Материал комментируют:
Сергей Жаворонков
300 миллиардов рублей якобы вложат в некие «перспективные проекты» крупные компании России, заработавшие за полтора года из-за курсовой разницы 2,2 триллиона. По сути, это замена компенсационного «налога на сверхдоходы», который ранее предлагали ввести в отношении экспортеров. Однако эксперты сомневаются, что олигархи хоть что-то заплатят.
Забрать хотели треть «сверхдоходов»
Помощник президента Андрей Белоусов провел встречу с представителями крупного бизнеса — того самого, который он ранее и предлагал обложить неким новым «налогом на сверхдоходы». Напомним, что с таким предложением экс-министр экономического развития выступил еще 9 августа. По его подсчетам, за счет курсовой разницы в 2017 году крайне выгодным оказался экспорт продукции многих отраслей промышленности, в первую очередь химической и металлургической.
Действительно, по данным Федеральном таможенной службы, за 2017 год в структуре экспорта на долю металлов (и изделий из них) приходилось 10,2%, а продукций химпрома — 5,4%. При этом в сравнении с 2016 годом стоимостный объем экспорта металлов вырос на 28,8% (в том числе железной руды — вдвое), а химических продуктов — на 12,2% (в том числе синтетического каучука — почти на треть).
По оценке Белоусова, в прошлом году благодаря комфортному курсу рубля на экспорте продукции химики и металлурги сумели заработали почти 1,5 трлн. рублей (а с начала этого года — еще 700 миллиардов). И теперь, по мнению чиновника, в условиях экономического кризиса обязаны поделиться с государством как минимум 520 миллиардами. Эти деньги должны были напрямую пойти на реализацию «майского указа» президента.
Белоусов разработал для Владимира Путина аналитическую записку, в которой перечислял компании, подлежащие принудительному «изъятию сверхдоходов» (каким образом это сделать, должен был проработать Минфин), в том числе «Северсталь», «Мечел», «Металлоинвест», «Норильский никель», «Полюс», «Сибур», «Уралкалий», «Фосагро» и другие.
Предложение помощника президента вызвало неудовольствие в ключевых министерствах — в том числе экономического развития, природных ресурсов и промышленности. В частности, бывший министр финансов, а ныне председатель Счетной палаты Алексей Кудрин и министр экономического развития Максим Орешкин посчитали, что реализация предложения Белоусова ударит по инвестиционному климату в России.
Эксперт: «Не будет никаких новых 300 миллиардов!»
На встрече с представителями крупного бизнеса Андрей Белоусов все же представил модель, которую, по его мнению, удовлетворит и самих олигархов, и чиновников. Речь уже не идет об «изъятии» 520 миллиардов — достаточно будет поделиться 200?300 миллиардами. Причем по словам помощника президента, направить их предстоит на некие «перспективные проекты».
На встрече с журналистами Белоусов рассказал, что они связаны с нацпроектами (над которыми сейчас ударно трудится правительство). А именно — вложения в инфраструктуру, экологию, цифровизацию и внедрение технологий…
Какие конкретно суммы направят компании и куда именно, совершенно неясно. Якобы об этом отчитается в ноябре специально созданная рабочая группа, в которую войдут первый вице-премьер российского правительства, министр финансов Антон Силуанов и глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Непонятно, что будет и с «уклонистами», которые не захотят «подставлять плечо» (как образно выразился на встрече сам Белоусов).
В том, что обещанные чиновниками гигантские суммы действительно вложат в некие новые проекты, сильно сомневается наш эксперт, ведущий научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков.
— Не будет никаких новых 300 миллиардов, просто распишут в основном то, что уже и так делается и планировалось делать. Так сказать, для галочки, — говорит Жаворонков в интервью «Свободной прессе». — Компании и так инвестируют во что хотят, включая социальную сферу. Многие крупные компании до сих пор содержат пансионаты и санатории для сотрудников, дотируют им путевки. И это, думаю, также будет записано в эти миллиарды. Туда же будут записаны их производственные инвестиции. И туда же добавят всякую «шелуху» из серии производства какого-нибудь сто десятого «русского айфона».
«СП»: — Думаете, от идеи Белоусова по «изъятию сверхдоходов» отказались именно под давлением олигархов, которые не захотели делиться?
— Компании инвестируют средства в соответствии со своими планами (а где-то вместе с властями обговаривая условия). Белоусов же хотел просто получить деньги в бюджет, чтобы тратить их без всякого согласования. Но не забывайте, что у многих из крупных компаний есть серьезные «скрытые акционеры» из ближнего круга президента, силовиков и т. п. И им, конечно, не надо, чтобы прибыль изымалась на какие-то проекты Белоусова.
Такие компании обладают огромным успехом аппаратной борьбы «на длинные дистанции». У Белоусова не вышло их «замочить» одним махом со ссылкой на президента: якобы решение принято, все, точка. Теперь его [Белоусова] замотают.
Думаю, Белоусов после этой истории окончательно потерял репутацию «серьезного человека», которая у него была. Он пошел в авантюру и проиграл. Слушайте, ну даже сама его записка со списком предприятий на коленке была сделана: например, в него попал «Полюс золото», а куда более прибыльный Polymetall!