Прогноз Центра BESA No. 900, 22 июля 2018 года
Инициатива «Один пояс — один путь» состоит из двух компонентов: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Инициативы Морского Шелкового пути 21 века» (ИМШП). Цель этой инициативы — связать Китай и Европу сухопутными и морскими маршрутами. Эта инициатива — на сегодня наиболее амбициозный интеграционный проект Пекина — представляет собой сердцевину внешней политики Китая. Цель ИМШП — выстроить более скоростные морские маршруты с тем, чтобы нарастить объемы торговли вдоль всего «Шелкового пути», который свяжет Азию с Европой и Африкой.
В рамках стратегической схемы ИМШП Китай скупал права на развитие и оперативное управление сетью портов, простирающейся от южных регионов Азии до Ближнего Востока, Африки, Европы и даже Южной Америки. Как сообщает Financial Times, на расширение этой портовой сети Китай потратил миллиарды долларов для того, чтобы обеспечить себе систему морских маршрутов и утвердиться в качестве морской державы.
Одним из наиболее важных участков во всей системе международных торговых морских путей является Средиземное море. Это — центральная часть морских торговых путей и она представляет собой западную оконечность инициативы «Один пояс — один путь». С учетом стратегического положения Средиземного моря Китай приступил к наращиванию своего присутствия в этом регионе приобретая, строя, модернизируя и расширяя наиболее важные средиземноморские порты и терминалы в Греции, Египте, Алжире, Турции и Израиле, а также получая права ни управление ими. Пекин намерен воспользоваться географической близостью Средиземного моря к Европе, чтобы превратить его в главный распределительный узел для китайских товаров, предназначенных для ЕС — крупнейшего торгового партнера Китая.
Увеличение объемов экономических связей между Китаем и Европой предоставляет Средиземноморью возможность восстановить свое ведущее место в системе международной торговли. Недавно проведенная модернизация Суэцкого канала — главного транспортного маршрута между Азией и Европой — удвоила его пропускную способность и грузопоток между Красным и Средиземным морями. Сейчас через этот канал можно проводить более крупные суда, сокращая время транзита между Азией и Европой, что повышает конкурентоспособность и привлекательность средиземноморских портов
Однако, доступ к европейскому рынку через средиземноморские порты, равно как и поддержание перетока из Ближнего Востока и Африки жизненно необходимых ресурсов — таких, как энергоносители и иное сырье — зависит от безопасности и политической стабильности средиземноморского региона. Поддержание безопасной геостратегической среды и обеспечение геополитического взаимодействия в регионе являются непременными условиями для того, чтобы строительству и реализации «Инициативы Морского Шелкового пути 21 века» сопутствовал успех.
Китай — крупнейшая в мире страна с точки зрения торговли товарами. Три китайские морские транспортные компании входят в десятку крупнейших контейнеровозных компаний мира, обеспечивающих примерно 10% глобальной торговли. Большая часть китайских товаров перевозится морским транспортом, поэтому китайские порты являются главными начальными и конечными пунктами международных морских маршрутов.
Торговые порты Китая относятся к наиболее загруженным в мире. Восемь из десяти крупнейших контейнерных портов находятся в этой стране, а шанхайский порт является самым загруженным на планете. Китай занимает третье место по количеству принадлежащих стране судов. Это — крупнейшая судостроительная страна с суммарной валовой вместимостью примерно в 30 миллионов тонн.
Стратегия Пекина в Средиземном море сводится, главным образом, к строительству портов и железных дорог, а также к управлению ими. Инвестиции, направляемые на эти цели, следует рассматривать в контексте более широкой инфраструктурной активности в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Инвестиции в развитие морских путей и железных дорог взаимно дополняют друг друга, поскольку вместе они открывают новые торговые связи между Китаем и евразийско-африканской зоной. Свое присутствие в Средиземноморье Китай наращивал постепенно, инвестируя в международные логистические и дистрибутивные центры, а также в инфраструктурные проекты, которые вели к усилению позиций страны в этом регионе.
Например, китайские инвестиции в порты Пирей, Ашдод и Хайфа, в Порт-Саид и в проект «Коридор Суэцкого канала» идут рука об руку с инициативой «Один пояс — один путь», в рамках которой увязываются морские и сухопутные маршруты в направлении Европы. «Инициативу Морского Шелкового пути 21 века» следует рассматривать как движущую силу экономических и стратегических интересов в Средиземноморье, а также как платформу, с которой Китай будет наращивать свое присутствие и влияние в регионе.
Китай постепенно становится все более влиятельной экономической, дипломатической и геостратегической державой в Средиземноморье. Громадные инвестиции и взаимовыгодные торговые отношения Китая со странами Средиземноморья повышают ставки Пекина в региональных делах. Но это же ведет и к значительному росту угроз для Пекина. Политическая нестабильность и религиозный экстремизм в нескольких странах Большого средиземноморского региона поднимает вопрос о том, будет ли Пекин готов принять на себя роль лидера — со всей той ответственностью, которую эта роль может в себя включать.
«Инициативу Морского Шелкового пути 21 века» будет невозможно с успехом воплотить в жизнь, не ликвидировав разрыв между экономическими интересами и способностью эти интересы защитить. Защита инвестиций в регионе с крайней геополитической волатильностью в ближайшие годы станет серьезным экзаменом для внешней политики Китая. На данный момент у Пекина отсутствует всеобъемлющая стратегия в отношении региональных дел Средиземноморья. Пекин предпочитает иметь дело с каждой из стран региона на двусторонней основе.
Политика Китая в отношении региона все еще определяется экономическим фактором, в особенности, торговлей и инвестициями. Пекину придется отказаться от своей строгой приверженности принципу невмешательства, если ему захочется получать в Средиземноморье какие-то выгоды. В настоящее время поведение Пекина в регионе остается осторожным — он стремится не «высовываться» и ощутимо не менять существующую динамику. Пекин по-прежнему предпочитает действовать рассудительно и избегает вмешиваться в конфронтационные события в регионе.
Автор (Dr. Mordechai Chaziza) — читает лекции по политике и управлению в Академическом колледже Ашкелона (Ashkelon Academic College), специализируется на вопросах внешней политики Китая.
Перевод Сергея Духанова.
Прогнозные документы Центра BESA публикуются благодаря щедрости семьи Грега Россхандлера.
Источник
Новости Китая: В Китае успешно разработали ракету с двигателем на метане и жидком кислороде