Более двух сотен материалов, посвященных различным аспектам операций с недвижимостью и вопросам жилищно-коммунального хозяйства, было поднято на страницах нашего сайта в 2016 году. Что же из этого привлекло наибольшее внимание читателей?
Зима
В январе одной из самых горячих тем стала бесплатная приватизация жилья, а точнее — принятие решения о сворачивании этой программы. В январе премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что бесконечно такую возможность гражданам предоставлять больше нельзя, однако с подачи активистов «Единой России» ее все-таки в очередной раз продлили — до 1 марта 2017 года. И, похоже, как подчеркнул министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, сделано это было в самый-пресамый последний раз.
Однако некоторые эксперты рынка недвижимости выразили уверенность, что на самом деле до реального прекращения бесплатной приватизации еще ой как далеко, а заявления чиновников высшего эшелона — не более чем очередное «последнее китайское предупреждение», а на самом деле ее будут все продлевать и продлевать. Потому что главная задача государства — во-первых, «спихнуть» на граждан как можно больше объектов старого жилого фонда, чтобы из их карманов, а не из бюджета, покрывать затраты на капремонт, а, во-вторых, получить с собственников как можно больше налогов. Учитывая, что в ближайшие годы размер последних будет только увеличиваться, это предположение отнюдь не выглядит таким уж фантастичным.
Вторым по популярности стал материал, посвященный откатыванию вторичного рынка к «серым» схемам торговли жильем. Проблема здесь заключалась в следующем — на очередном витке кризиса продавцы подержанного жилья стали возвращаться к долларовым ценам как в случае прямых продаж, так и при выстраивании альтернативных цепочек. В период скачкообразного усиления заокеанской валюты по отношению к рублю это позволяло гражданам получить дополнительную прибыль на разнице ежедневно изменяющихся курсов. Крупнейшие игроки столичного рынка подтверждали этот тезис наглядными примерами и расчетами.
Но лидером просмотрам стала статья, где поднимался вопрос — а чем, собственно, рискуют граждане, покупая собственный дом? О том, каких «котов в мешке» можно получить в нагрузку к внешне красивому домику с миленьким земельным участком, читателям рассказывали строители, риелторы, садоводы-любители и слесари-сантехники. Что ж, практические советы, данные специалистами, были оценены по достоинству и, видимо, многими взяты на вооружение.
В феврале для читателей нашей рубрики «Недвижимость» на первое место вышли три других вопроса.
Первый — как правильно переехать в новый дом. Граждане внимательно изучали чужие ошибки в организации этого процесса. А таковых было всего три: непродуманная упаковка вещей перед выездом, неправильно подобранный транспорт для их перевозки и неграмотный въезд в новое жилище. Рекомендации от «пострадавших» на предмет того, чего ни в коем случае не следует делать во время переезда, были восприняты положительно.
Второй — насколько комфортным может быть жилище, за которое не нужно платить налог на недвижимость. Оказывается, некоторые землянки, вопреки распространенному мнению, кое в чем способны на равных соперничать даже с полноценными дизайнерскими домами. Но и те, которые построены умельцами, как говорится, «от сохи», обладают довольно весомыми преимуществами, особенно если знать, как сделать их комфортными.
Третий (и самый главный) — инициатива государства по борьбе с неплательщиками за услуги ЖКХ. «горячие головы» из Минфина, Минюста и МВД предложили не мудрствовать лукаво в этом вопросе, а взять, да и не пускать должников на прием к врачам. Конечно, до размещения на пороге каждой поликлиники проверяющего с ружьем дело так и не дошло, но начало, как говорится, положено. И если подобная мера вновь будет взята на карандаш, то, по мнению, экспертов, рядовые граждане получат, что называется, «по полной программе».
Весна
В марте читатели «СП» активнее всего решали половой вопрос. Вернее, детально изучали способы заставить полы в доме не скрипеть. А варианты, надо сказать, предлагались на любой вкус — от дорогих (например, переукладка покрытия) до бюджетных (в частности, уплотнение с помощью монтажной пены).
Кроме этого, гражданам было также интересно — когда именно страну ждет коммунальная катастрофа и на что покупателям «вторички» отвели 100 дней. Что касается первого, то некоторым из них было сначала не совсем понятно, почему в возможной трагедии Минстрой предлагает винить школу, семью и церковь, а не ответственных за замену теплотрасс чиновников. На фоне бесконечного поиска «крайних стрелочников» за катастрофическое состояние теплосетей в стране вопрос с сотней дней выглядел простым, как три копейки. Оказывается, что впервые за долгие годы наблюдений за рынком вторичного жилья Москвы срок экспозиции ликвидной квартиры стал таким долгим. И виноваты в этом, прежде всего, сами собственники, у которых приключилось «головокружение от успехов».
Однозначным «хитом» апреля стали легенды о семи высотках. Очень многим людям было интересно, действительно ли Сталин хотел перестроить Москву с помощью космической энергии, чтобы стать бессмертным и правда ли, что в стенах дома на Котельнической живьем замуровывали людей. Компанию этим мифам составили люди, горько пожалевшие о том, что решились строить себе дом самостоятельно. Конечно, расстраивались они, в первую очередь, не из-за того, что вообще «подписались» на подобную стройку, а из-за того, что допускали в ее ходе досадные и обидные промахи.
