Материал комментируют:
Андрей Гудков
17 августа Кремль фактически одобрил идею помощника президента Андрея Белоусова провести совещание компаниями, у которых предложено изъять свыше 500 млрд. рублей доходов.
Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «мне об этом ничего не известно, даже если так, то это нормально, это же диалог». «Вы знаете, решений на этот счет не принималось, решено проработать этот вопрос, и, конечно, прорабатывать вопрос без диалога с компаниями было бы нелогично», — отметил Песков.
Напомним: 9 августа стало известно, что Белоусов в письме Владимиру Путину предложил изъять у 14 металлургических, химических и нефтехимических компаний 513,66 млрд. рублей сверхдоходов, которые те получили из-за изменения «внешней рыночной конъюнктуры».
«Целесообразно создать механизм, позволяющий изымать у сырьевых экспортеров часть дополнительных доходов, которые они получают от ослабления рубля — то есть изменения не зависящих от них макроэкономических факторов — и роста мировых цен на их продукцию», — писал Белоусов.
28 июля президент положил на письмо своего помощника (опубликовано в интернете) резолюцию «Согласен».
Белоусов ссылается на потребность бюджета в средствах для исполнения новых майских указов президента. Он приводит в пример ситуацию 2016 года, когда для наполнения госказны было принято решение по изъятию допдоходов у нефтегазовых компаний. Это принесло за два года бюджету около 600 млрд. рублей.
Сейчас, по расчетам Белоусова, из-за рыночной конъюнктуры в 2017 году металлурги и химики РФ суммарно получили более 1,5 трлн. рублей. Но налоговая нагрузка на них (отношение налогов без НДФЛ и социальных платежей к выручке) лишь 7%, тогда как для нефтянки — 28%.
«Выравнивание рентабельности» до уровня нефтегазовой отрасли при «условии сохранения инвестиционных возможностей», как пишет Белоусов, и даст 513,7 млрд. рублей бюджету.
В список потенциальных доноров в письме Белоусова вошли: «Норильский никель», АЛРОСА, СИБУР, «Полюс», Evraz, «Акрон», НЛМК, «Северсталь», ММК, «Металлоинвест», СУЭК, «Мечел», «Фосагро» и «Уралкалий».
Все они, естественно, категорически против изъятия доходов. Предложение Белоусова критиковали РСПП, глава «Русской стали» (лобби металлургов), владелец НЛМК Владимир Лисин, глава Союза золотопромышленников Сергей Кашуба и другие участники отрасли.
Тем не менее, 16 августа стало известно, что Белоусов хочет лично встретиться с руководителями компаний из «черного списка». Встреча назначена на 24 августа. Речь идет пока об устном информировании о подготовке совещания, официальное извещение компании должны получить позже.
Как сложится судьба инициативы Белоусова, решится ли Кремль на изъятие сверхдоходов?
— Конечно, 14 компаний из «списка Белоусова» получили сверхприбыль незаслуженно, — отмечает доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков. — Она действительно получена благодаря внешнеэкономическим факторам, и сейчас компании хотят раздать ее по дивидендам.
А надо понимать: в России налогообложение дивидендов намного ниже, чем налогообложение лиц наемного труда, получающих менее 85 тыс. рублей в месяц. У нас богатые, замечу, вместо 30% страховых взносов платят всего 15,1%. Получается, для граждан с зарплатами до 85 тыс. рублей совокупное налоговое бремя составляет 40%, а для богатых — всего около 26?27%.
Вместе с тем, при попытке изъять сверхприбыли повторяется системная ошибка, которая была заложена еще в нулевые годы. Тогда, чтобы уплачивался налог на прибыль, ставка его снижалась и снижалась, и заодно были убраны все льготы.
Эффективная ставка (реально собираемый налог) в нулевые составляла 18?19% - при нормативной в 24%. Так получалось, потому что по налогу имелась инвестиционная льгота. Как раз ее убрали ради повышения эффективной ставки.
Между тем, основная проблема динамики роста российской экономики заключается в том, что инвестиций не хватает. Поэтому работающая доныне схема нулевых годов, когда инвестиционная льгота была отменена, себя полностью исчерпала.
Я полагаю, необходимо, помимо возврата сверхприбылей, вернуться к налогообложению по эффективной ставке 18%, но при этом ввести льготу по инвестициям. Только в этом случае инвестиции пойдут на производство, возникнут рабочие места и повысятся темпы экономического роста.
«СП»: — Возможно ли в принципе договориться с консорциумом из 14 компаний об изъятии сверхприбылей?
— Можно. Но я считаю, эти договоренности надо выстраивать по следующей схеме. Для 14 компаний из «списка Белоусова» нужно создать что-то вроде специального фонда, куда они внесут деньги. При этом надо оговорить условие: компании смогут, в случае ухудшения конъюнктуры, получить назад внесенные средства в виде обратной помощи. Но ни в коем случае не на дивиденды, а на инвестиции в производство, либо на решение общеэкономических задач.
Такого рода задач очень много. Например, есть большие проблемы по переработке нефти в светлые нефтепродукты. У нас этот показатель ниже, чем на Западе. Есть, кроме того, имеются большие проблемы по транспортировке нефти. Решение всех этих задач требует инвестиций.
«СП»: — Что можно сделать на 513,66 млрд. рублей?
— Можно, например, передвинуть сроки повышения НДС с 18% до 20% - с 2019 года на 2020-й. Или можно полностью компенсировать недоиндексированные пенсии. В декабре 2015 года, напомню, Владимир Путин подписал закон об отмене индексации пенсий для работающих пенсионеров. При этом реальный показатель инфляции за 2015 год, согласно оценке тогдашнего министра экономического развития Алексея Улюкаева, составлял 12,5%.
513,66 млрд. рублей хватит, чтобы эти невыплаченные проценты вернуть. Поскольку решение об отмене индексации, я считаю, было просто грабительским. По сути, это был перенос экономических трудностей на самую незащищенную часть населения. В то время как владельцы и топ-менеджмент компаний, в том числе из «списка Белоусова», крупно на этом наживались.
«СП»: — У Кремля хватит воли, чтобы поддержать предложение Белоусова?
— Наглость нашего правительства, на мой взгляд, является производной от наглости финансовой олигархии. И судя по тому, как проталкивается — беспардонным образом — решение о повышении пенсионного возраста, наглость олигархии зашкаливает.
Эти люди, я считаю, живут примерно как Мария-Антуанетта — супруга короля Франции Людовика XVI — накануне Французской революции. Когда у дворца собралась толпа, и ей доложили, что у крестьян нет хлеба, она ответила: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!»
Так вот, при подобной степени оборзения — иного слова не подберу — нашей финансовой олигархии, вынуть из нее 513,66 млрд. просто так не получится. Не удивлюсь, если в ближайшее время выяснится, что Белоусов является американским шпионом. Или что он задавил безногих инвалидов на пешеходном переходе. В общем, я помощнику президента в нынешней ситуации не завидую.
Новости экономики: Около 30% граждан России ожидают плохой год для экономики страны