Материал комментируют:
Игорь Юшков
Стокгольмский арбитраж снова принял решение не в пользу российского «Газпрома». На сей раз суд признал за польской компанией PGNiG право требовать снижение контактной стоимости газа, поставляемого по маршруту «Ямал — Европа». Пока что решение предварительное, но в Варшаве не сомневаются и в окончательном успехе.
«Арбитражный суд в Стокгольме признал доводы PGNiG и постановил в частичном решении, что имеется контрактная предпосылка, дающая право PGNiG требовать снижения цены в долгосрочном контракте, на основании которого „Газпром“ поставляет газ в Польшу», — сообщили в польской компании.
Представители компании рассказали, что суд удовлетворил ключевые аргументы, которые указывают на необходимость снижения контрактной цены, и отверг доводы российской стороны, направленные на поддержание существующих условий оплаты.
PGNiG потребовала пересмотра контрактной цены еще в 2014 году, но договориться с «Газпромом» не смогла, и дело было передано в арбитраж. В компании утверждают, что из-за отказа от пересмотра цен стоимость газа для Польши значительно превышала его стоимость на западноевропейских рынках. Теперь в Варшаве ожидают снижения цены на газовые контракты.
Польша потребляет 15 млрд. кубометров газа в год. Треть этого объема она добывает самостоятельно, а остальное импортирует. Главным поставщиком газа для страны остается российский «Газпром», на основании долгосрочного контракта с которым она может ежегодно приобретать 10,2 млрд. кубометров газа.
Несмотря на это польские власти неоднократно заявляли, что стремятся найти замену российскому газу до 2022 года, когда завершается срок действия долгосрочного контракта с «Газпромом». Среди возможных альтернатив — увеличение объемов покупки Польшей сжиженного природного газа, который пока в небольших объемах поставляется в страну из США и Катара и регазифицируется на терминале СПГ в Свиноуйсьце. Правда, пока что состоялась лишь одна торжественная поставка из США, после чего польские власти признали, что газ обходится дороже российского, сообщалось, что они намерены продолжить закупки — только на более выгодных условиях.
Другой вариант — строительство газопровода Baltic Pipe, который в проекте должен соединить Польшу с норвежским шельфом через Данию. Однако пока что этот проект существует только в планах польских властей, а остальные страны не слишком заинтересованы в нем, так как не уверены в рентабельности.
Поэтому стремление Польши добиться снижения контрактной цены от «Газпрома» вполне понятно. Ведь отказаться от российского газа, несмотря на все резолюции, Варшава пока не в состоянии, а вот платить России за этот газ Польше не очень хочется. Однако, как объяснил «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, говорить о том, что поляки смогут добиться снижения цены на газ пока рано. Суд лишь признал право Польши на то, чтобы подать такую заявку и вести переговоры с «Газпромом». Но с учетом того, что с 2014 года цены на газ и так значительно снизились, перспективы Варшавы на получение скидки или пересмотр стоимости не так уж очевидны.
— На самом деле, это история из прошлого, — говорит Игорь Юшков. — На протяжении 2010-х годов многие европейские клиенты подавали заявки на пересмотр цены, так как в их контрактах было прописано, что несколько раз за определенный период они имеют право потребовать пересмотра условий соглашения. В частности, это касалось формул ценообразования.
Спор между польской компанией и «Газпромом» в арбитраже был именно о том, имеет ли PGNiG право подать эту заявку на пересмотр цены сейчас. Поэтому решение Стокгольма не значит, что «Газпром» обязан немедленно снизить цену для поляков. Это означает только, что теперь стороны имеют право пойти в суд и там выяснять, будут ли вноситься изменения в контракт.
Вероятно, теперь предстоят эти судебные разбирательства, но для самой Польши они могут оказаться не очень-то выгодными.
«СП»: — Почему?
— Потому что когда они начали требовать пересмотра контракта, цены на газ для них действительно были высокими. Поляки аргументировали свой иск тем, что на спотовом рынке цены были ниже, поэтому и они не должны так много платить. Такие же доводы ранее использовали другие клиенты «Газпрома», и тогда в процессе переговоров российская компания, как правило, давала им скидки или пересматривала стоимость газа задним числом.
Но с 2015—2016 годов ситуация изменилась. В связи с падением цен на нефть, цены по долгосрочным контрактам «Газпрома» стали ниже, чем спотовые контракты и уж тем более чем сжиженный газ. Поэтому успех Польши в этом разбирательстве не так уж очевиден. Более того, «Газпром» сам может потребовать в суде повысить цену на основании того, что рыночные цены на споте и по СПГ намного выше. Если говорить о рыночных ценах, Польша сейчас платит меньше, чем положено. Так что ситуация для них не однозначная, и еще вопрос, пойдут ли они на разбирательство о пересмотре цены на газ. Когда они подавали иск в арбитраж в 2014 году, такой шаг имел смысл, но сейчас он его потерял. Не исключаю, что после победы в Стокгольмском арбитраже польская сторона может вообще не пойти в суд, чтобы не рисковать получить встречный иск от «Газпрома» о повышении цены.
«СП»: — Польские власти много говорили о том, что собираются вообще отказаться от российского газа после 2022 года. Удалось ли Варшаве уже снизить зависимость от «Газпрома»?
— Польские власти пока не отказываются от своих слов, но все чаще говорят, что если условия поставок будут выгодными, они будут и дальше покупать российский газ. Нынешнее судебное разбирательство выглядит, как попытка показать, что такие выгодные условия Польша может получить. Потому что если условия сейчас такие плохие, кто мешает отказаться от российского газа уже сегодня? В Польше построен СПГ-терминал на пять миллионов тонн сжиженного газа, но страна не пользуется им на полную мощность. Если бы Варшаве было выгодно закупать сжиженный природный газ, а другого альтернативного поставщика у них нет, они бы уже это делали.
Поэтому все эти заявления об отказе от услуг «Газпрома» — это некое лукавство и общая антироссийская позиция. На словах Варшава говорит о том, какой плохой российский газ и что нужно от него отказываться, а когда доходит до дела, мы видим, что из 15 миллионов кубов они больше десяти закупают у нас. Причем двумя способами.
Первый — непосредственно по трубе «Ямал-Европа», а второй — скупая излишки российского газа на немецком спотовом рынке. Причем эти излишки они затем передают клиентам «Газпрома», которые также получают сырье по трубе «Ямал-Европа», а себе забирают газ на польско-белорусской границе. Таким образом, они экономят на том, что физически не прокачивают часть газа через свою территорию. Такая интересная схема позволяет экономить на транзите.
На самом деле Польше очень выгодно закупать российский газ, и лучшего предложения никто им не дает. Поэтому не совсем понятно, как они откажутся от «Газпрома». Тем более что европейцы требуют от них сокращать долю потребления угля в энергетическом секторе, а Польша остается одним из лидеров в Европе по этому показателю. Одно дело — баловаться катарским газом или разочек купить американский СПГ, и совсем другое — когда надо заменить десять миллиардов кубометров газа ежегодно. Большой вопрос, сможет ли Польша это сделать.
Нефть и газ: Оптовые цены на газ «Газпрома» с 1 июля вырастут на 3,4 процента
Северный поток-2: Дания не нужна: «Северный поток-2» будет построен и без разрешения Копенгагена