Материал комментируют:
Денис Денисов
Михаил Кривогуз
Власти Украины все еще надеются получить очередной транш МВФ до конца года. Однако, как пишут местные СМИ, руководство фонда пока что не приняло решение о выделении денег. Камнем преткновения, скорее всего, стал вопрос о новом повышении тарифов на газ для населения. Но есть и другие пункты, по которым стороны не могут прийти к соглашению.
«Мы ожидаем транш до конца года, — заявил министр финансов „незалежной“ Александр Данилюк 15 октября на брифинге после встречи с руководством МВФ в Вашингтоне. — Мы продвинулись, зафиксировали определенные принципы, переговоры продолжаются».
Напомним, что МВФ утвердил четырехлетнюю кредитную программу для Украины в размере 17,5 млрд долл. в марте 2015 года. Она сменила двухлетнюю программу 2014 года, которая так и не была выполнена до конца. В рамках текущей линии EFF Киев с большими паузами получил четыре транша на общую сумму в 8,4 млрд долл. Последний перевод поступил в апреле 2017.
Украинские власти рассчитывали на то, что до конца года они получат еще около 4,4 миллиардов долларов. Весной в фонде подтвердили, что могут выделить эти деньги, но только при условии выполнения всех его требований. Среди них — пенсионная реформа, приватизация и создание Антикорупционного суда. Так как эти пункты выполнены не были, ожидаемый перевод средств летом так и не состоялся, а сумма была уменьшена до двух миллиардов.
В начале октября президент Украины Петр Порошенко подписал закон о пенсионной реформе. Хотя представители МВФ и Всемирного банка его критиковали, формально это требование соблюдено. Над остальными, как уверяют в Киеве, ведется работа.
Еще одной загвоздкой остается новое повышение цен на газ, обещанное МВФ. Дело в том, что по меморандуму с фондом Киев обязался поднимать тарифы дважды в год. Очередное повышение должно было состояться 1 октября, но премьер-министр Владимир Гройсман, судя по всему, не хочет идти на этот шаг, чтобы не терять рейтинг, хотя в марте лично подписал постановление Кабмина об увеличении тарифов с 1 октября.
Осенью премьер даже громогласно запретил поднимать цену на голубое топливо, хотя в итоге было подписано не распоряжение, а протокольный акт, по которому правительство решило «отсрочить обнародование цены на газ для населения до согласования механизма ее определения с МВФ и Европейским энергетическим сообществом». Именно этим согласованием сейчас занимается украинский министр финансов Данилюк в Вашингтоне. Киев предлагает изменить формулу расчета, так что в итоге тарифы будут повышены только на 4,8%, а не на 18%, как следует из нынешнего меморандума.
Последнее станет для Украины просто катастрофой. В Минэнерго страны посчитали, что в этом случае долги населения за потребленный газ достигнут 25,8 млрд грн (около 54 миллиардов рублей), что на 337% больше, чем в прошлом году. Более того, количество получателей субсидии с 60% вырастет до 90%, а в некоторых регионах, как, например, в Тернопольской области — с 89% до 96%.
В публикации о переговорах с фондом издание Reuters написало, что у киевских властей сейчас два выхода: выполнить его требования и в очередной раз переложить всю тяжесть кризиса на население, или же заявить, что они прерывают сотрудничество с МВФ по политическим соображениям.
На прошлой неделе в украинских СМИ действительно появились сообщения о том, что страна намерена выйти их программы МВФ. Но вскоре Александр Данилюк опроверг их, заявив, что требования организации почти выполнены, а сохранение программы станет важным сигналом для инвесторов.
Хотя вряд ли министра так уж заботят инвестиции, которые в любом случае поступают в страну не слишком бурным потоком. Дело в том, что на кону находятся не только 2 миллиарда МВФ, но и выделение средств от Еврокомиссии в размере 600 млн евро, и другие программы, привязанные к траншам фонда. А отсутствие внешней помощи в ближайшие годы может оказаться критично, ведь Украину ждут большие платежи по взятым ранее кредитам — льготный период заканчивается как раз в этом году.
Уже в 2018 Киеву придется отдать по внешним обязательствам 4 миллиарда долларов, а в 2019 — 8 миллиардов. Кроме того, на носу зима, и хотя власти сообщают, что газа в подземных хранилищах достаточно, нельзя гарантировать, что в случае морозов не придется срочно закупать «голубое топливо» за валюту у того же «Газпома».
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов считает, что без денег МВФ Украину ждет очень трудный конец года.
— Сейчас гораздо больше шансов на то, что транш до конца года Украине не дадут. В тех меморандумах, которые Киев подписывал с МВФ, существует ряд обязательств, который он даже не начинал выполнять. Это пункты, связанные с антикоррупционным судом, изменениями, а по факту реформой в сфере приватизации. Дискуссия о цене на газ — это один из тактических шагов, который не будет определяющим при решении судьбы очередного транша.
