Материал комментируют:
Иван Антропов
Михаил Алтынов
В правительстве обсуждают повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20% для обеспечения финансирования нового майского указа президента Владимира Путина. Об этом 28 мая написали «Ведомости» со ссылкой на трех федеральных чиновников. Издание добавляет, что может быть отменена и льготная ставка НДС в 10% на социально значимые товары (лекарства, продукты питания и детские товары), которую в Минфине предлагают заменить адресным пособием.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о том, что для выполнения указа президента необходимо дополнительно найти 8 триллионов рублей до 2024 года, и поручил правительству как можно скорее изыскать эти средства. Министерство финансов и Министерство экономического развития должны представить источники финансирования уже до 6 июля.
Среди возможных способов обеспечить поступление дополнительных средств называли рост нефтегазовых доходов, повышение собираемости налогов, а также использование оставшихся средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые по состоянию на 1 мая 2018 года насчитывали 63,9 миллиарда долларов или 3,9 триллиона рублей. Не исключался и предложенный кудринским ЦСР бюджетный маневр по перераспределению средств от обороны и безопасности в пользу социальной сферы. Однако эксперты, опрошенные «СП», указывали, что, скорее всего, средства будут аккумулированы за счет увеличения налоговой нагрузки и, похоже, они не ошиблись.
По данным «Ведомостей», повышение ставки НДС с 18% до 20% даст бюджету около двух триллионов рублей за шесть лет. Еще два триллиона правительство может получить от повышения пенсионного возраста. Меры для получения еще четырех триллионов рублей уже были объявлены. Это размещение ОФЗ на три триллиона и формирование временного фонда внутри бюджета, а также триллион от обнуления экспортной пошлины на нефть и компенсирующего повышения налога на добычу полезных ископаемых. Впрочем, как пишет издание, все эти меры не окончательные и еще будут обсуждаться.
В Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА) уже подсчитали, что повышение ставки НДС даст 0,4% ВВП дополнительных расходов в год и, в то же время, приведет к росту инфляции на 0,5 п.п.
Стоит отметить, что во время Петербургского экономического форума (ПМЭФ) первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что в течение шестилетнего периода налоги меняться не будут, но произойдет их «настройка». Видимо, повышение ставки НДС в эту настройку входит. Один из чиновников, пообщавшихся с изданием, отметил, что изначально в Минфине предлагали снизить страховые взносы и увеличить НДС до одинаковой ставки 22%, но в итоге остановились на более «щадящем» варианте.
Однако при таком сценарии платить за повышение налога снова будет потребитель — бизнес просто заложит 2 лишних процентных пункта (п.п.) НДС в конечную стоимость товара. Еще более чувствительной станет отмена льготной ставки, хотя это в какой-то мере может быть компенсировано адресностью социальных госрасходов.
В правительстве пока не подтверждают, но и не опровергают слухи о повышении НДС, ограничившись дежурным заявлением.
«Конкретные параметры донастройки налоговой системы будут в ближайшее время определены правительством, после этого начнется публичное обсуждение предлагаемых изменений на площадке парламента, с тем чтобы принять их в весеннюю сессию. В настоящий момент принятых решений пока нет», — сказано в официальном сообщении Минфина.
Слухи о повышении НДС вызвали неоднозначную реакцию не только в экспертном сообществе, но и среди политиков. Так, первый замглавы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников заявил, что повышение ставки НДС негативно скажется на производстве и покупательской способности граждан, но не поможет собрать необходимые средства.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков считает, что повышение ставки приведет к росту теневой экономики и скрытой безработицы, а также к распространению «серых» зарплатных схем.
Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков также заявил, что повышение НДС противоречит целям, поставленным президентом Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию, в частности — повышению благосостояния граждан. По мнению депутата нужно не увеличивать налоговую нагрузку, а, напротив, стимулировать экономический рост, за счет чего вырастут доходы бюджета. Если же в правительстве действительно рассматривают такую меру, это говорит о его «механистическом» и «бухгалтерском» подходе к выполнению указа. Аксаков добавил, что депутаты обсудят возможное повышение НДС в ближайшее время.
Несмотря на заявления депутатов, директор по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов считает, что повышение ставки НДС — очень вероятный сценарий.
— Если майские указы президента собираются выполнять, то альтернативы лишь двум источникам средств для этого просто нет. Эти источники — эмиссия и налоги.
Увеличить долг, даже внутренний, на требуемые суммы не получится, так как рынка для таких сумм нет. Сокращение расходов также маловероятно. Остается печатать деньги и увеличивать налоги.
Какую комбинацию этих способов изберут власти — это вопрос, но он чисто технический. Скорее всего, будут задействованы оба.
«СП»: — К чему это приведет?
— К тому же, к чему приводило в десятке случаев в разных странах последние сто лет — к девальвации и замедлению роста экономики из-за усиления налогового давления.
Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов также убежден, что положительный эффект от повышения НДС будет краткосрочным и не очевидным, зато негативные последствия почувствует вся экономика.
— Увеличение НДС не гарантирует пропорциональное увеличение поступления налоговых сборов. Хотя бы потому, что оно ведет к росту цен, а покупательная способность у населения сейчас очень ограничена. Реальные доходы населения не повышаются так быстро, как хотелось бы.
Рост цен приведет к сокращению темпов роста розничной торговли, которые и так у нас одни из самых низких в СНГ. Это скажется на прибыли и способности бизнеса выживать. Кстати, на прошлой неделе ВЦИОМ опубликовал опрос, согласно которому почти четверть предпринимателей готова к тому, что в ближайшие три года они будут сворачивать свою деятельность.
«СП»: — То есть эффективность этой меры, мягко говоря, сомнительна?
— Если говорить коротко, повышение ставки НДС может привести к негативным последствиям: ухудшению условий жизни населения и банкротству предпринимателей. Обанкротившийся бизнес налоговых поступлений в бюджет не принесет. Так что эта мера может сработать в очень краткосрочной перспективе и принести в бюджет дополнительные поступления, но уже в среднесрочной перспективе она произведет заметный негативный эффект.
«СП»: — Какие у правительства альтернативы сбора необходимых средств в сжатые сроки?
— Необходимо объединить несколько разных источников. Первый — это повышение эффективности в рамках системы госзакупок, которая сегодня представляет собой бездонную дыру. По оценкам экспертов, как минимум 10% расходов в этой сфере уходят «на сторону». Только за счет регулирования этой сферы можно получить около триллиона рублей в год экономии.
Второй момент не в увеличении, а в повышении собираемости налогов. Если этот показатель вырастет хотя бы на 10%, это даст еще порядка 300 миллиардов в год. Но для этого необходимо работать над оптимизацией и снижением налоговой нагрузки, которая в последнее время, несмотря на все заявления, усилилась. Согласно тому же опросу ВЦИОМ, это усиление заметила в прошлом году половина предпринимателей.
Наконец, третье — это смягчение бюджетного правила. Сейчас точка отсечения установлена на уровне 40 долларов за баррель. Все нефтегазовые доходы, полученные сверх этой суммы, идут в резервы. После модернизации системы госзакупок и выстраивания адекватной налоговой системы, достаточно будет повысить планку до 43?44 долларов за баррель. Эти нефтегазовые доходы обеспечили бы остаток необходимых средств. Так что, как видите, варианты изыскания финансирования есть различные, и не все они сводятся к увеличению налоговой нагрузки.
Экономический кризис:Путин предупредил о кризисе, с которым мир еще не сталкивался