«Нежданчик - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«Нежданчик - «Экономика» 00:00 Вторник 0 2 407
2-02-2021, 00:00

«Нежданчик - «Экономика»


«Нежданчик - «Экономика»

Материал комментируют:
Александр Сафонов

По оценкам Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам пандемийного 2020 года сократились на 3,5%, хотя правительство Михаила Мишустина ожидало, что этот показатель не превысит 3%. На этом фоне общая численность граждан, вынужденных существовать на доходы ниже прожиточного минимума, по итогам только января—сентября минувшего года достигла 19,6 млн. человек (13,3% всего населения страны), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 400 тысяч человек. Общая численность безработных в России достигла 4,3 млн. человек, что на 24,7%, или на более чем 860 тыс. человек больше, чем в 2019 году.

Напомним, реальные располагаемые доходы населения в России последовательно сокращались с 2014 по 2017 годы, показав околонулевой рост (+0,1%) в 2018 году и увеличившись в годовом выражении на 1% по итогам 2019 года. Таким образом к настоящему моменту они отстают от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов — на 10,6%.



Читайте также:   Осуществляйте торговлю, используя более 740 различных криптовалютных и фиатных торговых пар, включая пары к Bitcoin только у нас - биржа bitcoin ...



Халупы по цене дворцов: Власть не знает, как «выровнять» высокие цены на жилье
Обсуждаемые меры ставят крест на его доступности для россиян

Как уточняет, в частности, РБК со ссылкой на мнение опрошенных экспертов, от более глубокого падения в минувшем году в условиях пандемического кризиса доходы населения удержал только продолжающийся рост реальной зарплаты на средних и крупных предприятиях государственного и корпоративного сектора (+2,2% по итогам января—ноября 2020 года).

Впрочем, Минэкономразвития рассчитывает, что уже в этом году реальные располагаемые доходы россиян вырастут на 3%, а затем продолжат увеличиваться на уровне 2,4?2,5%.


Интересно, что позволяет этому министерству выдавать на-гора столь оптимистичные прогнозы?

— Есть ли под прогнозами Минэкономразвития о росте доходов россиян реальные основания, мы с вами узнаем, когда пройдем 2021, а затем — 2022 и 2023 годы, и Росстат зафиксирует эти цифры, — поделился с «СП» своим видением ситуации проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Поясню — динамика роста реальных доходов населения тесно взаимосвязана с темпами роста ВВП. Если валовый продукт не растет, соответственно, фонд оплаты труда не увеличивается, доходы бюджета не растут, то при таких раскладах на рост доходов населения не приходится. А прогноз Минэкономразвития завязан в первую очередь на прогноз темпов экономического роста. Если это произойдет, и никаких внешних шоков вроде обвала курса рубля или иных экономических и политических кризисов, то тогда темпы роста доходов населения, озвученные данным ведомством, вполне возможны.

«СП»: — То есть благосостояние россиян по-прежнему зависит исключительно от мировой конъюнктуры и состояния здоровья западной экономики?

— Не надо сбрасывать со счетов еще и возможности нашего правительства в принятии дополнительных решений, которые могут ускорить положительную тенденцию роста этого показателя.

«СП»: — А у него для этого есть по-настоящему действенные рычаги?

— Во-первых, правительство является крупнейшим в стране работодателем, если подразумевать под ним не только федеральный центр, а еще и региональные и муниципальные власти. Соответственно, повышение расходов бюджета на такие значимые сферы, как здравоохранение, образование и культура, означает, что рост доходов населения в этих секторах будет даже опережать темпы экономического роста. Тем более, что для многих регионов это якорные сферы, увеличивающие потребительский спрос внутри них, способствуя быстрому восстановлению частного сектора экономики.




Профессор Катасонов: Как доллары «делают ноги» из России
Миллионы россиян стали участвовать в выводе капитала из страны

В0-вторых, правительство может ускоренными темпами индексировать пенсии и пособия. Например, в 2010 году была валоризация пенсий — не повышение их на уровень инфляции, а сознательное повышение на более высокий процент для пенсионеров, получавших пенсии с советского периода. Да и ранее, в период 2006—2008 годов, рост доходов населения обеспечивался в значительной степени решениями правительства, пошедшего на беспрецедентное увеличение минимального размера оплаты труда. Если в 2004 году МРОТ составлял 800 рублей, то уже к 2010 году он вырос до 4,5 тысячи рублей, более чем пятикратный рост за 6 лет, сравнительно короткий период.

