Пенсионная реформа: Повышать возраст как на Западе, подыхать как в России - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Пенсионная реформа: Повышать возраст как на Западе, подыхать как в России - «Экономика» 08:00 Понедельник 0 308
2-12-2019, 08:00

Пенсионная реформа: Повышать возраст как на Западе, подыхать как в России - «Экономика»



Материал комментируют:
Андрей Гудков

Россию однозначно ждет еще одна пенсионная реформа и новое повышение пенсионного возраста. Такой вывод можно сделать из обзора Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвященного развитию национальных пенсионных систем.

В документе отмечается, что раньше средний возраст выхода на пенсию в ОЭСР был равен 63,8 года. Но к 2060 году, согласно уже принятым решениям, он вырастет до 65,9 года.

С одной стороны, это вызвано ростом соотношения численности пожилых к количеству работающих. За последние 40 лет число людей старше 65 лет выросло с 20 до 31 в расчете на 100 человек населения. К 2060 году этот показатель увеличится до 58.

Но есть и другой фактор: пенсионный возраст в развитых странах не успевает за растущей продолжительностью жизни.

В обзоре ОЭСР отмечается, что добавленные годы трудовой деятельности составляют только половину от прироста продолжительности жизни после 65 лет. Поколение, выходящее сейчас на рынок труда, проведет на пенсии 33,6% взрослой жизни, нынешние пенсионеры — 32%.


Читайте также
Пенсионная реформа: Повышать возраст как на Западе, подыхать как в России - «Экономика»

Кремль и народ: Богатой верхушке незачем договариваться с нищей страной
По мнению двух третей россиян, интересы власти и общества не совпадают

В результате роста числа пенсионеров, и увеличении периода их дожития, в большинстве стран ОЭСР будет сокращаться коэффициент замещения — отношение средней пенсии к среднему заработку.

Сейчас этот коэффициент среднем составляет 59%. Правда, разброс велик: от 30% в Литве и Мексике до 90% и более в Австрии, Италии, Люксембурге, Португалии и Турции. Но размеры пенсий в ОЭСР в любом случае впечатляют.

В среднем в странах ОЭСР люди старше 65 лет имеют доход на уровне 87% от среднего для населения. Наименьшее соотношение — в Эстонии и Южной Корее (70%), наибольшее — во Франции и Израиле (более 100%). При этом уровень бедности среди пожилых в ОЭСР лишь слегка превышает этот показатель для всего населения (13,5% против 11,8%).

Россия, понятно, к ОЭСР не относится. Процесс нашего вступления в организацию был отложен в марте 2014 года из-за крымских событий, и вряд ли возобновится в обозримом будущем.

Коэффициент замещения у нас, можно сказать, на уровне плинтуса — 33%. А граждане до заслуженного отдыха доживают хронически больными. У нас средний возраст здоровой жизни составляет всего 62 года — неслучайно средний возраст выхода на пенсию до пенсионной реформы держался на отметке 64 года. Видимо, работать дальше у россиян уже не было сил. Но несмотря на это у нас затеяли пенсионную реформу.

Хотя понятно, проблемы с неудержимым повышением возраста дожития, как в ОЭСР, в России просто не существует. Тем не менее, тренды в области повышения пенсионного возраста вместе с пенсионной реформой у нас вполне западные.

По мнению экспертов, парадокс объясняется просто: правительство РФ беспощадно экономит на содержании пожилых. Расчеты показывают, что через пять лет, благодаря пенсионной реформе, экономия бюджета на выплатах пенсий составит до 850 млрд. рублей в год. Еще больше экономии принесет балльная система начисления пенсий. Зарплаты у нас почти не растут, зато кабмин непрерывно увеличивает базу (предельную величину годового дохода) для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

К чему это приводит, лучше объяснить на примере. Скажем, зарплата гражданина в последние годы была 40 тысяч рублей в месяц — в год он получает 480 тысяч. Для подсчета баллов эту сумму надо разделить на предельную величину базы и умножить на 10. При таком доходе в 2015 году работник получал от ПФР 6,75 пенсионного балла (предельная величина была 59?200 рублей). В 2019 году — 4,17 балла. А в 2020-м — при новой предельной величине в 107?600 рублей — он получит всего 3,71 балла.

