Материал комментируют:
Михаил Рощин
Торговые ограничения, которые США наложила синхронно и на Россию, и на Китай, лишь сплачивают страны в борьбе против американской гегемонии. Один из возможных результатов этого — резкое усиление роли юаня в глобальной экономике.
Доллар — валюта не стабильная, а рискованная
В настоящее время США ведут экономическую войну против каждой десятой из стран планеты с с общей численностью населения почти 2 миллиарда человек и совокупным ВВП более 15 триллионов долларов. За последние годы американцы ввели санкции против России, Ирана, Венесуэлы, Кубы, Судана, Зимбабве, Мьянмы, Конго, Северной Кореи…
Не санкции, но другие карательные экономические меры администрация Дональда Трампа применила против Китая, Пакистана и Турции. Кроме того, тысячи людей из десятков стран включены в «черные списки» Минфина США — фактически, они выключены из глобальной финансовой системы, в которой опять-таки доминируют США.
Влиятельный «клуб», не правда ли?! Неудивительно, что все больше стран заинтересованы в отказе от использования доллара при международных расчетах — к этому подталкивает агрессивная санкционная политика США…
Такие заявления позволяют себе уже и самые высокопоставленные политики. В частности, первый вице-премьер российского правительства и министр финансов Антон Силуанов на днях заявил: «По сути, доллар США, который считался мировой валютой, становится рискованным инструментом расчетов» и предложил поэтапный переход внешней торговли природными ресурсами на национальную валютную основу.
Об этом же заявил и министр иностранных дел России Сергей Лавров во время в Анкару: по его мнению, расчеты в национальных валютах могут вести те страны, которые сталкиваются с американскими санкциями — в том числе Иран, Турция и Россия. «Я твердо убежден, что злоупотребление ролью доллара США как международной валюты в конечном итоге приведет к подрыву его роли», — заявил Лавров. По его словам, Россия уже активно использует местные валюты в торговле с Китаем и Ираном.
Африку «привязывают» к Пекину
За последние месяцы, столкнувшись с экономической агрессией США, и Россия, и Турция резко сократили свои долговые обязательства перед Америкой. Правда, для американской экономики это сродни комариному укусу.
А вот куда большую угрозу для гегемонии США, которая зиждется на глобальном господстве доллара (это называется «монетарный сеньораж»), представляет именно отказ от расчетов в этой валюте. Ведь сегодня любая сделка, совершенная в долларах США или с использованием банка США, автоматически переводит стороны внешней торговли под американскую правовую юрисдикцию.
Учитывая, что одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России является Китай (по данным ФТС, объем экспорта в первой половине 2018 года составил $ 25,9, увеличившись в сравнении с 2017 годом на 30,2%, а объем импорта составил $ 24 миллиарда, увеличившись на 19%) это означает укрепление роли юаня.
Это укрепление поэтапно происходит уже последние годы. Неслучайно именно Китай назвал международную гегемонию доллара в качестве одной из основных причин финансового кризиса в 2008 году. По данным Bloomberg, сейчас юань уже является второй по популярности валютой для глобальных торговых расчетов — он обошел даже евро. В июне 2018 года, по данным межбанковской системы Swift, доля юаня в глобальных платежах достигла 1,81% по сравнению с 39,35% за доллар.
Причем, как уверены в Bloomberg, эта доля потенциально будет только расти. Один из факторов — это запуск на Шанхайской международной энергетической бирже (Shanghai International Energy Exchange) фьючерсов на нефть, деноминированных в юанях (они так и называются «нефтеюани»). За последние пять месяцев, с марта по август, объем торгов вырос в шесть раз.
Шелковый пояс оплатят в юанях
Еще один из используемых Пекином механизмов — это заключение соглашений с национальными банками других государств о взаимном обмене валют. Так, недавно Китай предоставил валютный своп* Нигерии на сумму (разумеется, в юанях), эквивалентную $ 2,4 млрд. Для африканской страны, которая сейчас находится в глубоком кризисе, это оказалось спасательным кругом.
Хотя, конечно, это означает, что Нигерия будет обязана закупать у Китая товаров на $ 2,4 миллиарда. Для Пекина есть даже риск получить на дату исполнения свопа меньшую сумму, чем была валютирована из-за возможного обесценивания африканских валют. Цель кредитования намного более важная, отмечает аналитик африканского Института исследований безопасности (ISS) Питер Фабрициус — укрепить роль юаня в глобальной экономике.
Африканским и ближневосточным странам, которые будут участвовать в реализации предложенного нынешним главой Китая Си Цзэньпином мегапроекта «Один пояс — один путь» (речь о возрождении Великого шелкового пути), Пекин также предлагает финансировать их проекты инфраструктурного развития в юанях.
Занимается этим Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный в Китае в 2014 году. В том же году после саммита БРИКС был учрежден Банк нового развития со штаб-квартирой в Шанхае… а в ближайшее время он сделает уже вторую эмиссию облигаций в юанях. Облигационный заем позволит банку кредитовать страны — члены БРИКС для осуществления проектов развития в их собственных валютах, минуя доллар.
Старший советник Совета энергетической безопасности США Галь Люфт отмечает: пока что американцам еще недолго осталось хранить спокойствие, веря, будто «эра доллара» никогда не закончится — даже под натиском юаня. Ведь, по мнению Люфта, в мировой экономике уже завершается эпоха «бычьих» (растущих) рынков, а в США внутренние проблемы до сих пор не решены: национальный долг составляет в $ 21 триллион, и он растет со скоростью триллион в год.
Профессор Рощин: дружить с Китаем — другого выхода нет!
— С последними санкциями не все так просто. Госсекретарь США Майк Помпео хочет по поводу их введения переговорить с Лавровым. Поскольку эти санкции связаны с делом Скрипалей, там все выглядит двусмысленно. Сам Дональд Трамп никогда не выражал поддержки британским подозрениям по делу Скрипалей, но его администрация вынуждена реагировать на давление Конгресса США и СМИ, по-прежнему с разных сторон, атакующих президента. Я думаю, в этой сложной ситуации наш поворот в сторону Китая, начавшийся не вчера, вполне разумен, — говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Михаил Рощин. — Закупка юаня Банком России в этой связи выглядит как разумный и оправданный шаг. В условиях санкционного давления со стороны США мы заинтересованы в том, чтобы быть как можно меньше связанными с долларом и его влиянием на экономику. Понятно, что в одночасье это не сделаешь, но постепенно делать надо. Другого выхода нет! Ясно, что наши финансово-экономические связи с Китаем будут укрепляться тем более, что роль китайской экономики в мире будет продолжать возрастать.
Новости по теме: Захарова прокомментировала решение о продлении санкций против РФ
*Обмен кредитными и долговыми обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и получения прибыли. В частности, заключаются контракты на обмен долгосрочными кредитными обязательствами в разных валютах (валютный своп), по обмену процентными платежами в одной валюте с разными ставками (процентный своп) и др. 2. Временная покупка актива с гарантией последующей продажи; 3. Разность в процентных ставках по двум валютам на один и тот же срок.