Кудрин: На майский указ Путина нет денег - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Кудрин: На майский указ Путина нет денег - «Экономика» 18:00 Среда 0 460
11-07-2018, 18:00

Кудрин: На майский указ Путина нет денег - «Экономика»



Материал комментируют:
Кудрин: На майский указ Путина нет денег - «Экономика»

Никита Масленников

Средств, заложенных Минфином до конца 2021 года на исполнение майского указа президента РФ Владимира Путина, может не хватить. Об этом 9 июля заявил глава Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин, выступая на слушаниях в Госдуме.

«Мы видим, что деньги предусмотрены на исполнение указа, вместе с тем, они не распределены по направлениям и национальным программам. Тем самым мы видим, что правительство пока не определилось с распределением приоритетов, что существенно осложняет определение основных направлений бюджетной политики. Предварительно хочу сказать, что, возможно, этих ресурсов будет недостаточно для выполнения целей, которые поставлены указом президента», — отметил Кудрин.

Напомним: финансирование очередного майского указа Путина обойдется казне за три года в 3,7 трлн. рублей: в 2019 году — 1,16 трлн. рублей, в 2020 году — 1,2 трлн., в 2021-м — 1,47 трлн.

По планам Минфина, профинансировать майский указ позволит увеличение налогов и рост цен на нефть. Профицит в 2019 году ожидается в 1,96 трлн. рублей, или 1,8% ВВП, в 2020 году — 1,15 трлн., или 1% ВВП. В 2021-м профицит составит 659 млрд. рублей, или 0,6% ВВП, практически сравнявшись с текущим. В нынешнем году бюджетные «излишки» Минфин запланировал в 0,5% ВВП.


Существенный рост доходов бюджета со следующего года ожидается в первую очередь вследствие повышения ставки НДС — с 18% до 20%. Это даст госказне около 630 млрд. рублей в 2019 году, 678 млрд. в 2020 году, и 730 млрд. — в 2021-м.

Как заявил на слушаниях первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов, повышение НДС «в наименьшей степени затронет бизнес и население с невысокими доходами», поскольку льготные ставки по НДС предлагается сохранить. При этом, по его словам, «донастройка налоговой системы» является «одной из системных мер для ускорения экономического роста».

Кроме того, ожидается рост нефтегазовых доходов на фоне более высокой цены на нефть по сравнению с заложенной в бюджет на текущий год. Дивиденды госкомпаний, по оценке Минфина, принесут бюджету к 2021 году 640 млрд. рублей.

В итоге, по расчетам финансового ведомства, доходы бюджета вырастут с 17 трлн. рублей или 17% ВВП в текущем году до 19,85 трлн. (18,7% ВВП), 20 трлн. (18% ВВП) и 20,5 трлн. (17,2% ВВП) в последующие годы.

Правда, будут расти и расходы бюджета. Поэтому Минфин предлагает урезать такие разделы, как национальная экономика, ЖКХ, культура, спорт и средства массовой информации.

На чем придется экономить, если опасения Кудрина оправдаются?

— Никто не может сейчас точно сказать, сколько потребуется денег на исполнение майского указа президента, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Предварительная оценка Минфина — 25 трлн. рублей на шесть лет, включая как бюджетные, так и внебюджетные расходы. Можно сказать, это финансовый потенциал, который в принципе существует.

Однако на момент формирования нового правительства, и размышлений об источниках финансирования указа, обнаружился дефицит в 8 трлн. рублей — источников этих денег по-прежнему нет.

Поиск дополнительных источников ускорил и повышение НДС, и повышение пенсионного возраста. Но и сейчас нельзя четко и связано сказать, сколько всего требуется денег.

«СП»: — Почему неопределенность сохраняется?

— Майский указ Путина — по сути, декларация о благих намерениях. У кабмина нет понимания, что и в какой последовательности делать для его реализации: какая должна быть система очередности и эстафеты между национальными программами для достижения конкретных целей.

Между тем, система приоритетов крайне важна — просто потому, что нельзя добиваться всего и сразу. Для бюджетного планирования надо точно знать, на что мы тратим деньги в 2019-м году для решения проблем 2020-го года, и так далее.

Кудрин это хорошо понимает, и как глава Счетной палаты обеспокоен. Время идет — приближается срок внесения проекта бюджета на 2019-й год в Госдуму, и определения госрасходов на ближайшую трехлетку, а системы приоритетов и содержательных программ по исполнению майского указа до сих пор нет.

«СП»: — Кудрин прав, когда говорит, что денег может не хватить?

— Никто не может поручиться, что их хватит. По сути, сейчас правительство занимается подгонкой приоритетов под деньги. Хотя правильнее было бы сначала наметить приоритеты, и только потом искать под них источники финансирования. Тогда кабмину, возможно, пришлось бы пересмотреть действующее бюджетное правило и наметить пути стимулирования экономики, а не повышать НДС.