Все это ведет к тому, что гражданин с невысокой зарплатой будет получать чисто символическую пенсию. А если кабмин «по-европейски» продолжит пенсионную реформу и поднимет пенсионный возраст еще разок — на пару-тройку лет — символическими станут и расходы государства по своим социальным обязательствам. Что, по-видимому, и является истинной целью всех пенсионных реформ в России.

— ОЭСР в свою организацию развитых стран нас не берет, хотя мы бьемся туда 20 с лишним лет, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Отвечают так: вы по своим показателям не являетесь развитой страной.

Замечу, что и демографическая ситуация в России уникальная. Связано это не с текущим этапом депопуляции, а с кумулятивным эффектом всех предыдущих негативных тенденций. Они привели к тому, что значительную продолжительность жизни — такую, которая и должна быть в социальном государстве — у нас имеют только женщины.

Последнее «достижение» для мужчин — непонятно как рассчитанное — 68 лет. То есть, мужчины у нас, в среднем, через три года после выхода на пенсию должны уходить из жизни.

Здесь важно понимать один момент: у нас методика расчета продолжительности жизни совсем иная, чем в ОЭСР. У нас ожидаемую продолжительность жизни считают при рождении. Поэтому огромное влияние на среднюю продолжительность жизни имеет детская и материнская смертность.

По нашей методике, каждый выживший ребенок сразу добавляет при расчете показателя 60 с лишним лет. А каждый погибший работник добавляет всего ничего: средний возраст таких погибших в России — 49 лет.

Именно эта методика позволила министру здравоохранения Веронике Скворцовой формально оправдывать пенсионную реформу и повышение пенсионного возраста. Она делала акцент на росте средний продолжительности жизни. Но на самом деле нужные цифры получились благодаря тому, что упала детская смертность, а также смертность от ДТП.

Если же брать за многие годы — за последние 30?40 лет — величину дожития для возрастной группы 55?60 лет, то выяснится: этот показатель совершенно точно не увеличивается.

«СП»: — Что это означает?

— Что принцип, изложенный в обзоре ОЭСР — повышение пенсионного возраста вместе с пенсионной реформой вдогонку за растущим периодом дожития — к России никак не применим.

Нам, я считаю, надо менять методику. Все же дети на пенсию не выходят — выходят люди предпенсионного возраста. Вот их дожитие — группы 55?60 лет — и надо учитывать. Но у нас эти данные прячутся.

Добавлю, членство в ОЭСР было бы для нас хорошо. Хотя бы тем, что Россия была бы вынуждена принять западные методики расчета социальных и экономических показателей.

«СП»: — И как бы в этом случае выглядели бы показатели продолжительности жизни, периода дожития?

— Хуже, чем нынешние, а вот насколько хуже — на сегодня тайна великая. Именно поэтому мы стучимся в двери ОЭСР, но не очень настойчиво.


Читайте также

Крах пенсионной реформы: Стране не нужен каждый третий россиянин
Повышая пенсионный возраст, власти вообще не учили интересов рынка и экономики

«СП»: — Для чего нас обманывают благостной статистикой, принимая пенсионную реформу, чтобы государство могло меньше тратить на пенсионное обеспечение?

— Президент Владимир Путин утвердил ряд национальных проектов, и значительная их часть касается социальной сферы. Де-факто нацпроекты проваливаются — по данным Счетной палаты за половину 2019 года нацпроекты исполнены всего на треть. Этот потерянный год почти гарантирует, что к контрольной точке — к 2024 году — национальные проекты выполнены не будут.

Поэтому в ход идет социалистический прием: зачем выполнять на деле, если выполнение можно показать на бумаге? Мы опять, я считаю, наступаем на те же грабли — при социализме это назвалось приписками и очковтирательством.

«СП»: — Наши власти могут сказать: у нас ситуация как в ОЭСР, давайте проведем пенсионную реформу и поднимем пенсионный возраст еще на пару лет?

— Они могут что угодно. Вот к месту анекдот, который я лично рассказал Алексею Леонидовичу Кудрину — мы вместе были на одной из конференций, потом вышли в холл. «Хотите, Алексей Леонидович, анекдот о вас самом?» «Валяй!»

Я начал: осадили Кудрина журналисты. Почему, говорят, вы против того, чтобы пенсионеры жили хорошо? Я, отвечает Кудрин, вовсе не против — я за то, чтобы мужчины-пенсионеры получали 10 тысяч долларов, а пенсионеры-женщины 8 тысяч — и это в месяц. Как же такое возможно, это же очень много! Немного, совсем немного — просто мужчинам надо поднять пенсионный возраст до 100 лет, а женщинам — до 95-ти.

