На мировых биржах цены на нефть продолжают снижаться. Поначалу стоимость «черного золота» было пошла в рост на фоне заявления министерства энергетики Саудовской Аравии о сокращении добычи (таким образом Эр-Рияд попытался компенсировать отказ нескольких участников сделки ОПЕК+ от выполнения своих обязательств). Однако позитивные новости от саудовского решения мгновенно оказались перекрыты (причем — с лихвой!) прогнозами экономистов по поводу скорого перенасыщения сырьевых рынков и неминуемой второй волны коронавирусной пандемии. Начаться она может с Северо-Восточного Китая и Южной Кореи.
Угроза второй волны значительно выросла на фоне недавнего и явного ослабления карантинных ограничений, прежде введенных западными странами в своих экономических и социальных сферах. Во всем мире падает и добыча нефти, и потребление нефтепродуктов. В частности — топлива на фоне слишком незначительного увеличения числа личных или корпоративных поездок.
Читайте также
Россия отказалась от бензина за 28 рублей
Уже в июне страна может столкнуться с дефицитом и резким удорожанием топлива
На этом фоне логично выглядит заявление аналитиков инвестиционного банка Goldman Sachs, по мнению которых спрос на нефть на планете рухнул на треть и может не восстановиться даже в 2021 году.
Поддерживают низкие цены на нефть и опасения по поводу того, что у США заканчиваются складские помещения. Что побудило некоторых американских производителей уже сократить объемы производства топлива. Достаточно сказать, что, по данным энергетической консалтинговой компании Baker Hughes, число действующих нефтяных и газовых буровых установок в США сократилось до рекордно низких с 1940 года показателей.
В итоге фьючерсы на нефть марки Brent потеряли 3%, снизившись до психологически важного рубежа в $ 30 за баррель. О том, что происходит сегодня на сырьевых рынках, «Свободной прессе» рассказал эксперт по энергетике, генеральный директор крупной компании-интегратора Олег Шевцов.
«СП»: — Олег Владимирович, насколько тяжелым оказался удар «вирусного кризиса» по энергетической отрасли?
— Эпидемия коронавируса и введенные ограничительные меры против ее распространения изменили привычное положение дел во многих отраслях мировой и российской экономики. Сектор энергетики не стал исключением.
Прежде всего, в связи с тем, что Китай является крупнейшим импортером нефти и газа, из-за эпидемии коронавируса в этой стране мировой спрос на «черное золото» снизился на 20%. Так же ограничительные меры привели к сокращению автомобильного трафика, авиаперелетов, других видов пассажирских и грузовых перевозок. Соответственно, спрос на бензин и дизель сократился в России на 40%, в странах Европы — на 70%.
«СП»: — Все это и привело к падению цен на нефть?
— Да, оба этих фактора привели к отрицательной динамике спроса на нефть и к падению ее цены почти на 15%. Причем, это стало крупнейшим снижением стоимости барреля (с 14 до 8 долларов) за последние 30 лет.
По тем же причинам снижаются и другие цены: энергетические товары подешевели на 15,4%, промышленные металлы — на 7%.
«СП»: — В России в топливно-энергетической отрасли работает 5 миллионов человек. Очевидно, что сырьевой кризис ударит по огромному количеству людей.
— Отрасль энергетики не была готова к резким переменам в связи с пандемией. Однако, смогла в кратчайшие сроки подстроиться под новые реалии. Несмотря на режим изоляции, оперативный персонал компаний ТЭК продолжает работу в штатном режиме, контролируя бесперебойную поставку электроэнергии потребителям, а также обеспечивая безаварийную работу сетей. Административный персонал с целью снижения возможности распространения инфекции переведен на дистанционную работу из дома. Ведь специалисты таких подразделений как бухгалтерия, IT, кадровики, юридическая служба могут работать удаленно без потери эффективности.
«СП»: — Западные страны, несмотря на увещевания Москвы, ужесточают санкционный режим в отношении России. Одна из целей — еще и этим парализовать отечественный ТЭК.
— Сегодня для российских предприятий ТЭК экспортируется высокотехнологичное оборудование из Китая. Но задумываться об имортозамещении в условиях ограничения поставок нецелесообразно: это затратный и долгосрочный проект.
Читайте также
Сечин требует у Мишустина льгот
У «Газпрома» могут появиться серьезные внутрироссийские конкуренты
Чтобы наладить собственное производство комплектующих на уровне КНР, необходимо долгосрочное финансирование и высокие технологии. А также — закупка современного импортного производственного оборудования. Что, учитывая ограничительные меры, совсем непросто.
«СП»: — Рядового россиянина, конечно, высокие материи интересуют меньше, чем собственный карман. Например, волнующий всех вопрос: вырастут ли тарифы на электроэнергию, цены на бензин?
— Режим изоляции положительно отразился на конечных потребителях электроэнергии. Несмотря на перенос рабочих мест по месту жительства, объем распределяемой энергии уменьшился на 5?10% по всей России. В Москве и области — на 9%, Северо-Западном федеральном округе и центре — примерно на 6?7%.
Роста тарифов на фоне кризиса не ожидается. Соответственно, и счета за электричество не должны будут расти.