Материал комментируют:
Александр Дудчак
Владимир Корнилов
Юрий Городненко
Всемирный банк и Международный валютный фонд превысили лимит финансовой поддержки Украины. Об этом во вторник, 14 ноября, заявил глава ВБ Джим Йонг Ким.
«Мы достигли нашего лимита и даже превысили его в поддержке Украины. То же самое сделал и МВФ. Но МВФ — это большая организация, намного больше, чем мы, у них есть более триллиона долларов, которые они могут предоставить в качестве займов», — сказал он.
Напомним, в МВФ заявили о том, что новый кредит Украине может быть предоставлен только на условиях принятия закона о приватизации, создания антикоррупционного суда и повышения цен на газ.
Однако это не весь список требований Запада Киеву идет в обмен на деньги. Еще одним является отмена моратория на вывоз леса-кругляка.
В сентябре глава официального представительства ЕС Хуг Мингарелли предупредил, что в случае сохранения моратория Украина не получит очередную, третью часть кредита.
«Это будет условием для предоставления третьего транша. И в этом случае (если Верховная Рада не одобрит законопроект. — ред.) третий транш никогда не будет предоставлен», — заявил он.
По его словам, для того, чтобы начать процесс консультаций относительно предоставления Украине второго транша, необходимо зарегистрировать в парламенте проект закона о снятии моратория на экспорт леса-кругляка.
Однако это требование наталкивается на непримиримую позицию некоторых депутатов, которые считают выполнение этого требования актом национального предательства. Одним из них является лидер Радикальной партии Олег Ляшко.
«Вы наседаете на парламент, чтобы отменить мораторий на вывоз леса, потому что вам нужен кредит от Еврокомиссии, и вы за это хотите дальше вывозить лес, вместо того, чтобы агитировать их привозить сюда оборудование, создавать рабочие места тут, в Украине, а не превращать Украину в сырьевой придаток сильных мира сего», — заявил он, выступая с парламентской трибуны.
Вопрос для Украины действительно болезненный. В 2015-м году под давлением общественности Рада ввела десятилетний мораторий на экспорт необработанных лесоматериалов — чтобы остановить уничтожение лесов и поддержать уцелевшие предприятия деревообрабатывающей промышленности.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, экспорт кругляка невыгоден государству ни в экономическом, ни в социальном, ни в природоохранном аспекте. Так, средняя стоимость 1 кубометра необработанной древесины стоит всего 80−90 долларов, тогда как среднемировая цена обработанной древесины значительно выше — около 950 долларов за условный кубометр. Авторы законопроекта также заявили о том, что 70% вырубленного на Украине леса направляется на экспорт как необработанная древесина.
Как отмечает «Лента.ру», после введения моратория вырубка леса не прекратилась, зато мораторий основательно поссорил украинское правительство с его финансовыми донорами из Евросоюза. В мае 2016 года Брюссель потребовал от Украины снять ограничения на экспортные поставки леса-кругляка, угрожая заморозить очередную порцию кредитного транша на общую сумму 1,8 миллиарда гривен. Причем европейские чиновники прямо указали Киеву на то, что действия Украины противоречат условиям Соглашения об ассоциации с Евросоюзом — за которое, собственно, и стоял «Евромайдан». Украина в итоге получила деньги, но только после того как президент Петр Порошенко в очередной раз пообещал европейским партнерам снять мораторий.
Сегодня, как отмечает издание, терпение Брюсселя уже на исходе. При этом, украинские власти осознают непопулярность такого решения и не спешат снимать формальный запрет на экспорт лесоматериалов.
Автор материала на «Ленте» известный украинский журналист Андрей Манчук рассказывает, что значительная часть Восточных Карпат уже подвергалась масштабным вырубкам, начавшимся еще в начале ХХ века и продолжавшимся в межвоенный период, когда этот регион был поделен между Польшей, Румынией и Чехословакией. Лесные угодья Западной Украины с немалым трудом воссоздавали в советские времена, однако после обретения независимости Украиной вырубка леса возобновилась с удвоенным размахом.
Стоит особо отметить, что сегодня последствия этого действительно просто чудовищны. В своей статье Андрей Манчук обращает внимание на часто публикуемые в украинских экологических сообществах снимки с беспилотников из серии «было» и «стало», на которых можно увидеть, как за последние годы склоны Карпат покрылись огромными проплешинами незаконных вырубок.
Действующий формально мораторий вырубку никак не останавливает, и в Европу продолжают идти целые эшелоны необработанного леса. Согласно данным Государственного агентства лесных ресурсов Украины, за первое полугодие 2017 года в стране было незаконно вырублено около 14,4 тысяч кубометров леса, а сумма ущерба от браконьеров достигла 85,8 миллионов гривен (190 миллионов рублей). За прошлый год страна потеряла около 43,8 тысяч кубометров леса и 200 миллионов гривен (440 миллионов рублей) ущерба. Отмечается, что это лишь официальные данные, что является лишь верхушкой айсберга нелегальных лесозаготовок.
При этом власть давно не контролирует ситуацию, а коррумпированные силовики разных ведомств обычно сами задействованы в браконьерских схемах, в охране нелегальных делянок задействованы боевики экстремистских организаций.