Но эти две темы легко «переплюнула» очередная сверхинновационная затея Госдумы. Депутаты всерьез рассматривали предложение, согласно которому людей, получивших недвижимость в наследство, принуждали бы продавать ее в трехмесячный срок, если собственников получалось в итоге двое или больше. Вырученные деньги, соответственно, предстояло бы делить на всех). Федеральная нотариальная палата обстоятельно разъясняла нюансы подобного решения вообще, а также плюсы и минусы процедуры наследования в частности.
Май запомнился читателям «СП» двумя моментами. Во-первых, их привлекли перипетии людей, решающих вопросы с временным проживанием во время своих путешествий. Так граждане стали свидетелями двух историй, узнав, где именно арендодатели пренебрежительно и свысока относятся к нанимателям, а где по старинной русской традиции готовы ради дорогих гостей в лепешку разбиться.
Во-вторых, читателям было крайне интересно, на каких же таких основаниях в конце весны далеко не самого удачного для риелторского бизнеса года чиновники высшего эшелона вкупе с руководителями компаний по продаже жилья вдруг стали наперебой предсказывать не просто резкий, а взрывной рост цен на квартиры в новостройках.
Лето
В июне титул «самые горячие темы месяца» с небольшим отрывом от остальных заслужили материалы, посвященные обустройству бани, принципам построения разговора с представителями коллекторских агентств и глобальному кошмару для новостроек. Кому-то, безусловно, пригодились советы людей, уже построивших на своем участке помещения для легкого пара, кто-то взял на заметку, что особо напористо взыскатели просрочек «прозванивают» должника не дольше 2−3 месяцев, а кое-кто понял, что совсем скоро продавцы «вторички» начнут демпинговать, и тогда продавцам «первички» ничего другого, кроме как сбрасывать цены ниже нижнего предела, не останется.
В июле, когда солнце нещадно палило с небес, многих россиян интересовали две темы: как пережить жару без кондиционера и на каком основании теперь долги за водоснабжение будут взыскивать с собственников квартир без суда. Еще одной пиковой темой середины лета стал вопрос: а как, не выходя за рамки закона, рядовой гражданин может защитить свое жилище от бандитов? Советы бывалых экспертов по этому поводу обсуждались довольно бурно.
В августе читатели «СП» уяснили для себя, к каким последствиям может привести безоглядное использование новомодных разработок в домашнем хозяйстве Также они ознакомились с размышлениями экспертов о том, почему пора избавляться от квартиры в Москве, и на что, кстати, можно в принципе обменять жилье.
Осень и снова зима
В сентябре подуставшим от сыпавшихся со всех сторон инновационных предложений и прогнозов в сфере жилищно-коммунального хозяйства людям хотелось знать только одно: почему власти сначала обещали небольшое повышение коммунальных тарифов, а после стали подумывать о том, что рост коммунальных платежей в стране, где стремительно снижается платежеспособность населения, вообще-то надо бы сделать более заметным.
Октябрь дал читателям «СП» неплохую пищу для размышлений по двум поводам. Сначала их внимание привлекли размышления экспертов о том, какие подводные камни таит в себе договор дарения квартиры, и в какие суммы выльется в итоге одариваемому этот широкий жест дарителя. А через пару дней граждане захотели узнать, в чем заключаются первые признаки неблагополучного района. Примечательно, что одним из «факторов тревожности», выделенных экспертами-социологами в процессе определения этих самых признаков, оказалось наличие большого количества банкоматов по соседству с магазинами, занимающимися розничной торговлей спиртосодержащей продукцией.
Ноябрь, вне всяких сомнений, прошел под знаком международных отношений. Потому что внимание подавляющего большинства посетителей рубрики «недвижимость» было приковано к тому, что будет, если житель Америки затеял в доме ремонт. Правда, оказалось, что они в этом вопросе не сильно отличаются от наших соотечественников и точно так же любят делать многие вещи своими руками. Главное отличие заокеанских «самоделкиных» от наших заключается в том, что первые не приступают к работам, не получив предварительного разрешения на это в соответствующей инстанции, а если все же приступят, то бдительные соседи сразу сообщат «куда надо».
В декабре же многих представителей читательской аудитории «СП» довольно предсказуемо интересовал всего один вопрос — в чем именно, каким образом и насколько жестко в наступающем году собственников недвижимости собираются в очередной раз ущемлять. К сожалению, меры планируются нешуточные: в числе прочих рассматриваются варианты превращения единственного жилья должника за коммунальные услуги в коммунальную квартиру (привет послереволюционной политике уплотнения в прошлом веке). А кандидатов на такую «процедуру», судя по всему, будет довольно много, ведь повышение тарифов никто отменять или замораживать (несмотря на поступавшие в Госдуму предложения подобного характера) никто не собирается.