Но сейчас ясности в планировании нет никакой, зато есть множество вопросов. К примеру, повышение пенсионного возраста делает необходимым принятие программ непрерывного обучения для взрослых, а также увеличение расходов на здравоохранение и гарантии занятости для старших поколений, которые остаются на рынке труда. Но и в этом направлении правительство безмолвствует.

«СП»: — Минфин считает, что в ближайшие три года у нас будет профицит бюджета. На это можно рассчитывать?

— Ситуация с источниками финансирования, на мой взгляд, выглядит крайне напряженной. В 2019 году нас ждет весьма скромный экономический рост, хотя бы в силу краткосрочного шока от повышения НДС. Да и динамика цен на нефть не выглядит однозначной. В 2018-м, скорее всего, цены окажутся в коридоре $ 75?80 за баррель, но уже в 2019-м возможно их снижение. Прежде всего потому, что из-за обострения торговых войн глобальная экономика, с чрезвычайно большой вероятностью, попадет в рецессию.

В этих условиях исполнение майского указа Путина, я считаю, может быть отложено на неопределенное время выхода из кризиса.

В целом, чем дальше мы уходим от 7 мая — даты инаугурации Владимира Путина — тем больше вопросов возникает по деталям национальных целей, по их ранжированию и сопряженности. И поскольку ответов на эти вопросы нет, в воздухе повисает и вопрос, сколько все это будет стоить, и на какие средства нам можно рассчитывать.


«СП»: — Что все-таки будет с майским указом?

— Не знаю. У правительства есть время до сентября, чтобы принять ряд ключевых решений. Беда, правда, в том, что кабмин принимает такие решения кулуарно — без широкого обсуждения с экспертами и обществом.

Я как эксперт могу найти аргументы в пользу, к примеру, повышения НДС. Но я не могу найти аргументов, чтобы такое решение не обсудить. Пусть за закрытыми дверями, но не только с придворными экономистами, но и с теми, кто выражает альтернативные и критические точки зрения.

По идее, кабмин для исполнения майского указа должен заниматься структурными реформами — только так можно снять ограничители роста нашей экономики. Но как показывает практика, без широкого обсуждения структурные реформы заканчиваются в России ничем.

Яркое подтверждение тому — предыдущая пенсионная реформа. Словом, кабмину нужно грамотно действовать. Но чем дальше, тем больше возникает озабоченности по поводу качества принятия решений правительством Дмитрия Медведева.

