Западные банки сдадут «кремлевских олигархов» - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Западные банки сдадут «кремлевских олигархов» - «Экономика» 00:00 Четверг 0 371
26-04-2018, 00:00

Западные банки сдадут «кремлевских олигархов» - «Экономика»



Материал комментируют:
Западные банки сдадут «кремлевских олигархов» - «Экономика»

Алексей Панин

Анатолий Бажан

Сенаторы США от Демократической партии Джин Шахин и Шелдон Уайтхаус направили в крупнейшие банки мира запросы с требованием раскрыть информацию об их возможном сотрудничестве с фигурантами так называемого кремлевского доклада. Как сообщает агентство Reuters, которое ознакомилось с текстом письма, запросы направлены в Bank of America, JPMorgan Chase, Citibank, Barclays, Deutsche Bank, UBS, HSBC и Credit Suisse.

Сенаторы тщательно сформулировали документ. Они хотят знать, проводилась ли за последние пять лет проверка на наличие счетов, которые контролирует кто-либо из фигурантов «кремлевского доклада». Если проверка проводилась, они требуют предоставить анализ и выводы, если нет — сообщить, что было сделано для того, чтобы выяснить, сотрудничали ли банки с россиянами из списка.

Своим запросом демократы рассчитывают усилить давление не только на российских предпринимателей и политиков, но и на банки, которые потенциально с ними сотрудничают. Ведь в случае отказа от предоставления такой информации Уайтхаус и Шахин обещают начать правительственное расследование против финансовых организаций, а это чревато огромными штрафами.


В прошлом уже были прецеденты, когда власти США штрафовали крупнейшие банки на миллиарды долларов за нарушение санкционного режима. Например, французский банк BNP Paribas в 2014 был оштрафован на рекордные 8,9 млрд. долларов за нарушение санкционного режима против Ирана и Судана. В 2012 году за игнорирование санкций против Ирана был оштрафован банк Standard Chartered на сумму 667 млн долл. В 2015 году Deutsche Bank AG (DB) согласился выплатить 258 млн долл. штрафов регуляторам США и Нью-Йорка за проведение операций с Ираном и другими «запрещенными» странами.

Напомним, что 29 января Минфин США подготовил для Конгресса список, в который включил лиц, «приближенных к Кремлю» по мнению составителей. В открытую часть доклада вошло 210 человек — чиновники президентской администрации, члены правительства во главе с премьером Дмитрием Медведевым, руководство силовых органов, Госдумы и Совета Федерации, а также руководители госкомпаний и крупнейшие предприниматели. 6 апреля против 39 физических и юридических лиц из «кремлевского доклада» были введены новые санкции, которые фактически запрещают поддерживать с ними деловые отношения.

Директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин считает требования американских сенаторов «юридическим позором», ведь в отличие от санкционного списка «кремлевский доклад» не является официальным ограничительным документом.

— Американцы ведут себя как плохой доктор — давят до тех пор, пока не станет больно. Никаких формальных или неформальных оснований у американских сенаторов для того, чтобы делать такой запрос, не существует. «Кремлевский список» сам по себе — это не закон, не санкции, поэтому на его основе не может быть предпринято никаких юридических действий. Факт сотрудничества с лицами из этого списка, тем более до его публикации, не является наказуемым преступлением. На момент заключения этих сделок, а мы говорим о пятилетнем периоде, ни опасений, ни подозрений в легальности происхождения капитала того или иного человека просто не существовало.

Сенаторы требуют нарушить банковскую тайну. Они просят банки раскрыть информацию о своих клиентах, не имея ни малейших на то оснований. Это юридический позор. Люди, которые совершают такие действия, это, если позволите, коллективная американская Мизулина. Они направляют подобные запросы по соображениям дичайшего популизма на волне антироссийских настроений. На мой взгляд, ни один мало-мальски уважающий себя банк не должен предоставлять никакой информации по данному запросу. И, думаю, банки так и сделают.

«СП»: — То есть если сейчас банки откажутся выполнять запрос сенаторов, им не грозят штрафы?