Долго ли будет продолжаться эта ситуация? Надолго ли Украине хватит леса? Не пора ли бить тревогу? И как долго власти еще смогут противостоять нажиму Запада, сохраняя и без того по факту неработающий мораторий?
Об этом мы спросили наших экспертов.
— Безжалостная вырубка западноукраинских лесов началась практически сразу с провозглашением «независимости», и с тех пор ни на день не прекращалась, — подчеркивает политолог Юрий Городненко.
— Единственное, что сдерживало от полного уничтожения лесных массивов — отсутствие необходимой логистики для массового вывоза древесины. Это ограничение не исчезло и сегодня. Иначе бы давно все вырубили под корень. Насчет тревоги, бей — не бей, все равно не поможет. Принцип выгоды перевесит любое недовольство экологов.
«СП»: — Зачем европейцам украинский лес? Почему они так жаждут его заполучить? А Украине так выгодно продавать его за гроши?
— Все очень просто. В самой Европе очень ограниченные лесные ресурсы, и они предпочитают их беречь. Что же касается выгоды, то падение цен автоматически предполагает увеличение масштабов вырубки. Чтобы получить прежнюю прибыль, необходимо поставить больше древесины. Поэтому, как в песне «Любэ»: «За деревней у реки рубят лес мужики»…
«СП»: — Запад давно требует отменить мораторий на экспорт, обещая оставить Киев без кредита. Но Киев все упрямится. Почему? Так боится народного гнева?
— Древесину и сегодня продают вне всяких квот путем контрабанды. И на этих контрабандных потоках активно обогащаются Порошенко, Аваков и др. Если завтра эта же древесина потечет в ЕС не контрабандным, а легальным путем, то объемы выручки украинских вождей резко снизятся. Поэтому за мораторий они будут держаться ровно до тех пор, пока им не предложат другую нишу для заработка — например, на том же оружии.
«СП»: — Что еще, кроме леса, может заинтересовать Запад? Или лес — последнее, что еще можно продать?
— Украина богатая страна: есть еще запасы урана, металлических руд, угля, немного газа. Черноземы, наконец. Конечно, это не Ближний Восток, но, как говорится, лишние деньги мировому олигархату не помешают…
По словам политолога Александра Дудчака, проблема уже приобрела грандиозные масштабы. И остановиться нужно было еще «вчера».
— При этой власти бить тревогу бесполезно. Они вырубку не остановят, так как против этого те, кто обеспечивает их легитимность — страны Евросоюза. А об восстановлении лесных насаждений и говорить не приходится — это затратно и работа ради будущего. Такие задачи не помещаются в головах нынешних управленцев страной.
«СП»: — Почему, если есть мораторий, власти не пытаются ничего сделать? Ведь речь идет не только о финансовых потерях и растрате невосполнимого ресурса. Считается, что исчезновение лесов не только портит вид, но и создает условия для селей, от которых все чаще страдает вся Западная Украина…
— А какое дело властям до наводнений и селей? Есть сиюминутная выгода и ради нее можно пожертвовать интересами населения. Такой подход открыто исповедуется на Украине со времени организации госпереворота, и по сей день.
«СП»: — Почему Украине выгоднее продавать лес-кругляк за бесценок, чем обрабатывать его на собственных предприятиях? Тем более, что масштабы вырубки спровоцировали резкое падение цен на сырье…
— Потому что на европейский рынок готовая продукция не попадет, ЕС делает то, что и планировал — закрепляет за Украиной статус дешевого сырьевого придатка. А от рынков ЕАЭС, где можно было найти сбыт и ради чего было бы развивать собственное производство, Украина самостоятельно и незалежно отказалась.
«СП»: — Запад давно требует отменить мораторий на экспорт, обещая оставить Киев без кредита. Но Киев все упрямится. Как долго он еще сможет сопротивляться?
— Киев и не сопротивляется. Эта имитация сопротивления происходит вынужденно под давлением некоторых общественных организаций, которые зачастую ставят перед собой целью не защиту интересов населения пострадавших регионов, а обеспечение политического пиара для определенных политических сил.
— Проблема вырубки леса всегда была актуальной для Украины, — напоминает директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. — Но сейчас, когда в стране царит анархия, она стала колоссальной. Рубят все, кто имеет возможность.
«СП»: — Кто реально наживается на вырубке леса? Олигархи или те, кто рубит?
— Так рубят те, кто при власти. Простых лесорубов к этой кормушке не пустят. Тут слишком серьёзный бизнес, чтобы допускать к нему простых людей.
«СП»: — Почему Европа так усердно подгоняет Киев со снятием моратория?
— Обратите внимание, как Европа, которая у себя дома печётся по поводу защиты окружающей среды, буквально выкручивает руки Киеву, чтобы принудить его распродать лес и поля! Это лишний раз доказывает, что евроинтеграция была задумана исключительно ради превращения Украины в ресурсную колонию.
«СП»: — А почему сегодня многие политики, поддержавшие «Майдан», выступают против экспорта. Тот же Олег Ляшко. Ведь за что боролись, на то и напоролись, разве нет?
— Против вырубки леса и приватизации земли на Украине всегда были те, кто в данный конкретный момент был отодвинут от кормушки. Станет Ляшко властью — будет первым выступать за.