Материал комментируют:
Сергей Правосудов
Польская нефтегазовая компания PGNiG заключила пятилетний контракт на поставку сжиженного газа из США. Отгрузка СПГ будут производиться с терминала Sabine Pass LNG, штат Луизиана. Поставщиком «голубого топлива» выступит британская компания Centrica. Об этом во вторник, 21 ноября, компания PGNiG сообщила на своем сайте.
«Это соглашение является первым в планируемом портфеле среднесрочных соглашений об СПГ в PGNiG. Большинство этих соглашений направлены на повышение энергетической безопасности региона, в котором исторически доминировал российский газ», — говорится в документе.
Заметим: контракт PGNiG вписывается в общую энергетическую стратегию Варшавы. Она предусматривает, во-первых, отказ от импорта российского газа, во-вторых, превращение Польши в хаб, через который американский СПГ будет распределяться по Европе.
Напомним: о том, что Америка готова помочь Польше и другим европейским государствам с диверсификацией поставок газа, говорил президент США Дональд Трамп. В июле он посетил Польшу, где помимо двусторонних переговоров с польским лидером Анджеем Дудой встретился с еще девятью лидерами стран так называемого Междуморья — государств, расположенных на территории между Балтийским, Адриатическим и Черным морями. Центральным вопросом, который обсуждался на этом форуме, стала энергетика, в частности, возможные поставки американского СПГ.
Польша в Междуморье активно продвигает инициативу создания инфраструктурного коридора «Север-Юг», по которому газ мог бы поставляться из польского портового терминала на берегу Балтийского моря в Свиноуйсьце в Хорватию.
Вот тогда на пресс-конференции Дуда и заявил, что республика может стать энергетическим «хабом, через который газ из США будет поставляться в страны Центральной Европы». По его словам, Польша в будущем сможет предложить и Украине альтернативные российским поставки газа. «Мы будем развивать наши возможности по приему сжиженного природного газа из США и других направлений», — констатировал он.
Госкомпания PGNiG реализует эти политические установки с впечатляющей агрессивностью. Так, в рамках урегулирования антимонопольного расследования против «Газпрома» в ЕС, польская компания предложила Еврокомиссии не только оштрафовать «Газпром», но и отобрать у российского концерна газопроводы и подземные хранилища в Европе, а также заставить пойти на уступки по условиям контрактов.
Помимо этого, по мнению поляков, «Газпром» должен дать согласие на двусторонние перетоки газа на всех пунктах входа в системы стран ЕС и членов Энергетического сообщества (то есть и Украины). Наконец, именно PGNiG первой призвала обязать «Газпром» соответствовать требованиям Третьего энергопакета по проекту трансбалтийского газопровода Nord Stream 2.
В идеале, поляки хотели бы максимально вытеснить «Газпром» из ЕС, и занять освободившееся место на газовом рынке поставкам американского СПГ.
Насколько новый контракт PGNiG продвигает Варшаву в реализации ее планов, способен ли американский СПГ потеснить российский газ в Европе?
— Польша продолжает гнуть свою линию, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Ранее Варшава настаивала, чтобы «Газпром» после 2022 года — после истечения долгосрочного контракта, — пошел на значительные уступки в поставках «голубого топлива». А затем поляки заявили, что хотели бы вообще отказаться от российского газа и заменить его американским СПГ.
При этом Польша торгуется в обе стороны. Нас они пытаются пугать американским газом, а у США добиваются дисконта на СПГ, кивая на «Газпром». Мол, вы же понимаете, американский газ дороже российского. Сделайте нам хорошее предложение — и мы повернемся к США лицом.
На деле, вопрос только в цене на газ. Если Польша готова, по политическим соображениям, переплачивать за американский СПГ, этому никто не сможет помешать — ни Россия, ни Германия. Кроме того, вопрос еще и в объемах: сколько газа из Америки поляки, назло РФ, готовы купить.
Пока ответов на эти вопросы нет. Есть громкие политические заявления, и есть занятая Варшавой выраженная антироссийская позиция. Но в итоге может оказаться, что гора родила мышь.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Варшава ранее подписывала соглашение на поставку СПГ с Катаром. Дело было обставлено с большой помпой, но, когда дошло до исполнения контракта, Варшава стала увиливать под различными предлогами. А потом стала покупать гораздо меньше СПГ, чем было записано в контракте.
