Материал комментируют:
Алексей Анпилогов
Власти Украины 19 февраля запретили поставлять в Россию двигатели Д-436 для гражданских самолетов. Об этом в ходе круглого стола в Госдуме сообщил заместитель министра промышленности РФ Олег Бочаров.
Двигатели Д-436 выпускаются запорожским предприятием «Мотор Сич». «К сожалению, власти Украины запретили поставлять 436-й двигатель для гражданских целей», — сказал Бочаров. В настоящее время двигатели Д-436 устанавливаются на самолеты Ан-148 (собираются на Воронежском авиастроительном заводе) и на самолеты-амфибии Бе-200 (собираются на мощностях ТАНТК им. Бериева).
Какие последствия для гражданского авиастроения будет иметь этот запрет?
— Да, у нас возникнут сложности, — говорит директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — В первую очередь, с эксплуатацией уже действующих двигателей. На старые «аны» вряд ли получится поставить другие двигатели. Вопрос об этом не раз уже поднимался. Создавались проекты для Ан-148 как от западных компаний, так и от российских производителей. Пока ничего приемлемого не получилось. Думаю, что теперь жизнь заставит и будет разработан новый двигатель. В том числе и для старых самолётов. Это будет затратно, и, возможно, не оптимально в техническом смысле.
В целом самолёт Ан-148 — это лебединая песня сотрудничества российского и украинского авиапромов. Что касается Украины, то она, конечно, по указке Запада в очередной раз выстрелила себе в ногу. По принципу «назло тёще отморожу уши». Украина хорошо зарабатывала на том, что технически обслуживала наши самолёты. Теперь она себя этого заработка лишила.
Подобных политических решений киевская власть приняла уже немало. В частности, практически полностью разрушено военно-техническое сотрудничество с Россией. Проиграла в большей степени от этого опять же Украина. Россия просто последовательно, шаг за шагом искала и находила замену украинской продукции.
Скорей всего, то же самое произойдёт и в сфере гражданской авиации. Какие-то задачи мы уже решили без помощи украинских коллег. В частности, был модернизирован парк самолётов АН-124 «Руслан».
«СП»: — Постепенно АН-148, по всей видимости, будет выводиться из эксплуатации. А что взамен, есть ли перспективы у нашего гражданского самолётостроения?
— Я считаю, что есть перспективы у самолёта Sukhoi SuperJet (SSJ100). В частности, около 100 самолётов его укороченной версии готова закупить авиакомпания S7. Думаю, что Сухой Суперджет как раз имеет все шансы занять нишу, которую занимает АН-148. Есть перспективы и у самолёта МС-21, для производства которого создаётся завод.
Антироссийские санкции область гражданской авиации не затрагивают. Передача технологий продолжается. В том числе и поэтому я уверен, что выход нашим авиапромом будет найден. Создание нового среднемагистрального самолёта, рассчитанного на 60?80 пассажиров, вполне реалистично.
Конечно, АН-148 мог бы ещё спокойно работать четверть века. Но срок его эксплуатации на российских линиях, к сожалению, теперь, скорей всего, будет сокращён. Поскольку эксплуатирующие компании столкнутся с трудностями по ремонту и сервисному обслуживаю этого самолёта.
«СП»: — А самолёты марки «ТУ» стоит попытаться модернизировать?
— С «ТУ» слишком большой пробел в производстве. Это, конечно, хороший самолёт. И стоит попытаться вернуться к производству машин этой линейки. И возможно, в связи с реновацией военного самолёта «ТУ-160» что-то будет сделано и в гражданской сфере.
Я общался со специалистами, которые сейчас работают именно над «ТУ». Два года назад они не верили, что смогут просто собрать ТУ-160? из советского задела. И когда он вышел из цеха — для них это было моментом счастья.
Я думаю, что при оптимистичном сценарии лет через пять мы можем получить новый современный вариант «ТУ», который тоже займёт нишу АН-148.
— Я считаю, что АН-148 нам изначально был не очень нужен, — говорит эксперт в сфере гражданской авиации Сергей Крутоусов. — Сейчас в России в эксплуатации осталось буквально два десятка этих самолётов. Как-нибудь они дотянут свой век. Ничего страшного из-за выходки Украины не случилось. Вопрос в другом. Ещё много лет назад, будучи чиновником Минтранса, я был в недоумении, зачем мы занимаемся АН-148, а не занимаемся модернизацией линейки «ТУ». У нас есть прекрасные разработки. Например, реактивный пассажирский самолёт ТУ-444. Разработка ТУ-414 была остановлена в стадии передачи документации на завод. ТУ-334 уже был сертифицирован. Это отличная линейка «ТУ», которую надо было доводить до ума ещё в 90-е годы.
Теперь же я считаю, что из-за неправильной политики в сфере гражданской авиации, отрасль зашла в тупик. Расхваленные Суперджеты простаивают, спрос на них маленький. Надо возвращаться к модернизации «ТУ». Все возможности для этого есть. Какие-то технические проблемы, существующие на сегодняшний день — вполне решаемы.