Санкции, импортозамещение, как и снижение объёмов импорта в целом, вновь вернули в тренд вопрос отказа от доллара. Нехорошо зависеть от валюты потенциального противника, нам нужна суверенная экономика — все эти аргументы имеют под собой основания. Насколько реален отказ от доллара и что этому мешает?
Причины и цели
Снизить долю американской валюты в торговом обороте России, продвигать рубль на международном рынке — такие предложения готовит банк ВТБ, о чём президенту сообщил глава ВТБ Андрей Костин. По его словам, финансовый сектор получит дополнительную защиту от внешних факторов и ускорит его развитие. Более того — войну с гегемонией доллара следует вести в мировом масштабе.
Ранее и сам президент неоднократно упоминал в своих выступлениях, что курс на дедолларизацию неизбежен, поскольку монополия доллара ненадёжна и опасна для многих регионов.
Действительно, экономика России зависит от доллара достаточно сильно. По оценкам экспертов, уровень её долларизации составляет от четверти до половины. Внешний долг России, разумеется, тоже в долларах, и на данный момент достигает почти 40% от ВВП. При этом за рубежом занимает не только государство, но и частные компании. Это логично, ведь товары продаются на внешнем рынке — значит, и рассчитываться стоит в более удобной валюте.
Причины у долларизации национальных экономик просты. Америка занимает лидирующие позиции на мировой арене, у США сильная национальная валюта, развитая экономика и высокий уровень жизни её граждан. Она активно продвигает свои интересы, в первую очередь, экономические, в том числе при помощи военной мощи. Доллар — одна из самых стабильных валют мира. Но страны, попавшие в зависимое от него положение, по сути, вкладываются в экономику Соединённых штатов. К тому же, всегда есть риск заморозки сбережений, хранящихся в американских ценных бумагах.
В настоящее время совсем отказаться от доллара российская экономика, так же как любая другая экономика, не может по одной простой причине: абсолютное доминирование доллара в международных расчётах и в структуре валютных резервов — это реальность, которая существует, независимо от наших желаний, поделился своим мнением с «Русской Планетой» Владимир Григорьев, кандидат экономических наук, эксперт в сфере финансов и банковского права.
«Примерная доля доллара в международных валютных резервах составляет порядка 63%– 65%. Если мы говорим о расчётах, то в рамках Международной системы межбанковских платежей и переводов SWIFT доля доллара оценивается примерно в 40%–45%. Но поскольку не все платежи совершаются в систему SWIFT, то, по мнению экспертов, доля доллара в международных расчётах ещё выше и занимает порядка 70%. При таких объёмах говорить об отказе от доллара — достаточно наивно».
Ушли от доллара
Тем не менее, сокращение использования доллара США — это тренд, которому следуют многие страны мира, в том числе и Россия, для снижения зависимости от американской валюты. Одним из последних проявлений этого эффекта стало сокращение казначейских облигаций США в золотовалютных резервах РФ с $95 млрд в начале 2018 года до $14,9 млрд в июне 2018 года на фоне введения санкций против России в апреле, рассказал «Русской Планете» Денис Иконников, аналитик QBF.
«Среди причин дедолларизации выделяются как политические, так и экономические. Среди экономических причин следует выделить привилегированное положение американской экономики и её союзников, которое позволило им набрать огромные долги и обеспечивать их исполнение через эмиссию новых денег. В то же время печатание денег не привило к существенному росту цен в данных странах, поскольку инфляция экспортируется через выдачу кредитов другим странам. Лидирующее положение доллара в мировой экономике позволяет стране-эмитенту оказывать спекулятивное воздействие на экономики с политическими и экономическими целями. Данные факторы и послужили началу процесса дедолларизации в ряде стран».
Курс на отказ от доллара — пусть и частично — взяли многие страны мира. Это Китай, Япония, Иран, страны Латинской Америки, Австралия, Турция, Египет. Благодаря законодательным запретам, Израиль полностью избавился от доллара в 2008 году, параллельно с этим взяв курс и на деоффшоризацию.
Нефть не позволит
Крайне важный фактор, из-за которого дедолларизация российской экономики пока что не осуществима — это то, что значительная часть доходов нашего бюджета формируется за счёт продажи энергоносителей, говорит Денис Иконников.
«Уже несколько десятилетий на мировом рынке сложилась система, при которой расчёт производится в валюте США. Даже СССР, который был абсолютно автономен и независим, также продавал нефть за доллары. Необходимо учитывать, что такое засилье доллара — следствие процессов, которые происходили на рубеже 1980–90 гг., когда наша страна отказалась от экономического и почти отказалась от политического суверенитета. Политический более-менее удалось восстановить, а с экономическим дела обстоят хуже. Была разорвана цепочка производственных связей, вымывались все национальные товары. Они перестали ходить на рынке и стали замещаться импортными товарами, большая часть расчётов за которые производилась в долларах», — добавил Григовьев.
Нефть перестала быть уникальным товаром, цена на неё падает, и, если Россия начнёт диктовать свои условия и попробует заставить импортёров покупать чёрное золото исключительно за рубли — мы можем потерять рынки. Это создаёт сложности для деллоризации для многих стран-экспортёров нефти. Впрочем, первые шаги в этом направлении уже идут: например, на Шанхайской бирже в Китае запущена торговля нефтью за юани.
Что поможет снизить зависимость от доллара?
Главное, что можно сделать для того, чтобы успешно провести дедолларизацию — развивать собственную экономику, считает Владимир Григорьев. Так, чтобы она могла самостоятельно обеспечивать потребителя товарами на внутреннем рынке. «Тогда и рубль будет прочным. Однако пока этого не произошло, национальная валюта нуждается в поддержке со стороны властей — в этом нет ничего плохого, целый ряд стран проводит такую политику и довольно успешно».
В России существуют нормы, которые, наоборот, способствуют долларизации. По мнению Григорьева, совершенно непонятно, почему в России существует кредитование всех желающих в иностранной валюте.
«Если такие кредиты берут компании-импортёры, которые закупают товар за границей и, естественно, платят за него в долларах, то это логично. Но, когда этот кредит берёт, скажем, физическое лицо или компании, которые импортёрами не являются, — это, с моей точки зрения, нонсенс. Так не должно быть. Кредитовать должны в национальной валюте — это как раз та сфера, где влияние доллара на нашу экономику необходимо ограничить. Ещё один аспект — это, конечно, установленный механизм так называемого «свободного плавания» рубля, который ЦБ ввел в октябре 2014 года, что на фоне и ослабления российской экономики, и введённых санкций привело к стремительному обвалу рубля. В сущности, такой механизм абсолютно неприемлем для настоящего времени при системной слабости рубля. Кстати, напомню, что каждое государство, согласно Уставу МВФ, вправе выбирать любой режим валютного курса. И с этой точки зрения мне кажется более правильной позиция властей Китая, которые достаточно жёстко контролируют соотношения «юань–доллар» и не допускают каких-либо резких скачков. Такие меры по контролю финансового рынка формируют более стабильные условия и надёжную финансовую систему, чем у нас».
Таким образом, влияние доллара можно ограничить, если ЦБ вернется к инструментам валютных ограничений, но они ни в коем случае не должны распространяться на валютные операции физических лиц, которые покупают иностранную валюту для личного накопления или её использования в туристических поездках, считает эксперт. Тем более что эти суммы — «капля в море» на фоне суммарного объёма сделок с участием доллара или евро.
Оцените инстаграм Русской Планеты! Будем рады Вашим комментариям. Призы — еженедельно!