Очень естественная жизненная новость: министр экономики Эстонии Таави Аас обратился к министру транспорта России Евгению Дитриху с просьбой о встрече на полях Петербургского международного экономического форума, который состоится 6?8 июня.
Причина естественная и понятная, но противоречащая внешнеполитическим тенденциям Эстонии, которая за рамками своих экономических интересов устами своих политиков постоянно хает нашу страну и даже предъявляет ей территориальные претензии. Этим недавно отличились лидер Консервативной народной партии Эстонии, министр внутренних дел Март Хельме и спикер эстонского парламента — Рийгикогу Хенн Пыллуаас, которые уверяют, будто России оккупировала в советские годы часть территории республики и не возвращает ее. Говорят о 5,2% территории Эстонии, имея виду исконно русские земли в Псковской области.
Ну и военные учения НАТО в Эстонии проходят в непосредственной близости от границ России. Разве это говорит о дружеских намерениях? К тому же в правительстве республики есть люди, требующие от России возмещения от так называемой «советской оккупации».
Но политизируют отношения с нашей страной, дают негативный посыл политиканы, далекие от реальной жизни простых эстонцев. А вот у министра экономики Таави Ааса — другой опыт. Он экономист по образованию и хозяйственник по опыту.
В 1991 году окончил факультет экономики и организации сельского хозяйства Эстонской сельскохозяйственной академии, работал главным экономистом на Пылтсамааском молокозаводе, советником по экономическим вопросам в городской управе Пылтсамаа. Был исполнительным директором Пылтсамааского молочного объединения. С 1997 по 2005 год работал финансовым директором молочного товарищества E-PIIM. Был вице-мэром, мэром Таллина. Ему хорошо известны хозяйственные проблемы, запросы и чаяния простых эстонцев.
Читайте также
Борьба с «Газпромом» поссорила прибалтийских сестриц
Эстония и Латвия не считаются с газово-политическими амбициями Литвы
А проблем этих много. Тут и антироссийские санкции и ответные меры России, ударившие по фермерам и предприятиям страны. И транзитные проблемы, возникшие еще после апрельских событий 2007 года, когда власти Эстонии приняли политическое решение убрать из центра Таллина памятник освободителям от фашизма — «Бронзового солдата», и жестоко подавили протесты. Россия в ответ стала снижать объемы перевозимых Эстонской железной дорогой грузов, и тогда наш транзит сократился примерно на 40%.
С тех пор объемы российского транзита через Эстонию постоянно падали, и сейчас ежегодные потери, по данным эстонской Ассоциации логистики и транзита, составляют 510 миллионов евро.
Бывший премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, тот самый инициатор переноса «Бронзового солдата», кстати, бывший заведующий орготделом Тартуского райкома Компартии Эстонии, причастный к разгону в Тарту в 1988 году студенческой демонстрации националистов, но с распадом СССР «перекрасившийся», утверждал, будто «нашей стране не нужен транзит российских нефтепродуктов». Он уверял, что таким образом республика… укрепляет свой суверенитет. Но потери нарастали, это бьет по экономике страны, в число грузов, которые перестали идти через Эстонии, стали входить и другие товары.
И вот вытекающая из экономической логики просьба министра экономики о встрече с нашим министром транспорта. Портал эстонского национального вещателя Rus.err.ee сообщает: Таави Аас предложил Евгению Дитриху несколько тем для обсуждения, включая сотрудничество в развитии железнодорожного пассажирского сообщения между Россией и Эстонией, сотрудничество в области привлечения дополнительных транзитных грузопотоков на железнодорожные сети двух страны, продолжение работы совместной транспортной комиссии и развитие договорной базы в области железнодорожного и автомобильного сообщения между Эстонией и Россией.
Состоится ли эта встреча? Уверенности у эстонской стороны нет. «Подготовка к визитам министра — это динамичный процесс, многое зависит от других мероприятий, а также от программы, от того, с кем есть возможность встретиться, а с кем нет», — витиевато объясняет пресс-секретарь министерства экономики Эстонии Расмус Рууда.
Вот и имени Таави Ааса на сайте Петербургского международного экономического форума среди выступающих нет, хотя министерство экономики балтийской республики получило приглашение на форум.
Читайте также
«Мы поднимемся с колен, на которые нас поставил Путин»
В НАТО меняют ядерную стратегию, отреагировав на российские «Авангарды» и «Посейдоны»
В этой связи следует вспомнить прошлогодние откровения экс-главы ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, которые он изложил в интервью ресурсу Tribuna.ee. Тогда тоже речь шла о Петербургском международном экономическом форуме, в рамках которого эстонские журналисты пытались выяснить, может ли их страна рассчитывать на восстановление российского транзита.
«У нас есть хорошая поговорка — нельзя быть чуть-чуть беременной и слегка умершим, — рассуждал Владимир Якунин. — Поэтому, либо выстраиваются нормальные политические отношения, это способствует выстраиванию нормальных деловых отношений, либо эти ненормальные обстоятельства приведут к тому, что грузы найдут другие пути. Это уже наблюдается. Мы прекрасно помним, что первыми, кто поздравил меня, когда мы открыли порт в Усть-Луге были владельцы и руководители эстонского порта, так как они профессионально понимали, что мы сделали. Это не означало, что прекратится весь транзит, грузовая база была большая и она требовала дополнительных точек выхода и входа, но коль скоро создаются ненормальные условия для взаимодействия между компаниями, между людьми, когда декларируются вещи, которые просто оскорбляют одну из сторон, то рассчитывать на развитие бизнеса — это иллюзия».
Сокращение потока российских транзитных грузов через Эстонию и сохранение этой тенденции приведут к тому, что, как сказал доктор экономических наук Владимир Вайнгорт на эстонском общественно-правовом телеканале ETV+, он будет вовсе потерян.
Новости экономики: Борьба с «Газпромом» поссорила прибалтийских сестриц
Новости Прибалтики: Новый президент Литвы не хочет улучшать отношения с Россией из-за Украины