Материал комментируют:
Игорь Юшков
Во вторник, 12 июня в турецком городе Эскишехир был торжественно открыт Трансанатолийский трубопровод (TANAP), входящий в «Южный газовый коридор» (ЮГК) и предназначенный для транспортировки «голубого топлива» из Азербайджана в Европу. В церемонии приняли участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, а также представители других государств, в том числе президент Украины Петр Порошенко.
Как заявил Эрдоган, первые поставки газа в Европу, а именно к границе Греции, по новому трубопроводу начнутся уже в июне 2019 года.
«Энергетика является сферой сотрудничества, а не противостояния. TANAP — наглядное тому свидетельство. Ожидается, что первоначальная пропускная способность газопровода составит 16 млрд куб. м газа в год, 10 из которых пойдут в Европу», — рассказал Эрдоган.
Трубопровод TANAP имеет протяженность 1,85 тыс. км и пролегает от границы между Грузией и Турцией до турецко-греческой границы. Пропускная способность, как и сказал Эрдоган, составляет 16 млрд. кубометров газа, из которых 6 миллиардов будут оставаться в Турции, а остальные 10 — идти в Европу по Трансадриатическому трубопроводу (TAP), входящему в систему ЮГК.
Ранее сообщалось, что в первый год объем поставок азербайджанского газа в Турцию составит 2 млрд куб. м, во второй — 4 млрд куб. м, в третий — 6 млрд куб. м. Общая стоимость проекта ЮГК, представляющего собой интегрированную систему газопроводов, включающую Южно-Кавказский трубопровод, TANAP и TAP оценивается в 42 млрд долларов, его протяженность должна составить 3,5 тысячи километров. В качестве ресурсной базы на начальном этапе служит месторождение «Шах-Дениз» на шельфе Каспийского моря с запасами 1,2 триллиона кубометров газа.
На первый взгляд присутствие на церемонии открытия TANAP президента Украины, которая не имеет особого отношения к газопроводу, не слишком оправдано. Однако Порошенко приехал в Турцию не просто так. Во-первых, украинский лидер заявил, что его страна желала бы получать азербайджанский газ через территорию Болгарии и Румынии, что позволило бы диверсифицировать энергетические поставки.
Во-вторых, Порошенко не преминул сравнить TANAP с «Северным потоком-2». Но если Трансанатолийский газопровод, по мнению украинского президента, будет способствовать обеспечению энергетической безопасности в регионе, то российский — напротив, является проектом чисто политическим и безопасность подрывающим. Как говорится, почувствуйте разницу, хотя в чем на самом деле эта разница заключается из слов Порошенко так и не стало понятно.
Всячески поддерживают TANAP и ЮГК и в Евросоюзе, в то время как работы по строительству «Северного потока-2» постоянно окружены негативным флером высказываний европейских и американских политиков (несмотря на то, что разрешения пока выдаются своим чередом). Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявил, что ЮГК является стратегически важным для энергетической безопасности ЕС.
Несмотря на это, эксперты считают, что газопровод TANAP не будет представлять большую угрозу для позиций «Газпрома» в Европе, так как покрывает незначительную часть ее растущих энергетических запросов. Хотя при расширении возможностей маршрута, российской компании, возможно, придется потесниться, особенно в Южной Европе.
Тем более, что «Газпром» сейчас также строит свой газопровод в Турцию — «Турецкий поток», состоящий из двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Первая нитка предназначена для поставок газа самой Турции и должна быть введена в эксплуатацию уже в этом году. Вторая же нужна для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы, и здесь пока нет определенности. «Газпром» рассматривает варианты продолжения «Турецкого потока» через Болгарию и Сербию, либо через Грецию и Италию. Но если учесть, что из-за позиции Болгарии проект «Южный поток» уже был сорван, строительство второй ветки может быть под вопросом, особенно с учетом TANAP, также рассчитанного на Южную Европу.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что TANAP не скажется на судьбе «Турецкого потока», а вот планы Украины по диверсификации с помощью азербайджанского газа вряд ли окажутся выгодными для нее самой.
— Конкуренции с Азербайджаном в больших масштабах не возникнет, потому что мы поставляем в Европу 193 млрд. кубометров газа, а максимальная пропускная способность TANAP — 16 млрд. кубометров в год. Поэтому на общеевропейском рынке они нас не подвинут. Хотя определенная конкуренция на турецком, болгарском, греческом и отчасти итальянском рынках из-за нового газа возникнет.
