Материал комментируют:
Алексей Анпилогов
6 апреля в американском Хьюстоне представители европейских стран встретились с руководителями крупнейших в США компаний по добыче сланцевого газа, чтобы обсудить поставки американского СПГ для замены российских энергоносителей. В групповых обсуждениях, приняли участие топ-менеджеры Chesapeake Energy, Coterra Energy, EOG Resources и EQT Corp. Делегации из Латвии, Эстонии и Словакии, дипломаты из Болгарии, Франции, Германии, Венгрии и Великобритании также посетили проект по экспорту СПГ Golden Pass в Сабин-Пасс, штат Техас, о чем рассказал исполнительный директор торговой группы LNG Allies Фред Хатчинсон.
Фред Хатчинсон согласился, что ситуация с обеспечением Европы энергоресурсами «крайне нестабильна», однако «страны, которые зависят от российского газа, намерены отказаться от него, в некоторых случаях полностью». В то же время, сам Хатчинсон признал, что быстро отказаться от российского газа европейцам не помогут даже США. По его словам, на строительство новых мощностей по производству СПГ уходят годы, и до середины десятилетия США не смогут обеспечить потребности Европы в газе в достаточном количестве.
Читайте также
Путина выманивают в Будапешт ради Гааги?
Президент России согласился приехать на мирные переговоры в Венгрии — но при определённых условиях
«Проблемы производительности в 2022 году велики, но возможности через несколько лет действительно потрясающие», — заключил он.
В среднесрочной перспективе американские компании действительно могут значительно нарастить экспорт СПГ в Европу, тем более, что цены на него в случае отсутствия конкуренции со стороны российского трубопроводного газа, будут высокими, что с лихвой окупит все затраты. 5 апреля в Конгрессе США уже обсудили необходимость строительства новых заводов по производству СПГ на северо-востоке страны. Таким образом, к середине десятилетия США потенциально смогут вытеснить Россию с европейского газового рынка и занять ее место, о чем давно грезили американские политики.
Оценки Хатчерсона о сроках замещения в принципе совпадают с оценками представителей европейского бизнеса, которые называют период 2025—2027 годов в качестве времени возможного отказа от российского газа без ущерба для собственной экономики. Правда, как объяснил «СП» эксперт по энергетическому рынку, президент научного фонда «Основание» Алексей Анпилогов, эти планы могут быть нарушены ростом спроса на сжиженный газ со стороны стран Азии и даже Африки.
Россия, судя по всему, уже перенаправляет свои поставки СПГ на азиатский рынок. Как сообщают профильные СМИ, первый танкер «Нижний Новгород», который загрузился на новом терминале СПГ «Газпрома» «Портовый» мощностью 1,5 млн тонн СПГ (2 млрд кубометров газа), взял курс из Балтийского моря, но не в Европу, а в Азию, так как текущая стоимость газа позволяет окупить затраты на длительную транспортировку.
Эксперты не исключают, что танкер может направиться в Индию. Ранее туда же ушел танкер СПГ Energy Integrity, который зафрахтован торговым подразделением «Газпрома». Впрочем, танкер с первым СПГ «Газпрома» с балтийского терминала отправки может направиться и в Китай. Как писало агентство Bloomberg, крупнейшие китайские импортеры сжиженного газа, включая Sinopec и PetroChina, ведут переговоры с поставщиками о внеплановой закупке газа из России со значительными скидками.
Теоретически возможно, что российский СПГ будет идти на азиатские рынки, а американские и ближневосточные поставщики будут обеспечивать Европу, но, как считает Алексей Анпилогов, у такого сценария есть препятствие в виде растущего потребления Китая и других стран.
— Руководитель немецкой энергетической компании E. On оценил, что на уход от российского газа странам Евросоюза потребуется от трех до четырех лет. Глава химического концерна BASF назвал срок в пять лет. Соответственно, по их прогнозам, полностью отказаться от российского газа удастся в 2025—2027 годах. В настоящий момент это невозможно, хотя можно снизить долю газа из России.
