Материал комментируют:
Владимир Милов
Михаил Виноградов
Сергей Жаворонков
Жесткий приговор, вынесенный Алексею Улюкаеву, крайне негативно скажется на инвестиционном климате в России. В этом уверены опрошенные «Свободной прессой» эксперты-экономисты.
Штраф снизили в три раза
Замоскворецкий районный суд Москвы вчера вынес обвинительный приговор бывшему министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Его приговорили к 8 годам колонии строгого режима, он обязан выплатить в доход государства штраф в размере взятки — 130,4 млн. рублей. 61-летний Улюкаев, который ранее находился под домашним арестом, был взят под стражу прямо в зале суда.
Ему запрещено занимать руководящие посты, но в то же время он сохранил государственные награды (государственное обвинение в лице Генпрокуратуры требовало приговорить к 10 годам колонии, выплате штрафа в 500 миллионов и лишению всех госнаград).
Приговор, вынесенный судьей Ларисой Семеновой, в законную силу еще не вступил: защита бывшего министра заявила, что намерена обжаловать решение в апелляционной инстанции Мосгорсуда.
Вкратце напомним суть обвинения. Улюкаева признали виновным в получении взятки в размере $ 2 млн. — в рамках оперативного эксперимента эту сумму ему передал президент компании «Роснефть» Игорь Сечин. В обмен на деньги Улюкаев, по версии обвинения, не должен был чинить препятствий для покупки «Роснефтью» контролирующего пакета акций «Башнефти» и реализации иных инвестиционных проектов нефтяной компании.
Сам Улюкаев виновным себя не признает: в своих показаниях он заявил, что никогда не требовал взятку от Сечина, а договаривался с ним о передаче вина. Президента «Роснефти» неоднократно вызывали на судебные заседания в Замоскворецкий суд, однако он не являлся. На пресс-конференции 14 декабря, президент Владимир Путин заявил по этому поводу следующее: «Что касается Сечина, его неявки в суд, если здесь есть какое-то нарушение закона, то закон должен соответствующим образом отреагировать на это. Но, насколько я себе это представляю… закон здесь ни в чем не нарушен».
Замоскворецкий суд дал Алексею Улюкаеву 8 лет колонии строгого режимаПод следствием — 7 мэров и 5 губернаторов
Алексей Улюкаев — самый высокопоставленный осужденный по уголовным делам, связанным с коррупцией, в новейшей истории России, не считая, конечно, экс-министра Сердюкова, которого оправдали по всем статьям.
В будущем году, впрочем, нас ждет еще не один громкий приговор.
По подсчетам профессора Высшей школы экономики Николая Петрова, ежегодно в России подвергается арестам в среднем около 20 представителей высшего регионального руководства (губернаторы, их заместители и мэры), или около 2%.
Уголовные дела возбуждены в отношении пяти губернаторов: в 2015 году это был Александр Хорошавин (Сахалинская область) и Вячеслав Гайзер (Коми), в 2016 году — Никита Белых (Кировская область), а в нынешнем году — Александр Соловьев (Удмуртия) и Леонид Маркелов (Марий Эл).
Помимо этого фигурантами уголовных дел за три года стали и несколько мэров (либо глав администраций) региональных столиц: в 2015 году — Игорь Савинцев (Барнаул) и Роман Зенищев (Сыктывкар), в 2016 году — Вячеслав Сверчков (Иваново), Игорь Пушкарев (Владивосток), Виктор Облогин (Горно-Алтайск) и Юрий Рогачев (Тамбов), а с начала текущего года — Ирина Клементьева (Чебоксары).
И это не считает еще порядка 40 уголовных дел в отношении вице-губернаторов, причем в некоторых регионах силовики фактически «срезали» почти всю управленческую верхушку. Так, за последние три года только в Приморском крае, Ивановской области и Коми обвиняемыми по делам о коррупции стали четверо заместителей губернаторов, а в Сахалинской области и Краснодарском крае — по трое.
Начиная с 2014 года были арестованы три региональных министра внутренних дел: в Калмыкии, Сахалинской и Ивановской областях, а в Марий Эл глава МВД генерал-майор Вячеслав Бучнев покончил с собой, не дожидаясь вероятного ареста.
Инвесторы позитива не ждут
После ареста Улюкаева в ноябре 2016 года на пресс-конференции после саммита АТЭС в Лиме президент Владимир Путин прокомментировал ход расследования. «На мой взгляд (я в этом глубоко убеждён), такие действия правоохранительных органов не только не наносят ущерба деловому климату, а наоборот, только укрепляют деловой климат в России», — заявил президент.
А вот каким образом отразится на инвестиционном климате в России жесткий приговор, вынесенный экс-министру? Этот вопрос «Свободная пресса» задала экспертам.
Старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков:
— Приговор Улюкаеву неприятен даже не столько сам по себе (в конце концов, если вдруг министр берет взятки и это пресекли, то это хорошо), а в контексте его обстоятельств: суд подтверждает, что у нас есть «особые люди», которым верят на слово. На деньгах нет отпечатков пальцев, сумку не вскрывали. То есть, все дело состоит в том, что глава госкомпании вручил министру эту сумку, взяв на себя неблаговидную роль провокатора.
В то время как взятки, если они передаются наличными, обычно передаются через доверенных лиц, которые и берут на себя риск. Видимо, в данном случае таких быть не могло.
Учитывая то, что Сечин вовлечен в многочисленные иные конфликты («Газпром» и особенно скандальный суд с «АФК Система», с которой вообще требуют деньги непонятно за что — в период, о котором идет речь, «Роснефть» не имела никакого отношения к «Башнефти»), то, конечно, наличие подобных «специстцов» крайне неприятно.
Чистый отток капитала, тем временем, в стране за 11 месяцев вырос почти вдвое к прошлому году — до $ 24 миллиардов.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
— Трудно представить, что приговор Улюкаеву позитивно скажется на инвестклимате. Хотя присутствующие на рынке инвесторы все меньше следят за политическими факторами — следящие за ситуацией предпочли минимизировать свое присутствие раньше, остались более склонные пренебрегать темой политических рисков.
Бывший заместитель министра энергетики России Владимир Милов:
— Ужасно отразится. Сейчас все надежды «инвестиционных» оптимистов — на то, что условные «либералы» будут играть большую роль при проведении экономического курса после выборов. А приговор Улюкаеву — просто нокаут этим ожиданиям.
— Сам Улюкаев накануне перед приговором выступил в суде с речью, которая говорит сама за себя:
— Только сам попадая в беду, начинаешь понимать, как тяжело живут люди. Простите меня за это, люди. Я виноват перед вами", — сказал бывший министр, пообещав посвятить остаток жизни «отстаиванию интересов людей.