— В прошлом власти США штрафовали банки именно за нарушение режима санкций. И что касается лиц, которые уже находятся под антироссийскими санкциями, банки, признающие эти ограничения, совершенно точно перестали с ними работать. Я из первых рук знаю, что во всех крупных банках сейчас в отношении российского капитала проверки идут с максимальной тщательностью. По уровню рисков или, как говорят, по уровню токсичности Россия в финансовом мире сейчас находится на одной ступени с некоторыми африканскими странами.

Но если говорить просто о «кремлевском списке», в него попали практически все российские предприниматели с состоянием свыше миллиарда долларов. Против подавляющего большинства из них санкций нет, и список сам по себе санкционным не является. А просто запрашивать у банков информацию об их крупнейших vip-клиентах не имеет ни смысла, ни оснований. Думаю, банки такие запросы должны просто проигнорировать.

«СП»: — Но если говорить о тех, кто уже попал в санкционные списки?

— Банкам придется прекратить с ними сотрудничество, в противном случае получится, что они участвуют в отмывании денег, так как капитал становится нелегальным и все операции с ним автоматически становятся противозаконными. Естественно, банки прекращают сотрудничество с этими лицами и просят закрыть счета. Это нормальная практика.

«СП»: — Куда же эти люди переводят свои активы, в Россию?

— Не обязательно. Не все страны присоединились к режиму санкций. Это могут быть сингапурские банки, швейцарские банки. Швейцария занимает достаточно осторожную позицию в отношении санкций. Возможно, какие-то частные учреждения.

Но, так или иначе, бизнесменам приходится менять способы размещения средств. Это очень серьезно влияет на всю деятельность предпринимателя, потому что требует пересмотра портфеля.

Заведующий отделом экономических исследований Института Европы РАН Анатолий Бажан уверен, что на запрос сенаторов банки действительно могут не отвечать, однако если подобный запрос направят официальные органы власти США, например, министерство финансов, они, скорее всего, пойдут на раскрытие банковской тайны.

— Существует понятие коммерческой тайны. Банки могут не разглашать эту информацию и даже не обязаны этого делать. Но дело в том, что учреждения, о которых идет речь, международные. У них есть филиалы и дочерние структуры в США, на которые американцы могут воздействовать, но по официальным каналам, а не просто по желанию каких-то сенаторов. Если поступит официальный правительственный запрос, банки в принципе имеют право отказать, но в этом случае они сами могут попасть под санкции. Американцы ведь действуют не по международным правилам и законам, а в соответствие со своим внутренним законодательством. Поэтому если такой правительственный запрос поступит, я не уверен, что банки будут хранить коммерческую тайну.

«СП»: — Могут ли европейские банки отказаться выполнять требования правительства США?

— Могут, но их накажут штрафами или введут еще какие-то санкции. Как я сказал, дочерние структуры европейских банков действуют и в США, поэтому они могут наложить штрафы на их активы. Кроме того, большинство банков имеют корреспондентские счета в долларах, а они регулируются Федеральной резервной системой США. По этой линии тоже возможно воздействие. Доллар является международным платежным средством. Все банки имеют активы в долларах. Они могут быть заморожены и попасть под иные санкции. Хотя пока я не слышал, чтобы американцы шли на такие меры.


Действия банков в ответ на подобные требования могут быть разными, — считает Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm. — С одной стороны, вряд ли стоит ждать прямого отказа в сотрудничестве с американскими властями, так как это не соответствует общей геополитической обстановке. С другой стороны, банки имеют определенные обязательства перед своими клиентами, нарушение которых приведет к удару по имиджу и репутации. Многое будет зависеть от политики конфиденциальности и внутренних инструкций конкретных финансовых учреждений.

Скорее всего, какие-то данные предоставят многие банки, однако это могут быть общие сведения, не раскрывающие информацию, составляющую банковскую тайну. Например, это могут быть сведения о проведенных проверках и их результатах. Стоит понимать, что это могут быть отчеты, в которых будут указано отсутствие этих результатов. Вряд ли стоит ждать того, что банки раскроют банковскую тайну, предоставив сведения об операциях своих клиентов.

Если же говорить о рисках и последствиях, то они все-таки могут быть. Речь о том, что банки могут воспринять этот запрос как стимул к отказу от сотрудничества с рядом российских чиновников. Даже если они не предоставят данные об их операциях, то могут отказать им в дальнейшем обслуживании. Это создаст определенные трудности для лиц, которых это коснется. Но в то же время ждать серьезного негативного эффекта не стоит.