Но существует немаловажный момент. МВФ в вопросах выделения финансовых ресурсов достаточно часто пользуется не объективной оценкой, связанной с выполнением обязательств, а с политической целесообразностью. Поэтому даже если Украина не выполнит обязательства, но для западных партнеров будет очевидно, что без этих двух миллиардов она не просуществует, вполне возможно, транш будет выделен.
В любом случае, Украине и дальше придется идти на уступки в отношениях с МВФ, что крайне негативно будет сказываться на социально-экономической ситуации для подавляющего большинства граждан. Это станет формальным поводом для того, чтобы к концу года или к началу следующего Киев все же получил этот транш.
«СП»: — Может ли Киев разорвать сотрудничество с МВФ, чтобы не выполнять его требования и дальше?
— Нужно понимать, что это зависит не от Украины и не от суверенной воли представителей украинской власти. Подобные решения принимаются не в Киеве, а за его пределами. Ни для кого не секрет, что МВФ — это не благотворительная организация, а один из механизмов контроля тех или иных государств. В этом отношении перспективы прекращения сотрудничества между Киевом и МВФ выглядят весьма сомнительно.
«СП»: — Что ждет Киев, если он не получит эти деньги до конца года?
— У Киева априори есть проблема, связанная с недостатком финансовых ресурсов. Естественно, недополучение двух миллиардов вполне может сказаться на социальных выплатах. Конец года вообще может оказаться очень тяжелым для украинской экономики, для финансового сектора. В таких условиях может возникнуть дефицит средств для выплат по социальным обязательствам, таким, как пенсии, льготы и дотации.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Кривогуз считает, что нынешняя программа сотрудничества МВФ с Украиной может быть разорвана, но это не значит, что не будет разработана новая.
— Напомню, что первые несколько программ МВФ для Украины были не выполнены. Каждый раз они прерывались на третьем транше, который становился камнем преткновения. Нынешняя программа EFF более льготная для Украины — она рассчитана на четыре года, а не на два, и предполагает больший объем помощи.
Киев уже получил четыре транша, и ожидалось, что осенью будет пятый. Но его перевод, как всегда, затягивается, потому что фонд настаивает на выполнении своих рекомендаций, которые стандартны для любой страны без учета ее внутренней ситуации. Украина же традиционно их не выполняет, во многом потому, что не может так резко повышать тарифы для населения или совсем заморозить зарплаты и пенсии. Это чревато социальным взрывом, а ситуация и так довольно нестабильна.
Киев пытается доказать, что пытается выполнять требования МВФ, хотя их аргументы чисто формальны. Ведь по меморандуму Украина должна реформировать не только финансовую систему, но и банковскую, и судебную, и так далее. Сценарий достаточно традиционен: МВФ угрожает прекратить трансфер дальнейших траншей, а Киев пытается всеми силами этого не допустить, но при этом в парламенте раздаются популистские призывы к тому, чтобы прекратить сотрудничество с фондом вовсе.
«СП»: — Есть ли у Киева источники поддержки помимо МВФ?
— Киев сотрудничает не только с Международным валютным фондом. Какие-то средства ей переводит Европейский банк реконструкции и развития, какие-то — отдельные страны ЕС. Но эти кредиты дают не просто так, а под определенные проекты, которые зачастую предусматривают использование оборудования и специалистов дающей страны. Что касается именно финансов, тут помощи не так много.
Еще весной этого года Литва заявила, что будет лоббировать в ЕС принятие «плана Маршалла» для Украины, чтобы каждый год Евросоюз выделял около пяти миллиардов евро для помощи Киеву. Было много разговоров и шума по этому поводу, но сейчас все затихло. Я не уверен, что ЕС, учитывая непростую политическую ситуацию внутри союза, пойдет на эту программу.
«СП»: — Может ли Киев в таких условиях разорвать сотрудничество с МВФ и чем это будет чревато?
— Внутренних ресурсов для развития у Украины, на мой взгляд, сейчас нет. Внешняя подпитка ей необходима. Но главную роль в этом вопросе играют США, которые имеют блокирующий пакет в МВФ. Как они решат, так и будет. Скорее всего, Порошенко послушается рекомендаций из Вашингтона. Трамп, конечно, человек непредсказуемый, но мне кажется, что американцы не могут допустить провала эксперимента по построению западной демократии в одной отдельно взятой советской республике.
В итоге Киев не откажется от сотрудничества с МВФ. Даже если нынешняя программа EFF не будет доведена до конца, через полгода после длительных переговоров и обсуждений МВФ просто предложит новую кредитную линию, как уже неоднократно случалось в прошлом.