В-третьих, правительство может интенсивно развивать программы жилищного строительства, что тоже реально увеличивает доходы россиян. Хотя бы просто потому, что сокращаются расходы на содержание ветхого и аварийного жилья. Плюс еще правительство может регулировать тарифы и отменять таможенные пошлины, закрывая или открывая рынок в зависимости от конъюнктуры, тем самым не допуская роста цен.

Если в этих направлениях действия правительства будут слаженными, в перспективе это может дать темпы роста доходов населения, отличные от прогнозов Минэкономразвития.

«СП»: — А что с ситуацией на рынке труда? Перечисленные выше правительственные меры смогут повлиять на ее стабилизацию?

— Конечно. И это очень важный вопрос — сейчас очень важно в первую очередь видеть, что у нас будет происходить с рынком труда. Если не создать устойчивую занятость для людей, то говорить о том, что мы сможем только при помощи пособия по безработице и увеличения зарплат в бюджетном секторе справиться с падением доходов населения, будет нельзя. Не все же могут работать в бюджетной сфере, ее емкость всего 14 миллионов человек, а основная масса работающих у нас сосредоточена на промышленных предприятиях и в сфере малого и среднего бизнеса.

Так что, на мой взгляд, в первую очередь нужно думать о том, что бизнес сам по себе в воздухе развивается, он удовлетворяет наши с вами потребности. То есть это либо магазинчик какой-то, либо услуги какие-то. Но для этого нужны деньги, на кредитах бизнес не выстроить. И здесь, видя все эти системные процессы, нужно понимать, что даже если мы сейчас все начнем стройками заполнять, у нас значительная часть населения все равно не пойдет, условно говоря, кирпичи таскать, хотя на стройке всегда, еще со времен СССР, можно было прилично зарабатывать. В одной отрасли всех людей не соберешь, поэтому надо видеть необходимость развития бизнеса, потому что так и рождаются серьезнейшие процессы с точки зрения создания новых продуктов.

«СП»: — То есть если в ближайшее время правительство не начнет комплексно и широко применять сразу все вышеперечисленные меры, логично предположить, что и перспективы рынка труда, и перспективы роста доходов населения в обозримом будущем по-прежнему будут негативными?

— Да, тогда это будет очень вялотекущий процесс. Вот 2014 год тут является своего рода лакмусовой бумажкой. Обратите внимание, тогда очень сильно обвалились реальные доходы населения, но за пять последующих лет нам, к сожалению, так и не удалось их восстановить. То есть сейчас у нас очередная просадка на фоне того, что не получилось вернуться на докризисные показатели. Поэтому, полагаю, главная задача правительства — при этой очередной просадке разработать такие программы, которые позволили бы за ближайшие 2?4 года вернуть доходы россиян на уровень 2014 года.

Здесь не может быть никаких «волшебных» решений из разряда «повысили пенсию — и все довольны». Тут нужно и задачки посложнее решать, и одновременно командную работу с системным подходом обеспечивать. Иначе получится так, что мы будем где-то опережать, где-то опаздывать, и в итоге плюс, накладываясь на минус, на выходе превратится в ноль.

Таким образом, как мне кажется, основная задача правительства сейчас заключается в понимании того, что мы в значительной степени должны вернуться к советской системе самообеспечения государства. Постоянно находясь под санкциями, нельзя ставить под угрозу материальное положение своих граждан. А СССР, напомню, долгое время был устойчив, хотя международные санкции против него фактически были введены еще в 20-х годах прошлого века. То есть практически сразу же нам было закрыто иностранное кредитование и финансирование. И только за счет продажи золота удавалось приобретать какие-то старые образцы заводского и фабричного оборудования, привлекать специалистов, но в конечном итоге — добиться существенных результатов.

А Россия сейчас фактически находится в таком же точно положении. Так что если мы хотим добиться стабильности, то надо в первую очередь адекватно оценивать себя и заниматься какими-то реальными делами, а не уповать на то, что у Запада неожиданно проснется совесть, и он захочет из нас сделать конкурента, подобного современному Китаю. Надо же понимать, что раз обжегшись на Поднебесной, он больше никогда так поступать уже не будет.