Но не факт, что именно российский газ эту конкуренцию проиграет. Та же Турция покупает газ у других поставщиков, например, у Ирана, в Италию «голубое топливо» поставляет еще и Алжир. «Газпром» недавно предоставил Анкаре скидку в 10% от контрактной цены, тем самым укрепив свои позиции на турецком рынке, он остается крупнейшим поставщиком. Вряд ли именно российское предложение окажется самым худшим и «Газпром» сократит свою долю в этих странах. Вполне возможно, что подвинуться из-за TANAP придется другим компаниям.
Сложнее ситуация с Грецией и Болгарией. В Болгарию до сих пор газ поставляла только Россия, так что здесь конкуренция возникнет, но не в глобальном плане.
Самый интересный момент с TANAP в том, что когда Азербайджан подписывал соглашение об этом проекте и о твердых поставках газа, он рассчитывал на рост собственной добычи. Главной ресурсной базой для газопровода является месторождение Шах-Дениз. Однако если там добыча растет, то на остальных месторождениях она начала падать. Ряд источников вступили в стадию истощения, что стало большой проблемой. Подписанные экспортные контракты нужно выполнять, а это довольно сложно из-за падения внутренней добычи.
Азербайджану пришлось пойти на следующий шаг. Он обеспечивает экспортные контракты своей добычей, а образовавшийся внутренний дефицит покрывает за счет российского газа. В ноябре 2017 года Баку подписал контракт с «Газпромом» на закупку газа. В первом квартале 2018 года было закуплено 0,8 миллиардов кубов. За год мы можем выйти на три миллиарда кубометров, и что будет в 2019 пока непонятно. Все зависит от того, сможет ли Азербайджан восстановить объемы добычи или ему придется наращивать закупки у России. Поэтому получатся, что газ по новому газопроводу вроде бы идет азербайджанский, но на самом деле он отчасти российский. Так что хотя конкуренция возрастает, далеко не факт, что именно мы ее проиграем.
«СП»: -А как запуск нового газопровода скажется на судьбе «Турецкого потока»?
— До недавнего времени не было понимания, что будет с его второй ниткой. Это был самый неопределенный российский газопроводный проект из заявленных. Сейчас после ряда встреч и переговоров с болгарами, турками и австрийцами мы видим, что вторая нитка, скорее всего, пойдет из Турции не в Грецию, а в Болгарию, а дальше будет представлять из себя «Южный поток» в усеченном виде. По нему пойдет не 53 миллиарда кубов, а 15,75 млрд. Часть будет оставаться в Болгарии, а часть пойдет в Сербию и Венгрию. Думаю, «Газпром» хочет запитать второй ниткой все страны, которые находятся южнее Украины, чтобы эти поставки не зависели от Киева.
В какой-то степени он будет конкурировать с азербайджанским газом, но нужно учитывать, что если TANAP — это новые объемы, то вторая нитка «Турецкого потока» — уже существующие объемы, которые просто изменят маршрут доставки. Они остаются базисом для всех стран на маршруте, а азербайджанский газ является бонусом.
«СП»: — Насколько реалистичны планы Украины получать азербайджанский газ?
— На сегодняшний день поставки азербайджанского газа на Украину маловероятны. Хотя возможна другая схема. Турки могут покупать газ у Азербайджана и перепродавать его украинцам. Если роль Турции, как хаба, будет возрастать, на ее спотовом рынке смогут закупать газ другие компании и перепродавать, в том числе Украине. Тем более, что газопровод, который сегодня используют для того, чтобы качать наш газ через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию, останется незадействованным. Эту трубу можно будет использовать в реверсе и качать газ из Турции на север.
Но, повторю, у самого Азербайджана лишнего газа нет, и это проблема для Украины. Его смогут продать болгары, которые будут закупать у Баку миллиард кубов. Но это для Украины не такие уж большие объемы. Можно пытаться выцепить определенные объемы у трейдеров. Но цены будут выше, чем у прямого поставщика.
Так что такая схема возможна, но она не будет слишком выгодна для Украины, в отличие от Турции. И со стороны Киева достаточно странно радоваться успехам Анкары в этом плане, если учесть, что именно турки запретили проход СПГ-танкеров через Босфор, в связи с чем Украина не может построить приемный терминал для сжиженного газа. У Турции и Украины совершенно разные потребности в газовой отрасли, и часто они являются конкурентами.
Воодушевление Порошенко выглядит довольно странно. Впрочем, понятно, что это просто антироссийская позиция. Все, что не российское — хорошо, а думать головой — это уже дело десятое. На самом деле, мне кажется, в Киеве не рассчитывают серьезно на приход азербайджанского газа, просто это заявление «за все хорошее против всего плохого».
Новости по теме: Порошенко уверен, что проект «Северный поток-2» не будет реализован