыми на себя обязательствами, говорил в июне и заместитель правления «Газпрома» Александр Медведев. По его словам, Трансадриатический газопровод (TAP) рискует быть недозагруженным, так как Азербайджан все больше газа закачивает в пласт для поддержания добычи нефти, которая является основным источником наполнения бюджета страны.
«Ситуация, в которой построенная труба будет лежать не заполненной, — противоестественна. Теоретически в реализации проекта Poseidon (один из вариантов продления „Турецкого потока“, — прим. авт.) было бы возможно использовать мощности газопровода TAP. Но мы здесь ни в коем случае не собираемся быть просителями. Тут голова должна болеть у владельцев газопровода TAP», — сказал Медведев.
Он добавил, что участники ТАР могут попробовать найти взаимопонимание с «Газпромом». «Мы открыты для любых вариантов развития бизнеса в Европе и считаем, что сотрудничество было бы идеальным. Но никого заставлять мы не собираемся», — заявил Медведев.
В конце сентября на встрече с главой Минэкономразвития РФ Максимом Орешкиным на российско-азербайджанском межрегиональном форуме его коллега из Азербайджана Шахин Мустафаев заявил, что стороны ведут переговоры по газу. В сентябре 2015 «Газпром» начал поставки природного газа в Азербайджан. Контракт заключен сроком на пять лет и предусматривает экспорт до двух миллиардов кубометров газа в год, причем обсуждалась возможность и увеличения этого объема до пяти миллиардов.
«По газу наши компании ведут переговоры, если будут выгодны для обеих стран эти сделки, они будут подписаны», — сообщил азербайджанский министр.
По данным компании ВР, которая возглавляет консорциум, разрабатывающий «Шах-Дениз», в первом полугодии 2017 года объемы добычи на месторождении сократились на 5,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 5,1 млрд. куб. м. При этом операционные затраты возросли на 10,7% в годовом исчислении — до 249 млн долл., а капитальные затраты составили 1,64 млрд долл. и были направлены на реализацию второй стадии разработки «Шах-Дениз».
Консорциум во главе с ВР планирует в рамках второй стадии увеличить объемы извлечения газа до 25 млрд кубометров в год. В прошлом году на «Шах-Дениз» было добыто 9,9 млрд. куб. м.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что эта ситуация может привести к тому, что в будущем «Газпром» сам присоединится к ЮГК.
— «Газпром» в перспективе сможет присоединиться к Южному газовому коридору, если захочет повести «Турецкий поток» в Европу. Да, для TANAP сделали исключение в рамках Третьего энергопакета, но такая комбинация возможна, и присоединение «Газпрома» к этому маршруту, особенно в случае его недозагрузки, не исключено.
«СП»: — То есть Азербайджан не составит конкуренции для «Газпрома» на европейском рынке?
— Давайте посмотрим на цифры. На первом этапе запланировано, что в Европу будет уходить около 10 миллиардов кубометров газа в год. «Газпром» сегодня поставляет примерно в 17 раз больше (в 2016 году в Европу было поставлено 178,3 млрд. кубометров газа, — прим. авт.)
Это одно из направлений диверсификации энергопоставок для Европы. Но сказать, что оно кардинально повлияет на позиции «Газпрома», нельзя.
Хотя, безусловно, конкуренция на европейском рынке возрастает. Но в глобальном плане большую опасность для «Газпрома» представляет сжиженный газ, а не другие газопроводные проекты. СПГ — это гораздо более серьезный конкурент, чем другие трубы.