Анекдот анекдотом, конечно. Но доля правды в нем есть.

Об авторе:

Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная_несправедливость»

В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Новости России: Программу маткапитала предлагают сделать бессрочной


Материал комментируют: Андрей Гудков Россию однозначно ждет еще одна пенсионная реформа и новое повышение пенсионного возраста. Такой вывод можно сделать из обзора Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвященного развитию национальных пенсионных систем. В документе отмечается, что раньше средний возраст выхода на пенсию в ОЭСР был равен 63,8 года. Но к 2060 году, согласно уже принятым решениям, он вырастет до 65,9 года. С одной стороны, это вызвано ростом соотношения численности пожилых к количеству работающих. За последние 40 лет число людей старше 65 лет выросло с 20 до 31 в расчете на 100 человек населения. К 2060 году этот показатель увеличится до 58. Но есть и другой фактор: пенсионный возраст в развитых странах не успевает за растущей продолжительностью жизни. В обзоре ОЭСР отмечается, что добавленные годы трудовой деятельности составляют только половину от прироста продолжительности жизни после 65 лет. Поколение, выходящее сейчас на рынок труда, проведет на пенсии 33,6% взрослой жизни, нынешние пенсионеры — 32%. Читайте также Кремль и народ: Богатой верхушке незачем договариваться с нищей страной По мнению двух третей россиян, интересы власти и общества не совпадают В результате роста числа пенсионеров, и увеличении периода их дожития, в большинстве стран ОЭСР будет сокращаться коэффициент замещения — отношение средней пенсии к среднему заработку. Сейчас этот коэффициент среднем составляет 59%. Правда, разброс велик: от 30% в Литве и Мексике до 90% и более в Австрии, Италии, Люксембурге, Португалии и Турции. Но размеры пенсий в ОЭСР в любом случае впечатляют. В среднем в странах ОЭСР люди старше 65 лет имеют доход на уровне 87% от среднего для населения. Наименьшее соотношение — в Эстонии и Южной Корее (70%), наибольшее — во Франции и Израиле (более 100%). При этом уровень бедности среди пожилых в ОЭСР лишь слегка превышает этот показатель для всего населения (13,5% против 11,8%). Россия, понятно, к ОЭСР не относится. Процесс нашего вступления в организацию был отложен в марте 2014 года из-за крымских событий, и вряд ли возобновится в обозримом будущем. Коэффициент замещения у нас, можно сказать, на уровне плинтуса — 33%. А граждане до заслуженного отдыха доживают хронически больными. У нас средний возраст здоровой жизни составляет всего 62 года — неслучайно средний возраст выхода на пенсию до пенсионной реформы держался на отметке 64 года. Видимо, работать дальше у россиян уже не было сил. Но несмотря на это у нас затеяли пенсионную реформу. Хотя понятно, проблемы с неудержимым повышением возраста дожития, как в ОЭСР, в России просто не существует. Тем не менее, тренды в области повышения пенсионного возраста вместе с пенсионной реформой у нас вполне западные. По мнению экспертов, парадокс объясняется просто: правительство РФ беспощадно экономит на содержании пожилых. Расчеты показывают, что через пять лет, благодаря пенсионной реформе, экономия бюджета на выплатах пенсий составит до 850 млрд. рублей в год. Еще больше экономии принесет балльная система начисления пенсий. Зарплаты у нас почти не растут, зато кабмин непрерывно увеличивает базу (предельную величину годового дохода) для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. К чему это приводит, лучше объяснить на примере. Скажем, зарплата гражданина в последние годы была 40 тысяч рублей в месяц — в год он получает 480 тысяч. Для подсчета баллов эту сумму надо разделить на предельную величину базы и умножить на 10. При таком доходе в 2015 году работник получал от ПФР 6,75 пенсионного балла (предельная величина была 59?200 рублей). В 2019 году — 4,17 балла. А в 2020-м — при новой предельной величине в 107?600 рублей — он получит всего 3,71 балла. Все это ведет к тому, что гражданин с невысокой зарплатой будет получать чисто символическую пенсию. А если кабмин «по-европейски» продолжит пенсионную реформу и поднимет пенсионный возраст еще разок — на пару-тройку лет — символическими станут и расходы государства по своим социальным обязательствам. Что, по-видимому, и является истинной целью всех пенсионных реформ в России. — ОЭСР в свою организацию развитых