Новости экономики: Акции российского алюминиевого гиганта «Русал» упали до рекордного минимума


Материал комментируют: Алексей Панин Анатолий Бажан Сенаторы США от Демократической партии Джин Шахин и Шелдон Уайтхаус направили в крупнейшие банки мира запросы с требованием раскрыть информацию об их возможном сотрудничестве с фигурантами так называемого кремлевского доклада. Как сообщает агентство Reuters, которое ознакомилось с текстом письма, запросы направлены в Bank of America, JPMorgan Chase, Citibank, Barclays, Deutsche Bank, UBS, HSBC и Credit Suisse. Сенаторы тщательно сформулировали документ. Они хотят знать, проводилась ли за последние пять лет проверка на наличие счетов, которые контролирует кто-либо из фигурантов «кремлевского доклада». Если проверка проводилась, они требуют предоставить анализ и выводы, если нет — сообщить, что было сделано для того, чтобы выяснить, сотрудничали ли банки с россиянами из списка. Своим запросом демократы рассчитывают усилить давление не только на российских предпринимателей и политиков, но и на банки, которые потенциально с ними сотрудничают. Ведь в случае отказа от предоставления такой информации Уайтхаус и Шахин обещают начать правительственное расследование против финансовых организаций, а это чревато огромными штрафами. В прошлом уже были прецеденты, когда власти США штрафовали крупнейшие банки на миллиарды долларов за нарушение санкционного режима. Например, французский банк BNP Paribas в 2014 был оштрафован на рекордные 8,9 млрд. долларов за нарушение санкционного режима против Ирана и Судана. В 2012 году за игнорирование санкций против Ирана был оштрафован банк Standard Chartered на сумму 667 млн долл. В 2015 году Deutsche Bank AG (DB) согласился выплатить 258 млн долл. штрафов регуляторам США и Нью-Йорка за проведение операций с Ираном и другими «запрещенными» странами. Напомним, что 29 января Минфин США подготовил для Конгресса список, в который включил лиц, «приближенных к Кремлю» по мнению составителей. В открытую часть доклада вошло 210 человек — чиновники президентской администрации, члены правительства во главе с премьером Дмитрием Медведевым, руководство силовых органов, Госдумы и Совета Федерации, а также руководители госкомпаний и крупнейшие предприниматели. 6 апреля против 39 физических и юридических лиц из «кремлевского доклада» были введены новые санкции, которые фактически запрещают поддерживать с ними деловые отношения. Директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин считает требования американских сенаторов «юридическим позором», ведь в отличие от санкционного списка «кремлевский доклад» не является официальным ограничительным документом. — Американцы ведут себя как плохой доктор — давят до тех пор, пока не станет больно. Никаких формальных или неформальных оснований у американских сенаторов для того, чтобы делать такой запрос, не существует. «Кремлевский список» сам по себе — это не закон, не санкции, поэтому на его основе не может быть предпринято никаких юридических действий. Факт сотрудничества с лицами из этого списка, тем более до его публикации, не является наказуемым преступлением. На момент заключения этих сделок, а мы говорим о пятилетнем периоде, ни опасений, ни подозрений в легальности происхождения капитала того или иного человека просто не существовало. Сенаторы требуют нарушить банковскую тайну. Они просят банки раскрыть информацию о своих клиентах, не имея ни малейших на то оснований. Это юридический позор. Люди, которые совершают такие действия, это, если позволите, коллективная американская Мизулина. Они направляют подобные запросы по соображениям дичайшего популизма на волне антироссийских настроений. На мой взгляд, ни один мало-мальски уважающий себя банк не должен предоставлять никакой информации по данному запросу. И, думаю, банки так и сделают. «СП»: — То есть если сейчас банки откажутся выполнять запрос сенаторов, им не грозят штрафы? — В прошлом власти США штрафовали банки именно за нарушение режима санкций. И что касается лиц, которые уже находятся под антироссийскими санкциями, банки, признающие эти ограничения, совершенно точно перестали с ними работать. Я из первых рук знаю, что во всех крупных банках сейчас в отношении российского капитала проверки идут с максимальной тщательностью. По уровню рисков или, как говорят, по уровню токсичности Россия в финансовом мире сейчас находится на одной ступени с некоторыми африканскими странами. Но если говорить просто о «кремлевском