МИД Латвии встревожен: российские трамваи — они же как «Искандеры», как танки «Армата» — опасны для страны, поэтому внешнеполитическое ведомство осудило решение Даугавпилсской думы купить эти машины на Тверском вагоностроительном заводе на сумму около 5 миллионов евро. Да к тому же за деньги Евросоюза.
«МИД и в переписке с компетентными ведомствами Латвии, и в публичном пространстве неоднократно указывал на риски, к которым может привести эта сделка», — пугали мидовские дипломаты честной даугавпилсский народ, а заодно и весь латвийский.
Что же их самих напугало? Даугавпилс всего лишь обновляет парк. Есть программа. Ее поддерживает Брюссель — морально и финансово. Ну а поставщиков выбирает город. То-то же МИД, напакостничав, тут же прикинулся демократичным. «Следует учитывать, что сферой ответственности МИД не является надзор над решениями Даугавпилсской думы в области общественных закупок», — говорится в том же заявлении.
Неясно, что пугает. То ли считают, что российские трамваи — это скрытое тяжелое вооружение России. То ли МИД боится, что в этих трамваях в Даугавпилс нагрянут «зеленые человечки». То ли сиденья «Новичком» окажутся измазаны. Неизвестно. В общем, эти трамваи, по мнению МИД Латвии, как Троянский конь.
И вот премьер-министр Латвии Марис Кучинскис сообщил, что направил информацию об опасной закупке даугавпилссцев в Бюро по защите Конституции, в республике так называют контрразведку. Значит, усматривает угрозу трамвайной агрессии. Правда, Бюро пока молчит. Видно, ломает голову, как присобачить обычные трамваи к российской угрозе. Зато другая спецслужба Латвии — Полиция безопасности — успела вставить свои пять копеек, заявив, что муниципалитет якобы обязан учитывать возможные репутационные риски, выбирая поставщика.
Ну, похоже, латвийские чиновники запутались. Либо репутация, а это вопрос всего лишь морали и объект внимания пристрастных СМИ, либо оружие, а это уже вопрос контрразведки и армии.
Даугавпилс — город не очень латышский, латышей в нем меньше 20%, а вот русских — около 54%. Недаром Запад накручивает провокации вокруг него. В 2016 году британский телеканал BBC2 показал псевдодокументальный фильм «Третья мировая: внутри военного совета», в котором войну провоцировали пророссийские демонстранты в Даугавпилсе. «Ватники» (по сюжету фильма) захватили городскую администрацию, вывесили российский флаг, затем взяли другие города региона Латвии — Латгалии. Ну, в общем, такой антироссийский бред вплоть до нанесённого российским командиром (но без согласования с Путиным!) ядерного удара.
На фоне всего этого пропагандистского безумного триллера почему бы и российским трамваям не привидеться опасными для независимости Латвии? Тут ещё местное телевидение TV3 подсуетилось: как же без видеоряда об агрессивных амбициях России — для этого и трамваи сгодятся. С телеэкрана полились разоблачения: тверской завод, мол, входит в Трансмашхолдинг, а тот, в свою очередь, делает стартовые платформы для межконтинентальных ракет, шасси для комплексов противовоздушной обороны, дизельные двигатели для подводных лодок и т. д. Но тверской завод на самом деле производит только вагоны — пассажирские и грузовые, электропоезда, тележки, запчасти. Трудно спутать тележку с платформой для межконтинентальных ракет, но у националистического страха глаза велики. Если бы тверские специалисты лгали, то какой-нибудь американский спутник давно бы сфотографировал все эти платформы и прочая, и балтийские патриоты получили бы аргументы для хая.
А вот журналисты портала rus.Delfi.lv не фантазировали, а позвонили на тверское предприятие и там им сказали: «Никаких вооружений, включая „стартовые платформы для межконтинентальных ракет“ ни ТВЗ, ни какой-либо другой завод Трансмашхолдинга не производит».
Можно предположить, что чиновничьи структуры Латвии всполошились из-за российских трамваев исключительно по причине антироссийской истерии, уже переходящей в шизофрению, манию преследования. У Даугавпилса уже есть опыт приобретения таких машин в РФ, но в 2014 году, и никто тогда в Риге не вякнул. За деньги Евросоюза Даугавпилс купил тогда шесть трамваев производства Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова. Это в Челябинской области. А ведь были все возможности для всплеска антироссийскрй истерии, пропагандистской фантазии. Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова был основан аж в 1758 году. Неужели за это время имперская Россия не поставила там на рельсы бронепоезда, не стала производить пушки, танки и прочую технику для будущего завоевания Даугавпилса? Сам Челябинск, можно сказать, исторически один из главных центров производства военной техники. Тяжелые челябинские танки ИС-2 красовались после Победы у Бранденбургских ворот в Берлине. А танк «Армата» хотя и производит «Уралвагонзавод» из Нижнего Тагила, но вот двигатель к этой современной машине разработали где? В челябинском головном специальном конструкторском бюро «Трансдизель».
Так что, почему бы ультрапатриотам Латвии не предположить, что и российские трамваи — будь то из Челябинска, будь из Твери — оснащены тайным оружием? В «час икс» откроются на трамваях люки, и оттуда шарахнут по Латвии ракеты…
Евросоюз и Еврозона: США завозят боеприпасы в Германию
Международное положение: Немец предупреждает немцев: Угроза идет не от Путина, а от Трампа