стран нас не берет, хотя мы бьемся туда 20 с лишним лет, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Отвечают так: вы по своим показателям не являетесь развитой страной. Замечу, что и демографическая ситуация в России уникальная. Связано это не с текущим этапом депопуляции, а с кумулятивным эффектом всех предыдущих негативных тенденций. Они привели к тому, что значительную продолжительность жизни — такую, которая и должна быть в социальном государстве — у нас имеют только женщины. Последнее «достижение» для мужчин — непонятно как рассчитанное — 68 лет. То есть, мужчины у нас, в среднем, через три года после выхода на пенсию должны уходить из жизни. Здесь важно понимать один момент: у нас методика расчета продолжительности жизни совсем иная, чем в ОЭСР. У нас ожидаемую продолжительность жизни считают при рождении. Поэтому огромное влияние на среднюю продолжительность жизни имеет детская и материнская смертность. По нашей методике, каждый выживший ребенок сразу добавляет при расчете показателя 60 с лишним лет. А каждый погибший работник добавляет всего ничего: средний возраст таких погибших в России — 49 лет. Именно эта методика позволила министру здравоохранения Веронике Скворцовой формально оправдывать пенсионную реформу и повышение пенсионного возраста. Она делала акцент на росте средний продолжительности жизни. Но на самом деле нужные цифры получились благодаря тому, что упала детская смертность, а также смертность от ДТП. Если же брать за многие годы — за последние 30?40 лет — величину дожития для возрастной группы 55?60 лет, то выяснится: этот показатель совершенно точно не увеличивается. «СП»: — Что это означает? — Что принцип, изложенный в обзоре ОЭСР — повышение пенсионного возраста вместе с пенсионной реформой вдогонку за растущим периодом дожития — к России никак не применим. Нам, я считаю, надо менять методику. Все же дети на пенсию не выходят — выходят люди предпенсионного возраста. Вот их дожитие — группы 55?60 лет — и надо учитывать. Но у нас эти данные прячутся. Добавлю, членство в ОЭСР было бы для нас хорошо. Хотя бы тем, что Россия была бы вынуждена принять западные методики расчета социальных и экономических показателей. «СП»: — И как бы в этом случае выглядели бы показатели продолжительности жизни, периода дожития? — Хуже, чем нынешние, а вот насколько хуже — на сегодня тайна великая. Именно поэтому мы стучимся в двери ОЭСР, но не очень настойчиво. Читайте также Крах пенсионной реформы: Стране не нужен каждый третий россиянин Повышая пенсионный возраст, власти вообще не учили интересов рынка и экономики «СП»: — Для чего нас обманывают благостной статистикой, принимая пенсионную реформу, чтобы государство могло меньше тратить на пенсионное обеспечение? — Президент Владимир Путин утвердил ряд национальных проектов, и значительная их часть касается социальной сферы. Де-факто нацпроекты проваливаются — по данным Счетной палаты за половину 2019 года нацпроекты исполнены всего на треть. Этот потерянный год почти гарантирует, что к контрольной точке — к 2024 году — национальные проекты выполнены не будут. Поэтому в ход идет социалистический прием: зачем выполнять на деле, если выполнение можно показать на бумаге? Мы опять, я считаю, наступаем на те же грабли — при социализме это назвалось приписками и очковтирательством. «СП»: — Наши власти могут сказать: у нас ситуация как в ОЭСР, давайте проведем пенсионную реформу и поднимем пенсионный возраст еще на пару лет? — Они могут что угодно. Вот к месту анекдот, который я лично рассказал Алексею Леонидовичу Кудрину — мы вместе были на одной из конференций, потом вышли в холл. «Хотите, Алексей Леонидович, анекдот о вас самом?» «Валяй!» Я начал: осадили Кудрина журналисты. Почему, говорят, вы против того, чтобы пенсионеры жили хорошо? Я, отвечает Кудрин, вовсе не против — я за то, чтобы мужчины-пенсионеры получали 10 тысяч долларов, а пенсионеры-женщины 8 тысяч — и это в месяц. Как же такое возможно, это же очень много! Немного, совсем немного — просто мужчинам надо поднять пенсионный возраст до 100 лет, а женщинам — до 95-ти. Анекдот анекдотом, конечно. Но доля правды в нем есть. Об авторе: Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная_несправедливость» В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Новости России: Программу маткапитала предлагают сделать бессрочной

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl