В России наблюдается «большой тренд» на дедолларизацию экономики, заявил сегодня глава Минэкономразвития Максим Орешкин, во время совещания по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России, в Калининграде с участием президента России Владимира Путина. По словам министра, для этих целей, ЦБ сделал несколько очень важных шагов, чтобы меньше выдавалось валютных кредитов. По его словам, тренд на увеличение роли рубля «нужно полностью поддерживать».
В последнее время для дедолларизации российской экономики действительно делается достаточно много, соглашается старший аналитик ИК «Фридом финанс» Богдан Зварич. Однако, как пояснил эксперт, несмотря на все попытки, это не снижает зависимость российской экономики от американской валюты, и ее привязанность к доллару остается достаточно высокой. Главная причина кроется в том, что основные экспортные товары РФ — энергоносители — торгуются в долларах, и отказаться от привязки к этому валютному инструменту сегодня просто невозможно, учитывая, что цены на нефть сильно зависят от курса доллара. Именно этим фактором по большому счету и обуславливается приток валюты в страну. Не стоит забывать, что большая часть российского бюджета формируется от продажи энергоресурсов за доллары и евро.
«Плюс ко всему, несмотря на антироссийские санкции и импортозамещение в страну все равно идет большой поток импортных товаров, начиная от продуктов питания и заканчивая высокотехнологичной продукцией, которые также приобретаются за валюту. Все это, безусловно, вызывает отток валюты из страны, что также сказывается номинально и на курсе российского рубля и на всей экономике. Однако, что касается экономики внутри страны, то уже давно компании не используют взаиморасчетах или зарплатах условную единицу, потому что в этом отпала необходимость», — пояснил Зварич.
Однако по-прежнему остается большой проблемой закредитованность российских компаний в иностранной валюте. Еще в начале прошлого года глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что регулятора беспокоит ситуация с валютными кредитами, которые компании, получающие выручку в рублях, берут в банках. По ее словам, в связи с этим регулятор в качестве одной из своих задач видит дедолларизацию банковской системы. Тогда же Набиуллина пообещала, что Центробанк будет принимать соответствующие меры — например, устанавливать повышенные коэффициенты покрытия капиталом валютных кредитов.
Сегодня говорить о дедолларизации в масштабе всей экономики пока еще рано, потому что это очень длительный процесс, считает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. Однако, по ее мнению, переход российских компаний на кредитование в рублях в условиях санкций и плавающего курса является разумным, ввиду высоких валютных рисков. При этом, как отметила экономист, большого снижения доли валютных депозитов в рознице не заметно, сегодня она колеблется в районе 23%. Что касается корпоративного сегмента, там доля таких депозитов несколько снижалась в последнее время, но продолжает оставаться на высоком уровне — 40%.
«Если российские компании занимаются внешней торговлей – экспортом либо импортом — им в любом случае приходится работать с иностранной валютой, потому что контракты с иностранными партнерами неизбежно заключаются либо в американской, либо в европейской валютах. Что касается внутреннего рынка и защиты компаний от резких колебаний курса иностранной валюты, то отечественные компании не часто прибегают к хеджированию валютных рисков. В результате, когда на рынке наблюдаются резкие курсовые скачки, бизнес начинает нести существенные убытки», — пояснил финансовый эксперт Богдан Зварич.
Ранее в Совете федерации предостерегли от резкого отказа от доллара. По словам зампреда комитета Совфеда по экономической политике Валерия Васильева, работу по сокращению зависимости экономики РФ от доллара проводить полезно, но надо это делать постепенно, так как быстрый отказ от доллара как расчетной валюты принесет больше издержек, чем дивидендов. Именно в долларах хранятся резервные средства РФ, в долларах торгуются суверенные российские облигации и в долларах исчисляется государственный долг.
Примерно такого же мнения придерживаются и в Госдуме. Как заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, Россия должна переходить на расчеты в национальных валютах с сопредельными странами, Китаем, в рамках Таможенного союза, а также переводить торговлю сырьевых товаров – нефти и газа – в рубли, но это длительный процесс и он может занять как минимум десять лет.
В свое время Китай добился впечатляющих успехов, максимально сократив зависимость от американской валюты. Однако, чтобы добиться таких результатов, России потребуется развитие долгосрочных финансовых рынков внутри страны, а это дополнительные внутренние инвестиции, которых сейчас в нашей стране недостаточно, отмечают аналитики.
По данным ЦБ на август 2017 года, доля доллара во внешнем долге России составила 60% — минимум с 2014 года. В вопросе кредитования особняком стоят банки. Так по данным ЦБ, 60–70% их внешнего долга приходится на доллар, 12–13% — на евро и примерно столько же на рубль.
«Несмотря на то, что кредитоваться в рублях российским компаниям сегодня по-прежнему несколько дороже, чем в евро или долларах, однако сегодня можно наблюдать постепенный тренд на смягчение кредитно-денежной политики Центробанка РФ и снижению ставок по кредитам в российской экономике. Все это будет делать рублевые кредиты более привлекательнее для отечественных компаний, что станет стимулом от отказа кредитов в иностранной валюте», — добавил собеседник.
Ранее заместитель главы МИД Сергей Рябков заявил, что в ответ на новые санкции США Россия постарается сократить зависимость от американских платежных систем и от доллара как расчетной валюты. Тогда это заявление дипломата вызвало широкое обсуждение в обществе.