Материал комментируют:
Мария Тараско
Правительство России намерено увеличить социальные расходы федерального бюджета, чтобы выполнить поставленные президентом в послании к Федеральному Собранию задачи. Обещают за счет бюджета обеспечить выполнение всех-всех обещаний Путина: введение социального контракта, повышение материнского капитала, введение доплат для учителей за классное руководство, обеспечение бесплатного горячего питания для младшей школы… И много чего еще.
В нынешнем году дополнительно выделят 393 млрд. рублей, в будущем году — 787 млрд. рублей, а в будущем году — более 1,7 трлн. рублей. Главным источником поступлений будет углеводородный экспорт.
Как видно, денег в федеральном бюджете предостаточно, чтобы выполнить самые смелые обещания Путина. При этом, однако, правительство не отказывается от идеи ужесточить контроль над доходами и расходами граждан, чтобы пополнять «казенную» кубышку.
Удастся ли Мишустину справиться с поставленными перед ним фискальными задачами, «Свободная пресса» поговорила с независимым финансовым экспертом Марией Тараско.
Читайте также
Пенсионная реформа: Пенсии повысят тем, кто правильно проголосует
Власть намерена поднимать свой рейтинг единовременными, но существенными подачками старикам
«СП»: — Мария, в пояснительной записке к проекту изменений федерального бюджета, которое подготовило правительства Мишустина, рисуются блестящие перспективы отечественной экономики. Вы согласны с такими прогнозами?
— Ну давайте взглянем на то, что недавно была снижена ключевая ставка ЦБ. Это, как говорится, палка о двух концах. С одной стороны, кредиты стали дешевле, но и проценты по вкладам стали меньше. Снижение ключевой ставки серьезно не изменит ситуацию для бизнеса.
Основная проблема для малого бизнеса в том, что получить кредиты всегда сложно. Нужно развивать систему выдачи небольших средств для старта бизнеса и развивать, популяризировать систему инвестиций в бизнес со стороны частных граждан за долю в этом бизнесе.
Сегодня такая система предлагается бизнесом только для крупных инвесторов. Мелкие инвесторы могут только дать заем через краудлендинговые площадки. Нужно развивать чувство причастности граждан к экономическому развитию страны. А это возможно, если они станут реальными акционерами различных компаний. Также нужно популяризировать систему обучения предпринимателей. Такие программы есть, они качественные и бесплатные, но мало кто про них знает.
«СП»: — Изменения расходной части федерального бюджета затрагивают прежде всего «социалку». А вот про дополнительные средства на поддержку бизнеса и развитие экономики я в документе ничего не увидел.
— Действительно, на данный момент основные усилия правительства направлены на развитие социальной защиты населения. За последнее время добавлена индексация ряда выплат и доплат инвалидам, ветеранам, гражданам, имеющих детей, и при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также теперь можно вносить материнский капитал на эскроу-счета.
К сожалению, эти инициативы не были в должном объеме освещены в СМИ. Зато очень часто обсуждались, скажем, надбавки гвардейцам и сотрудникам полиции.
При этом, однако, до сих пор не решены действительно острые проблемы: индексация пенсий работающим пенсионерам, наследование пенсий, регулярное реформирование пенсионной системы.
Пока все на уровне заявлений. Но если действительно будет снижена налоговая нагрузка, решена проблема блокировки счетов, бюрократических проволочек, то все это в комплексе приведет к экономическому росту.
«СП»: — А как вы оцениваете идеи Мишустина по тотальному контролю над доходами и расходами граждан?
— Как финансовый консультант я прекрасно понимаю, что нельзя управлять финансовыми потоками, если не вести их учет и контроль. Это касается и личных финансов, и финансов бизнеса и финансов страны. На данный момент в России есть большая проблема — нет реального учета расходов бюджетов.
Мишустин в роли премьера хочет взять именно эти расходы под контроль. Если государство делает целевые дотации гражданам, то нужно контролировать их целевое использование. Если государство помогает бизнесу финансами, то тоже нужно контролировать их целевое использование. Надеюсь, что результатом работы Мишустина станет создание информационной системы, в которой каждый гражданин сможет увидеть, на что конкретно тратятся его налоги.
«СП»: — Но мы-то с вами понимаем, что пока создание такой прозрачной и понятной системы — нечто из области мечтаний.
— Увы, да. Но государство должно понимать, какие средние доходы у семей в нашей стране и на что они расходуют средства. Если учесть, что 80% доходов идет на питание у 80% населения, то надо признать, что это катастрофическое положение вещей для страны и нужно что-то с этим делать. Но для этого прежде всего нужна полная и достоверная исходная информация.
Любой крупный бизнес внедряет у себя системы анализа BigData для эффективного управления. Конечно же, государству в современных условиях также необходима такая система.
Читайте также
Труба-Россия оправдывает надежды Запада, деградируя все больше
«Сырьевая игла» намертво пригвоздила экономику страны, напрочь лишив ее любого производства
«СП»: — Но ведь собираемую информацию обо всех финансовых потоках можно использовать как во благо, так и против населения.
— Да, мы привыкли, что власть «играет всегда против населения». Поэтому и возникает страх, что хотят лишить последнего. Время покажет, как власть распорядится получаемой информацией. В любом случае, без контроля финансовых потоков нет возможности для развития страны. Поэтому инициатива Мишустина в целом верная.
Кроме этого важно, что в рамках цифровизации работы органов управления расширяется перечень услуг, предоставляемых через электронные приемные. Вводятся электронные избирательные участки. Это направление деятельности, конечно, позитивно. Возможность заказать государственную услугу удаленно, подать всю информацию о себе удаленно, получить выплаты и пособия без сбора огромного количества бумаг — все это, несомненно, делает жизнь граждан намного проще, а качество работы сотрудников органов управления более контролируемой.
Опасность здесь одна — если что-то случится с системой, если будет потеряна часть данных, то человек может «перестать существовать» в рамках системы. Просто о нем не будет информации.