По такой же схеме, я считаю, может развиваться история с поставками американского СПГ. Просто потому, что американский газ, как и катарский, намного дороже российского.
Замечу, в случае с Катаром никто поляков за руки не держал: хотите переплачивать за газ — пожалуйста. Но тогда они переплачивать не захотели. Зато сегодня Варшава агитирует европейцев следовать ее примеру — отказаться от российского газа, вопреки экономической выгоде. И даже заявляет о готовности построить трубопровод на Украину — чтобы нищая «незалежная» тоже могла покупать американский СПГ.
«СП»: — США могут, из политических соображений, поставлять полякам СПГ со значительным дисконтом?
— Нет, не могут. Американский СПГ покупают независимые компании-трейдеры, причем его цена складывается по понятной формуле. Есть цена в Henry Hub — физическом газовом хабе в Луизиане, который выполняет функции биржи, на котировки которой повлиять невозможно. Плюс фиксированная цена на сжижение газа, плюс фиксированная цена за доставку СПГ до терминала.
По сути, во всей этой цепочке просто некому делать скидку, это даже теоретически невозможно.
«СП»: — Можно ли сказать, что Польша со своим проектом хаба для американского СПГ пытается конкурировать с Германией, которая после запуска Nord Stream 2 станет реальным энергетическим хабом в Европе?
— У Польши нет никаких шансов в конкурентной борьбе с Германией. Просто потому, что у поляков банально нет больших объемов СПГ.
Думаю, какие-то объемы газа из США они по новому контракту все же закупят. Но это будет шаг политический и демонстративный, который погоды на рынке Европы в любом случае не сделает.
— Чтобы начать теснить в Европе российский трубопроводный газ, стоимость американского СПГ должна кратно снизится от нынешнего уровня, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Именно поэтому сейчас Вашингтон в сфере поставок СПГ сместил фокус внимания с Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Напомню: 9 ноября, в ходе визита Дональда Трампа в КНР, китайская China Petrochemical Corp. и американская Alaska Gasline Development Corp. (AGDC) подписали соглашение о развитии завода по производству СПГ на Аляске, который будет поставлять сжиженный газ в Китай. Мощность проекта оценивается в 20 млн. тонн сжиженного газа в год (примерно 27,6 млрд. кубометров). Это значит, проект не намного уступает газпромовской «Силе Сибири» (38 млрд. кубометров в год).
На мой взгляд, если американский СПГ и может отвоевать себе место под солнцем, то только на бездонном рынке АТР — в Китае, Индии, Индонезии. Но никак не в Европе.
При этом надо понимать: перспективы у американского газа далеко не безоблачные. По мнению аналитиков, уже в ближайшие 5 лет предложение СПГ на глобальном рынке значительно увеличится. К тому времени введут новые мощности «НОВАТЭК», Катар и Австралия. В итоге мы увидим большой приток СПГ. И даже при условии, что спрос на этот газ будет выравниваться растущей мировой экономикой, цены на СПГ могут снижаться, что американским производителям совсем не на руку.
На этом фоне поляки пытаются убедить Европу идти украинским путем. Киев, напомню, уже сегодня переплачивает за газ и уголь, лишь бы не покупать их у России и Донбасса. Сама же Варшава, заметим, отказываться от российского «голубого топлива» не торопится. Все альтернативные поставки СПГ в Польшу до настоящего времени сводились к разовым акциям, хотя из речей польских политиков складывается ощущение, что танкеры-метановозы идут в Польшу караванами.
На деле, поляки всегда отличались, скажем так, странной энергетической ориентацией, которая сильно зависела от политических установок. Так, несколько лет назад власти Польши громко заявляли, что страна вот-вот приступит к масштабной добыче собственного сланцевого газа. В итоге затея со сланцем лопнула, как мыльный пузырь.
Нынешняя история с американским СПГ, на мой взгляд, из той же серии. Возможно, поляки купят в США пару танкеров со сжиженным газом, и получат повод говорить об успехах в борьбе за энергонезависимость от России. Тем дело и кончится.
С другой стороны, нельзя полностью исключить, что к 2022 году — к моменту завершения контракта с «Газпромом» — польских политиков обуяет украинский синдром. В этом случае Варшава начнет обеспечивать суперприбыли американским СПГ-компаниям, но вряд ли ее пример окажется заразительным для остальных стран Европы.