списке», в него попали практически все российские предприниматели с состоянием свыше миллиарда долларов. Против подавляющего большинства из них санкций нет, и список сам по себе санкционным не является. А просто запрашивать у банков информацию об их крупнейших vip-клиентах не имеет ни смысла, ни оснований. Думаю, банки такие запросы должны просто проигнорировать. «СП»: — Но если говорить о тех, кто уже попал в санкционные списки? — Банкам придется прекратить с ними сотрудничество, в противном случае получится, что они участвуют в отмывании денег, так как капитал становится нелегальным и все операции с ним автоматически становятся противозаконными. Естественно, банки прекращают сотрудничество с этими лицами и просят закрыть счета. Это нормальная практика. «СП»: — Куда же эти люди переводят свои активы, в Россию? — Не обязательно. Не все страны присоединились к режиму санкций. Это могут быть сингапурские банки, швейцарские банки. Швейцария занимает достаточно осторожную позицию в отношении санкций. Возможно, какие-то частные учреждения. Но, так или иначе, бизнесменам приходится менять способы размещения средств. Это очень серьезно влияет на всю деятельность предпринимателя, потому что требует пересмотра портфеля. Заведующий отделом экономических исследований Института Европы РАН Анатолий Бажан уверен, что на запрос сенаторов банки действительно могут не отвечать, однако если подобный запрос направят официальные органы власти США, например, министерство финансов, они, скорее всего, пойдут на раскрытие банковской тайны. — Существует понятие коммерческой тайны. Банки могут не разглашать эту информацию и даже не обязаны этого делать. Но дело в том, что учреждения, о которых идет речь, международные. У них есть филиалы и дочерние структуры в США, на которые американцы могут воздействовать, но по официальным каналам, а не просто по желанию каких-то сенаторов. Если поступит официальный правительственный запрос, банки в принципе имеют право отказать, но в этом случае они сами могут попасть под санкции. Американцы ведь действуют не по международным правилам и законам, а в соответствие со своим внутренним законодательством. Поэтому если такой правительственный запрос поступит, я не уверен, что банки будут хранить коммерческую тайну. «СП»: — Могут ли европейские банки отказаться выполнять требования правительства США? — Могут, но их накажут штрафами или введут еще какие-то санкции. Как я сказал, дочерние структуры европейских банков действуют и в США, поэтому они могут наложить штрафы на их активы. Кроме того, большинство банков имеют корреспондентские счета в долларах, а они регулируются Федеральной резервной системой США. По этой линии тоже возможно воздействие. Доллар является международным платежным средством. Все банки имеют активы в долларах. Они могут быть заморожены и попасть под иные санкции. Хотя пока я не слышал, чтобы американцы шли на такие меры. Действия банков в ответ на подобные требования могут быть разными, — считает Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm. — С одной стороны, вряд ли стоит ждать прямого отказа в сотрудничестве с американскими властями, так как это не соответствует общей геополитической обстановке. С другой стороны, банки имеют определенные обязательства перед своими клиентами, нарушение которых приведет к удару по имиджу и репутации. Многое будет зависеть от политики конфиденциальности и внутренних инструкций конкретных финансовых учреждений. Скорее всего, какие-то данные предоставят многие банки, однако это могут быть общие сведения, не раскрывающие информацию, составляющую банковскую тайну. Например, это могут быть сведения о проведенных проверках и их результатах. Стоит понимать, что это могут быть отчеты, в которых будут указано отсутствие этих результатов. Вряд ли стоит ждать того, что банки раскроют банковскую тайну, предоставив сведения об операциях своих клиентов. Если же говорить о рисках и последствиях, то они все-таки могут быть. Речь о том, что банки могут воспринять этот запрос как стимул к отказу от сотрудничества с рядом российских чиновников. Даже если они не предоставят данные об их операциях, то могут отказать им в дальнейшем обслуживании. Это создаст определенные трудности для лиц, которых это коснется. Но в то же время ждать серьезного негативного эффекта не стоит. Новости экономики: Акции российского алюминиевого гиганта «Русал» упали до рекордного минимума

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl