Материал комментируют:
Александр Сафонов
Николай Кульбака
С 25 июля российские банки должны возвращать украденные мошенниками деньги по новой схеме. Их должны будут возместить в течение 30 дней после получения заявления от клиента. Но вернут деньги не всем, а только в случаях, установленных новым законом.
… Известный ученый-экономист Валентина Бондаренко погибла 22 июля этого года. 82-х летняя женщина, кандидат экономических наук, сотрудник Института экономики РАН, пострадавшая от действий мошенников, психологически не смогла смириться с потерей значительной суммы денег и выбросилась из окна собственной квартиры.
Она не дожила до принятия нового закона, по которому ей скорее всего вернули бы деньги, всего 3 дня…
Впрочем, кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев настроен скептически. Он считает, что даже новые меры не остановят мошенников. По данным ЦБ, за 2023 год из украденных мошенниками 15 миллиардов рублей удалось вернуть всего лишь 8,7% средств.
Вернуть украденные мошенниками деньги будет непросто, но все же реально.
Как будет проходить возврат средств?
Если клиент банка зафиксировал кражу денег со счета в банке, он должен сообщить об этом в банк. Затем банк должен проверить обращение и вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения заявления от клиента. Но это произойдет не во всех случаях.
Украденные мошенниками средства вернут лишь в случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». ЦБ собирает эту базу на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем, а также от пострадавших вкладчиков.
Вернут украденные мошенниками деньги и в случае, если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода. То есть перевод прошел без согласия клиента.
Бывает и так, что клиент потерял карту или кто-то воспользовался ею без согласия владельца. В этом случае банк вернет деньги пострадавшему при условии, что клиент уведомил об этом. Если же клиент не предупредил банк о потере контроля над картой, то средства ему могут и не вернуть. Но если повезет — срок для возврата перевода 60 дней.
Насколько новые правила защитят от мошенников и помогут в возврате украденных денежных средств? Среди экономистов на этот счет разные мнения.
— Введение закона о возврате клиентам банков украденных мошенниками средств со счетов — это очень важное направление. Оно связано с повышением доверия к банковской системе. Клиент должен понимать, что деньги, размещенные в банках, находятся в безопасности.
В противном случае по мере увеличения инцидентов с пропажей денег граждане начнут хранить их под подушкой. А это мгновенно скажется на инвестициях. Кроме того, такое обязательство в отношении клиентов заставит банковскую систему улучшить систему защиты", — считает доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов.
«СП»: Мошенники постоянно совершенствуют методы выманивания денег, уже сейчас в ход идут все виды связи — телефоны, почтовые рассылки, обращения от имени должностных лиц и т. п. Соответствует ли система защиты банковских вкладов требованиям времени?
— Как планируют IT-специалисты, уже к 2030 году при помощи ИИ мошенники смогут имитировать облик человека, а это увеличит риски в несколько раз. Но одновременно должна возрастать и ответственность лиц, занимающихся такими правонарушениями. Возможно, цифровой рубль, который имеет полный контроль со стороны ЦБ, позволит пресечь преступления в сфере банковских счетов, — считает эксперт.
Но поможет ли это в условиях, когда утечка и продажа персональных данных поставлена на поток? Так, одна из интернет-платформ предоставляет по запросу в телеграм-боте данные о конкретных гражданах из более чем 20 баз данных, включая ПФР, ФНС и ФМС России. Персональные данные граждан сегодня очень слабо защищены законом — ФЗ-152.
И все же, улучшится ли возврат денег банками в случае, если кто-то попадется на удочку мошенников? С таким вопросом мы обратились к кандидату экономических наук, аналитику Николаю Кульбаке.
— Результаты покажет только практика. Проблема и в отсутствии финансовой грамотности самих людей. Ведь когда мошенник «разводит» наивного гражданина, все действия совершаются с участием последнего. И в большинстве случаев жертва считает, что поступает правильно.
Жесткая проверка любых перечислений затруднит работу банков. Возможно, в случае, когда клиент сам быстро предпринял разумные действия — например, немедленно сообщил в банк об утере карты — ему помогут. Но часто банки попросту «умывают руки» и говорят пострадавшим, что они сами виноваты в том, что их облапошили.
«СП»: Да и дозвониться до банка сейчас — проблема. Голосовой помощник доведет до нервного срыва, пока не задаст массу нелепых вопросов в экстренной ситуации, когда важны даже не минуты, а секунды…
— Проблем много. Вот, например, можно ли считать мошенничеством навязчивые звонки из салонов красоты или частных медцентров? Где вообще грань между бизнесом и мошенничеством? К тому же во многих мошеннических схемах задействованы работники силовых структур. По крайней мере, слив баз данных происходит зачастую не без их участия.
Покупка баз данных продолжается, так что случаи мошенничества будут продолжаться. Если серьезно, то это вопрос не столько банков, сколько борьбы с криминалом и организованной преступностью. Финансовое мошенничество, оно как вирус, которое поразило мир. Кто-то от него защищён, а кому-то может просто не повезти.