Экономический кризис: Песков усомнился в повторении в России дефолта 1998 года

Новости экономики: Власти обсуждают варианты смягчения пенсионной реформы


Материал комментируют: Никита Масленников Средств, заложенных Минфином до конца 2021 года на исполнение майского указа президента РФ Владимира Путина, может не хватить. Об этом 9 июля заявил глава Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин, выступая на слушаниях в Госдуме. «Мы видим, что деньги предусмотрены на исполнение указа, вместе с тем, они не распределены по направлениям и национальным программам. Тем самым мы видим, что правительство пока не определилось с распределением приоритетов, что существенно осложняет определение основных направлений бюджетной политики. Предварительно хочу сказать, что, возможно, этих ресурсов будет недостаточно для выполнения целей, которые поставлены указом президента», — отметил Кудрин. Напомним: финансирование очередного майского указа Путина обойдется казне за три года в 3,7 трлн. рублей: в 2019 году — 1,16 трлн. рублей, в 2020 году — 1,2 трлн., в 2021-м — 1,47 трлн. По планам Минфина, профинансировать майский указ позволит увеличение налогов и рост цен на нефть. Профицит в 2019 году ожидается в 1,96 трлн. рублей, или 1,8% ВВП, в 2020 году — 1,15 трлн., или 1% ВВП. В 2021-м профицит составит 659 млрд. рублей, или 0,6% ВВП, практически сравнявшись с текущим. В нынешнем году бюджетные «излишки» Минфин запланировал в 0,5% ВВП. Существенный рост доходов бюджета со следующего года ожидается в первую очередь вследствие повышения ставки НДС — с 18% до 20%. Это даст госказне около 630 млрд. рублей в 2019 году, 678 млрд. в 2020 году, и 730 млрд. — в 2021-м. Как заявил на слушаниях первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов, повышение НДС «в наименьшей степени затронет бизнес и население с невысокими доходами», поскольку льготные ставки по НДС предлагается сохранить. При этом, по его словам, «донастройка налоговой системы» является «одной из системных мер для ускорения экономического роста». Кроме того, ожидается рост нефтегазовых доходов на фоне более высокой цены на нефть по сравнению с заложенной в бюджет на текущий год. Дивиденды госкомпаний, по оценке Минфина, принесут бюджету к 2021 году 640 млрд. рублей. В итоге, по расчетам финансового ведомства, доходы бюджета вырастут с 17 трлн. рублей или 17% ВВП в текущем году до 19,85 трлн. (18,7% ВВП), 20 трлн. (18% ВВП) и 20,5 трлн. (17,2% ВВП) в последующие годы. Правда, будут расти и расходы бюджета. Поэтому Минфин предлагает урезать такие разделы, как национальная экономика, ЖКХ, культура, спорт и средства массовой информации. На чем придется экономить, если опасения Кудрина оправдаются? — Никто не может сейчас точно сказать, сколько потребуется денег на исполнение майского указа президента, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Предварительная оценка Минфина — 25 трлн. рублей на шесть лет, включая как бюджетные, так и внебюджетные расходы. Можно сказать, это финансовый потенциал, который в принципе существует. Однако на момент формирования нового правительства, и размышлений об источниках финансирования указа, обнаружился дефицит в 8 трлн. рублей — источников этих денег по-прежнему нет. Поиск дополнительных источников ускорил и повышение НДС, и повышение пенсионного возраста. Но и сейчас нельзя четко и связано сказать, сколько всего требуется денег. «СП»: — Почему неопределенность сохраняется? — Майский указ Путина — по сути, декларация о благих намерениях. У кабмина нет понимания, что и в какой последовательности делать для его реализации: какая должна быть система очередности и эстафеты между национальными программами для достижения конкретных целей. Между тем, система приоритетов крайне важна — просто потому, что нельзя добиваться всего и сразу. Для бюджетного планирования надо точно знать, на что мы тратим деньги в 2019-м году для решения проблем 2020-го года, и так далее. Кудрин это хорошо понимает, и как глава Счетной палаты обеспокоен. Время идет — приближается срок внесения проекта бюджета на 2019-й год в Госдуму, и определения госрасходов на ближайшую трехлетку, а системы приоритетов и содержательных программ по исполнению майского указа до сих пор нет. «СП»: — Кудрин прав, когда говорит, что денег может не хватить? — Никто не может поручиться, что их хватит. По сути, сейчас правительство занимается подгонкой приоритетов под деньги. Хотя правильнее было бы сначала наметить приоритеты, и только потом искать под них источники финансирования. Тогда кабмину, возможно, пришлось бы пересмотреть действующее бюджетное правило и наметить пути стимулирования экономики, а не повышать НДС. Но сейчас ясности в планировании нет никакой, зато есть множество вопросов. К примеру, повышение пенсионного возраста делает необходимым принятие программ непрерывного обучения для взрослых, а также увеличение расходов на здравоохранение и гарантии занятости для старших поколений, которые остаются на рынке труда. Но и в этом направлении правительство безмолвствует. «СП»: — Минфин считает, что в ближайшие три года у нас будет профицит бюджета. На это можно рассчитывать? — Ситуация с источниками финансирования, на мой взгляд, выглядит крайне напряженной. В 2019 году нас ждет весьма скромный экономический рост, хотя бы в силу краткосрочного шока от повышения НДС. Да и динамика цен на нефть не выглядит однозначной. В 2018-м, скорее всего, цены окажутся в коридоре $ 75?80 за баррель, но уже в 2019-м возможно их снижение. Прежде всего потому, что из-за обострения торговых войн глобальная экономика, с чрезвычайно большой вероятностью, попадет в рецессию. В этих условиях исполнение майского указа Путина, я считаю, может быть отложено на неопределенное время выхода из кризиса. В целом, чем дальше мы уходим от 7 мая — даты инаугурации Владимира Путина — тем больше вопросов возникает по деталям национальных целей, по их ранжированию и сопряженности. И поскольку ответов на эти вопросы нет, в воздухе повисает и вопрос, сколько все это будет стоить, и на какие средства нам можно рассчитывать. «СП»: — Что все-таки будет с майским указом? — Не знаю. У правительства есть время до сентября, чтобы принять ряд ключевых решений. Беда, правда, в том, что кабмин принимает такие решения кулуарно — без широкого обсуждения с экспертами и обществом. Я как эксперт могу найти аргументы в пользу, к примеру, повышения НДС. Но я не могу найти аргументов, чтобы такое решение не обсудить. Пусть за закрытыми дверями, но не только с придворными экономистами, но и с теми, кто выражает альтернативные и критические точки зрения. По идее, кабмин для исполнения майского указа должен заниматься структурными реформами — только так можно снять ограничители роста нашей экономики. Но как показывает практика, без широкого обсуждения структурные реформы заканчиваются в России ничем. Яркое подтверждение тому — предыдущая пенсионная реформа. Словом, кабмину нужно грамотно действовать. Но чем дальше, тем больше возникает озабоченности по поводу качества принятия решений правительством Дмитрия Медведева. Экономический кризис: Песков усомнился в повторении в России дефолта 1998 года Новости экономики: Власти обсуждают варианты смягчения пенсионной реформы

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl