Материал комментируют:
Артем Деев
Иван Капустянский
Председатель Центробанка Эльвира Набиулина в очередной раз была вынуждена публично объявить курс на дедолларизацию российской экономики. Такую же политику выбрал и Минфин.
Имеешь доллары? Изволь доплатить!
У избранной Москвой госполитики дедолларизации есть две стороны — стратегическая, малозаметная обывателю, и та, что влияет на каждого из нас.
Из стратегического: Минфин активно распродает доллары из Фонда национального благосостояния (ФНБ), меняя их на валюты других более дружественных к России стран. В частности, юани и евро (а вот Центробанк, к слову, скупал еще и долговые суверенные бумаги Японии). Правда, неизменной остается доля фунтов стерлингов: в него вложено 10% фонда.
Считается, что отказ от долларовых вложений позволит минимизировать политические риски для России. Правда для обывателя это может обернуться серьезными издержками: это продолжение снижения ставок по долларовым депозитам, которые в перспективе могут стать даже отрицательными (то есть граждане будут доплачивать банкам за хранение сбережений в долларах).
Читайте также
Перед «Большим транзитом» Кремль распаковывает заначку из триллионов
Вместе со стартом выборов губернаторы опять пойдут в Москву просить деньги на мегапроекты
Таким образом будет искусственно стимулироваться спрос на рублевые депозиты — таким образом, по замыслу мегарегулятора, доллар вслед за сферой государственных финансов будет постепенно вытесняться и из сферы повседневного оборота. К слову, по такому же пути недавно пошел Казахстан, где Нацбанк также проводит суверенную политику дедолларизации.
Впрочем, заставить граждан окончательно отказаться от доллара — задача не из легких. Если вообще осуществимая. По данным самого Центробанка, 83% среднесуточного оборота российского валютного рынка (суммарный эквивалент $ 47 млрд) приходится на доллары, а 17% - на евро. Доля иных валют (в том числе юаня) ничтожно мала. И эти цифры отражают структуру торговых потоков, которые, несмотря на прогресс в дедолларизации, по-прежнему являются долларовыми.
Дедолларизация — это не российский, а глобальный тренд
— О необходимости дедолларизации в России начали говорить еще в 90-х годах. С начала 2010 года процесс отказа от доллара в качестве валюты международных расчетов и резервной валюты начался в ряде стран, — рассказывает «Свободной прессе» руководитель аналитического департамента финансовой компании AMarkets Артем Деев. — Для нашей страны шаг к дедолларизации логичен на фоне санкций США. Кроме того, нестабильность в мире растет, мировая экономика демонстрирует замедление, все больше высказывается мнений о глобальном экономическом кризисе. На этом фоне правительство России делает ставку на диверсификацию валютных резервов, укрепление национальной валюты и увеличение объемов покупки золота.
«СП»: — Такую позицию разделяют и другие страны?
— Да, в последнее десятилетие такое поведение характерно для большинства развитых и развивающихся стран мира. В результате Россия снизила зависимость от вероятных мировых потрясений, укрепила национальную валюту (которая в этом году демонстрирует стабильность вне зависимости от колебаний цен на нефть).
А доллар все больше становится валютой, вложения в которую потенциально несут не только экономические, но и политические риски. Хотел бы напомнить слова президента Индонезии Джоко Видодо, сказанные на саммите G20 в 2015 году: «Долларовая зависимость является угрозой для мировой экономики. Сильная зависимость от доллара привела к глобальной диспропорции, угрожающей мировому экономическому прогрессу. В мире назрела необходимость капитального ремонта глобальной финансовой инфраструктуры».
Полностью отказаться от доллара не удастся
— Политические взаимоотношения между США и Россией не изменились, а это значит, что дедолларизация закономерно продолжается, — рассказывает «Свободной прессе» ведущий аналитик финансовой компании Forex Optimum Иван Капустянский. — По большому счету, в этом ничего плохого для России нет. Потому что основные торговые партнеры России — это Китай и Европа, то есть для полноценной торговли необходимо держать запас валют именно этих стран.
Читайте также
Лев Гудков: Москва требует справедливого суда, регионы — социальных гарантий
В России вновь заговорили о правах и свободах человека. Во что может вылиться массовое недовольство?
Тем не менее, список стран — торговых партнёров растет, а это значит, что в российских резервах будет увеличиваться доля валют этих стран.
«СП»: — В общем, плюсы отказа от доллара для России очевидны? А есть ли серьезные минусы?
— Единственным минусом дедолларизации можно назвать то, что есть риск снижения надежности валютных резервов РФ и снижения их доходности. Как ни крути, доллар остается самой надежной валютой, как следствие надежности американской экономики, а также в меньшей мере подвержен девальвации, чего нельзя сказать о йене или юане. То есть, например, после каждой девальвации юаня резервы России будут уменьшаться, а это автоматически снижает доходность.
«СП»: — Так удастся ли нам когда-нибудь полностью отказаться от доллара?
— Полностью отказаться от доллара не удастся. Во-первых, расчеты за ряд товаров происходят именно в долларах. Во-вторых, доллар, как признанная мировая валюта, облегчает торговлю с любой другой страной, которая не является ключевым торговым партнером России. То есть России не имеет смысл держать валюту, например, Зимбабве, с которой торговля идет, но ее объем очень мал.
Курс доллара, новости, прогнозы: Эксперт сказал, что будет с курсом доллара после обвала нефти