Материал комментируют: Александр Сафонов По оценкам Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам пандемийного 2020 года сократились на 3,5%, хотя правительство Михаила Мишустина ожидало, что этот показатель не превысит 3%. На этом фоне общая численность граждан, вынужденных существовать на доходы ниже прожиточного минимума, по итогам только января—сентября минувшего года достигла 19,6 млн. человек (13,3% всего населения страны), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 400 тысяч человек. Общая численность безработных в России достигла 4,3 млн. человек, что на 24,7%, или на более чем 860 тыс. человек больше, чем в 2019 году. Напомним, реальные располагаемые доходы населения в России последовательно сокращались с 2014 по 2017 годы, показав околонулевой рост ( 0,1%) в 2018 году и увеличившись в годовом выражении на 1% по итогам 2019 года. Таким образом к настоящему моменту они отстают от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов — на 10,6%. Читайте также: Осуществляйте торговлю, используя более 740 различных криптовалютных и фиатных торговых пар, включая пары к Bitcoin только у нас - биржа bitcoin . Халупы по цене дворцов: Власть не знает, как «выровнять» высокие цены на жилье Обсуждаемые меры ставят крест на его доступности для россиян Как уточняет, в частности, РБК со ссылкой на мнение опрошенных экспертов, от более глубокого падения в минувшем году в условиях пандемического кризиса доходы населения удержал только продолжающийся рост реальной зарплаты на средних и крупных предприятиях государственного и корпоративного сектора ( 2,2% по итогам января—ноября 2020 года). Впрочем, Минэкономразвития рассчитывает, что уже в этом году реальные располагаемые доходы россиян вырастут на 3%, а затем продолжат увеличиваться на уровне 2,4?2,5%. Интересно, что позволяет этому министерству выдавать на-гора столь оптимистичные прогнозы? — Есть ли под прогнозами Минэкономразвития о росте доходов россиян реальные основания, мы с вами узнаем, когда пройдем 2021, а затем — 2022 и 2023 годы, и Росстат зафиксирует эти цифры, — поделился с «СП» своим видением ситуации проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Поясню — динамика роста реальных доходов населения тесно взаимосвязана с темпами роста ВВП. Если валовый продукт не растет, соответственно, фонд оплаты труда не увеличивается, доходы бюджета не растут, то при таких раскладах на рост доходов населения не приходится. А прогноз Минэкономразвития завязан в первую очередь на прогноз темпов экономического роста. Если это произойдет, и никаких внешних шоков вроде обвала курса рубля или иных экономических и политических кризисов, то тогда темпы роста доходов населения, озвученные данным ведомством, вполне возможны. «СП»: — То есть благосостояние россиян по-прежнему зависит исключительно от мировой конъюнктуры и состояния здоровья западной экономики? — Не надо сбрасывать со счетов еще и возможности нашего правительства в принятии дополнительных решений, которые могут ускорить положительную тенденцию роста этого показателя. «СП»: — А у него для этого есть по-настоящему действенные рычаги? — Во-первых, правительство является крупнейшим в стране работодателем, если подразумевать под ним не только федеральный центр, а еще и региональные и муниципальные власти. Соответственно, повышение расходов бюджета на такие значимые сферы, как здравоохранение, образование и культура, означает, что рост доходов населения в этих секторах будет даже опережать темпы экономического роста. Тем более, что для многих регионов это якорные сферы, увеличивающие потребительский спрос внутри них, способствуя быстрому восстановлению частного сектора экономики. Профессор Катасонов: Как доллары «делают ноги» из России Миллионы россиян стали участвовать в выводе капитала из страны В0-вторых, правительство может ускоренными темпами индексировать пенсии и пособия. Например, в 2010 году была валоризация пенсий — не повышение их на уровень инфляции, а сознательное повышение на более высокий процент для пенсионеров, получавших пенсии с советского периода. Да и ранее, в период 2006—2008 годов, рост доходов населения обеспечивался в значительной степени решениями правительства, пошедшего на беспрецедентное увеличение минимального размера оплаты труда. Если в 2004 году МРОТ составлял 800 рублей, то уже к 2010 году он вырос до 4,5 тысячи рублей, более чем пятикратный рост за 6 лет, сравнительно