Интересно, что в первые три месяца наступившего года на российском рынке загородной недвижимости вместо прогнозируемого «полного штиля», даже наблюдалось некоторое оживление. Глава департамента загородной недвижимости компании «ИНКОМ-Недвижимость» Андрей Кройтор даже отметил не только рост числа звонков и обращений к посредникам, но и некоторое увеличение количества просмотров. Более того, по свидетельству эксперта, в этот период даже заключались так называемые «быстрые сделки». По мнению специалистов, причины такого «несезонного» поведения сегмента следует искать во внешних событиях. Некоторого оптимизма покупательским настроениям могли придать, например, выборы нового президента США и связываемые с этим ожидания скорой отмены антироссийских санкций. Нельзя сбрасывать со счетов и ощутимый рост стоимости нефти на международном рынке.
Но, несмотря на это, оптимистично утверждать, что усиление покупательского интереса к загородным объектам — новая устойчивая тенденция сегмента, наученные горьким опытом аналитики все же не спешат. И, пожалуй, у них для этого имеются веские основания.
С теми же продажами новых объектов на загородном рынке ситуация сейчас складывается, говоря словами героя одной некогда популярной рекламы, «не айс». Так, в одном только подмосковном регионе итоговые финансовые показатели первых месяцев нового года оказались вполовину ниже, чем в предыдущем аналогичном периоде. Из чего аналитики делают отнюдь не утешительный для бизнеса вывод — активно культивируемая модель потребления все чаще и быстрее заменяется моделью накопления, что приводит к усиленному формированию отложенного спроса. Другими словами, продавцы объектов все стремительнее теряют право не то чтобы диктовать, но даже и как-то отстаивать свои условия реализации. Решающее слово в итоге остается за покупателем, который, кстати, предъявляет все более и более жесткие требования к приобретаемой недвижимости.
И у застройщиков нет абсолютно никаких способов, чтобы в обозримом будущем хоть как-то переломить складывающую ситуацию. Знатоки рынка заявляют, что по-настоящему хорошие, качественные предложения на «загородке» в этом году придется искать едва ли не днем с огнем. И вновь для иллюстрации можно использовать тот же московский регион. Если в 2016 году здесь было выведено на продажу порядка 60 поселков, что большим объемом назвать очень трудно даже с развитым воображением, то в нынешнем их ожидается еще меньше. А если говорить о мало-мальски конкурентоспособных предложениях, то таковых вообще едва ли наберется хотя бы десяток.
На этом фоне, а также из-низкой покупательской способности спрос на любые объекты в принципе будет падать. Худо-бедно продаваться на загородной «первичке», предполагают специалисты, будут лишь те проекты, которые обладают каким-то уникальными «фишками» и интересной концепцией. Шансы на реализацию повысит оптимизированная площадь домов и грамотная нарезка земельных участков в связке с развитой инфраструктурной составляющей. Нераспроданные же объекты нужно будет каким-то образом переформатировать, иначе они превратятся в полуразвалившиеся поселки-призраки (как это уже давно происходит на «первичке» с многоэтажными кварталами, понастроенными вокруг столицы).
Что касается Московской области, то здесь, по ожиданиям представителей риелторского сообщества, на рост покупательской активности стоит рассчитывать дальнему поясу Подмосковья, в радиусе от 70 до 100 километров от МКАД. Здесь вполне реально за 200 тысяч рублей приобрести неплохой земельный участок без подряда, причем не где-то в чистом поле, а в поселке с уже подведенными инженерными коммуникациями и даже обустроенными дорогами. Варианты с уже возведенным каркасным домом обойдутся, конечно, дороже, но ненамного. Однако этот «сверх-супер-эконом» вариант, видимо, все-таки будет пользоваться определенным успехом, поскольку финансовое положение нынешних покупателей становится все труднее: из каждых десяти граждан, совершающих сейчас сделки с недвижимостью, только двое располагают необходимыми собственными средствами. Остальные восемь используют либо заемный капитал, либо систему «трейд-ин».
По сути, бизнесменам от загородной недвижимости сейчас остается надеяться исключительно на сегмент вторичного жилья. Потому что ситуация с доходами россиян сейчас такова, что все большее число собственников вынуждено выставлять имеющиеся у них в распоряжении дома на продажу фактически по бросовым ценам. Причин для этого две: отсутствие у владельцев средств на содержание недвижимого имущества и острая нужда в деньгах для дальнейшего собственного существования. Кстати, считая такой вариант развития событий наиболее реалистичным, «продажники» уже начали понемногу уходить из сегмента загородной «первички», переквалифицируясь на вторичный рынок.
В попытках спасти ситуацию (и, само собой разумеется, свои доходы), застройщики и продавцы пытаются продвинуть на рынок новую услугу: предоставление покупателям полностью готовых к проживанию загородных домов. Причем речь идет о строениях не просто с чистовой отделкой, а помещениях из разряда «заезжай и живи», по меткому выражению риелторов, «с тапками и шторами».
Но рассчитывать, что один этот ход сможет спасти сегмент загородной недвижимости, было бы наивно. По мнению знатоков вопроса, чтобы даже просто выжить в нынешних суровых условиях, девелоперам, как и продавцам, придется прикладывать просто титанические усилия. Рыночная конъюнктура понуждает их изыскивать средства и вкладываться как в кадровые ресурсы, так и в технологии производства. Только в этом случае они могут рассчитывать выручить за свою продукцию справедливые деньги.
Однако это еще не все. Многие эксперты по загородной недвижимости сходятся в одном: монополизации сегмента избежать не удастся. Как и в сегменте строительства высотных домов, крупные застройщики неизбежно начнут поглощать более мелких (то же самое, к слову, будет происходить и с риелторскими компаниями). В связи с этим жарких войн как за качественный товар, так и за платежеспособного «купца», игрокам рынка избежать никак не удастся. Так что место под солнцем «новой экономической реальности» достанется, понятное дело, далеко не всем.