На прошлой неделе издание Spiegel опубликовало статью, в которой ссылалось на документы немецкого правительства. В них указано, что от нынешних 55%, которые занимает российский газ в балансе импорта Германии, к концу этого года можно достичь 30%. Но одним из главных источников замены предполагался уголь, а сейчас мы слышим от европейцев, что от российского угля, который занимал в балансе импорта ЕС порядка 47%, также собираются отказаться к маю-июню. Его придется заменять австралийским или индийским углем, но это гораздо более удаленные и дорогие альтернативы.
«СП»: — Насколько реализуем сценарий отказа от российского газа на горизонте всего нескольких лет?
— Сами европейцы, вовлеченные в экономическую деятельность, оценивают сроки отказа в три-пять лет. В качестве положительного для них фактора можно назвать их сильную волю. Они будут целенаправленно проводить такую политику по отказу от российского газа. С другой стороны, существуют барьеры и трудности на пути этой политики.
«СП»: — Какие?
— В своих программных документах на протяжение как минимум последних 15 лет ЕС декларировал уход от российского газа. Они считали, что слишком много его покупают, поэтому нужно поддерживать проекты, которые заменяют российский газ на альтернативный. В прошедшие годы с той или иной степенью успешности развивались проекты NABUCCO, TAP, TANAP, строились терминалы сжиженного природного газа, которые, как нам рассказывали с 2011 года, полностью заместят российские поставки. Но в итоге зависимость от российского газа как была в районе 35−37%, так и осталась. На него приходится треть импорта ЕС.
Кроме того, перед ЕС может возникнуть и глобальное препятствие. В мире уже сегодня ощущается недостаток СПГ. По всем расчетам, к 2025 году этот дефицит будет нарастать. Это связано с быстрым ростом потребления сжиженного газа в Юго-Восточной Азии, особенно в Китае. Уже сегодня Китай потребляет 360 миллиардов кубометров газа. К 2025 году эта цифра, по прогнозам, составит 480 млрд. К 2030-м годам ожидается, что Китай будет потреблять 600−700 млрд. кубометров газа ежегодно. Это больше, чем текущее потребление Российский Федерации, а дополнительный объем в 240−340 миллиардов кубометров — это больше, чем весь годовой экспорт «Газпрома» во все страны Евросоюза.
Читайте также
$130 млрд, или почему «Зе» не пойдёт на мир с Россией
Украинские банки перестали выдавать деньги громадянам, чтобы они не смылись в Европу и погибли на фронтах
Возможно, что в ближайшие пять-семь лет Китай поглотит на рынке весь тот газ, который Европа собирается замещать. А ведь есть еще Пакистан, Индия, Вьетнам и масса других стран, которые продолжают экономические развиваться, строить промышленность, повышать жилищно-коммунальные стандарты. Если кому-то не нужно отопление, как нам, у них есть другие потребности. Например, Саудовская Аравия тратит огромное количество энергии на кондиционирование.
Возникает вопрос, по какой цене европейцы будут закупать газ через три-пять лет. Похоже, что эта цена будет достаточно высокой. Причем мы говорим об СПГ, на который только и можно опираться, потому что трубопроводы в Европу тянуть больше неоткуда. На Востоке — Россия, на юге есть свои проблемы, у Норвегии заканчивается газ. Остается только собирать СПГ со всего мира, и это будет самым дорогим вариантом.
В то же время, Россия за эти три-пять лет, скорее всего, построит газопроводы на восток и на юг Евразии. Дешевый российский газ по трубам пойдет в Китай, Индию и Пакистан, создаст для их экономик более выгодные условия. Европа же свою промышленность и население будет «кормить» дорогим сжиженным природным газом. Это, во-первых, может вызвать рост социального недовольства, который мы уже видим, а во-вторых — коллапс и банкротство многих производящих отраслей, которые до сих пор зависели от дешевого российского газа.
Нефть и газ
Новак заявил о согласии некоторых стран оплачивать газ из России в рублях
Bloomberg: Китай купил у России нефть и уголь за юани
Эксперт обвинил администрацию Байдена в росте цен на бензин
В Великобритании цены на бензин достигли рекордного роста в XXI веке
Все материалы по теме (3081)