короткий период. В-третьих, правительство может интенсивно развивать программы жилищного строительства, что тоже реально увеличивает доходы россиян. Хотя бы просто потому, что сокращаются расходы на содержание ветхого и аварийного жилья. Плюс еще правительство может регулировать тарифы и отменять таможенные пошлины, закрывая или открывая рынок в зависимости от конъюнктуры, тем самым не допуская роста цен. Если в этих направлениях действия правительства будут слаженными, в перспективе это может дать темпы роста доходов населения, отличные от прогнозов Минэкономразвития. «СП»: — А что с ситуацией на рынке труда? Перечисленные выше правительственные меры смогут повлиять на ее стабилизацию? — Конечно. И это очень важный вопрос — сейчас очень важно в первую очередь видеть, что у нас будет происходить с рынком труда. Если не создать устойчивую занятость для людей, то говорить о том, что мы сможем только при помощи пособия по безработице и увеличения зарплат в бюджетном секторе справиться с падением доходов населения, будет нельзя. Не все же могут работать в бюджетной сфере, ее емкость всего 14 миллионов человек, а основная масса работающих у нас сосредоточена на промышленных предприятиях и в сфере малого и среднего бизнеса. Так что, на мой взгляд, в первую очередь нужно думать о том, что бизнес сам по себе в воздухе развивается, он удовлетворяет наши с вами потребности. То есть это либо магазинчик какой-то, либо услуги какие-то. Но для этого нужны деньги, на кредитах бизнес не выстроить. И здесь, видя все эти системные процессы, нужно понимать, что даже если мы сейчас все начнем стройками заполнять, у нас значительная часть населения все равно не пойдет, условно говоря, кирпичи таскать, хотя на стройке всегда, еще со времен СССР, можно было прилично зарабатывать. В одной отрасли всех людей не соберешь, поэтому надо видеть необходимость развития бизнеса, потому что так и рождаются серьезнейшие процессы с точки зрения создания новых продуктов. «СП»: — То есть если в ближайшее время правительство не начнет комплексно и широко применять сразу все вышеперечисленные меры, логично предположить, что и перспективы рынка труда, и перспективы роста доходов населения в обозримом будущем по-прежнему будут негативными? — Да, тогда это будет очень вялотекущий процесс. Вот 2014 год тут является своего рода лакмусовой бумажкой. Обратите внимание, тогда очень сильно обвалились реальные доходы населения, но за пять последующих лет нам, к сожалению, так и не удалось их восстановить. То есть сейчас у нас очередная просадка на фоне того, что не получилось вернуться на докризисные показатели. Поэтому, полагаю, главная задача правительства — при этой очередной просадке разработать такие программы, которые позволили бы за ближайшие 2?4 года вернуть доходы россиян на уровень 2014 года. Здесь не может быть никаких «волшебных» решений из разряда «повысили пенсию — и все довольны». Тут нужно и задачки посложнее решать, и одновременно командную работу с системным подходом обеспечивать. Иначе получится так, что мы будем где-то опережать, где-то опаздывать, и в итоге плюс, накладываясь на минус, на выходе превратится в ноль. Таким образом, как мне кажется, основная задача правительства сейчас заключается в понимании того, что мы в значительной степени должны вернуться к советской системе самообеспечения государства. Постоянно находясь под санкциями, нельзя ставить под угрозу материальное положение своих граждан. А СССР, напомню, долгое время был устойчив, хотя международные санкции против него фактически были введены еще в 20-х годах прошлого века. То есть практически сразу же нам было закрыто иностранное кредитование и финансирование. И только за счет продажи золота удавалось приобретать какие-то старые образцы заводского и фабричного оборудования, привлекать специалистов, но в конечном итоге — добиться существенных результатов. А Россия сейчас фактически находится в таком же точно положении. Так что если мы хотим добиться стабильности, то надо в первую очередь адекватно оценивать себя и заниматься какими-то реальными делами, а не уповать на то, что у Запада неожиданно проснется совесть, и он захочет из нас сделать конкурента, подобного современному Китаю. Надо же понимать, что раз обжегшись на Поднебесной, он больше никогда так поступать уже не будет.
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
  • Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl