На заседании Правительства России, прошедшем 11 мая, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что в недрах его ведомства подготовлен законопроект, предусматривающий перевод конечных потребителей коммунальных услуг (граждан) на новую систему договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями. Главная особенность документа заключается в том, что в случае его реализации зачисление платы потребителей за поставленные услуги будет производиться, минуя счета управляющих организаций, прямо на счета поставщиков коммунальных ресурсов. Подразумевается, что новация позволит сократить уровень задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы, а также будет способствовать созданию прозрачной системы расчетов, обеспечению гарантированного адресного поступления средств и повышению платежной дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Стоит отметить, что разговоры о подобном переходе ведутся уже достаточно давно. Но интересно, каким именно образом этот законопроект может способствовать сокращению задолженности? Ведь что управляющие компании, что рядовые потребители как не платили за услуги ЖКХ, так и продолжают не платить, заявляя о банальной нехватке денег.
Действительно, соглашается глава комиссии по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Головченко, самостоятельно и добросовестно платить деньги без посредника за ЖКХ будет однозначно не вся масса рядовых жильцов. Здесь, скорее, необходим некий контролирующий орган, который будет взыскивать долги и напоминать о просроченных платежах.
Что же касается непосредственно управляющих компаний, развивает он мысль, то нужно понимать, что они порой становятся банкротами, а иногда просто не исполняют свои обязательства перед ресурсоснабжающими организациями.
— Управляющие компании являются посредниками, которые «выбивают» деньги. Нужно отдать им должное — работа тяжелая. Однако у каждой монеты две стороны. Наличие посредника в данном вопросе — это, с одной стороны, благо, а, с другой, зло. Если УК по какой-либо причине станет банкротом, деньги никто не вернет. Вероятность же потери денег велика, в связи с чем и возник законопроект. Скорее всего, в данной ситуации монополисты просто пролоббировали свои интересы. Однако в данном случае оставаться совсем без посредника не вполне обоснованно. Необходим какой-то фонд с четкими границами ответственности: собирать плату с населения, взыскивать долги. Этими функциями он должен ограничиваться, чтобы полностью исключить возможность наращивания собственных долгов и кражи средств.
Кстати, сами управляющие компании этот законопроект, похоже, только приветствуют.
— Снятие лишней ответственности с УК, — рассуждает генеральный директор входящей в девелоперскую группу «Сити-XXI век» УК «Техстрой» Дмитрий Мацкевич, — можно расценивать только как положительный шаг, причем эффект здесь может быть двояким. Например, ни для кого не секрет, что есть такие недобросовестные УК, которые не перечисляют на счет ресурсоснабжающих организаций деньги, собранные от жителей. Поэтому в случае принятия документа на счетах УК не будут аккумулироваться средства, которые должны быть переведены за поставки. Еще одна цель законопроекта — сделать так, чтобы все расчеты проводили ЕИРЦ. При этом отмечу, что уже сейчас по всем домам, которые обслуживает, к примеру, ГБУ, расчеты производится ЕИРЦ, а не ГБУ. На счет ГБУ поступают только средства, которые перечисляются по статье «содержание жилого фонда».
Однако возникает вполне резонный вопрос — а как ресурсоснабжающие организации будут в этом случае проводить работу с должниками? Воздействовать сразу через институт судебных приставов при первой же просрочке платежа? Или вынуждены будут наращивать свои штаты, вводя в него новые должности по работе с задолжниками?
Как говорит Олег Иванов, председатель совета некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль Московской области», согласно действующей редакции ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг управляющая организация может воздействовать на потребителя-должника следующими способами:
- Начисление пени (при отсутствии оплаты, начиная с 31 по 90 день, — в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты за каждый день просрочки; свыше 90 дней — в размере 1/130 ставки рефинансирования).
- Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг. При наличии у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных, исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора, Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.
- Взыскание суммы задолженности (в том числе пени и судебных расходов) в судебном порядке. На сегодняшний день гражданско-процессуальным законодательством предусмотрен «упрощенный» судебный порядок взыскания задолженности по коммунальным услугам в рамках приказного судопроизводства. Судебный приказ принимается судьей в единоличном порядке, на основе письменных доказательств, не вызывающих сомнения с точки зрения закона. Стороны на заседания не приглашаются, и позиция ответчика не выслушивается.
В случае принятия «минстроевского» законопроекта, развивает мысль Иванов, указанный порядок работы с должниками в целом не изменится. Однако теперь взыскание задолженности будет осуществляться не управляющей, а ресуроснабжающей организацией, которая, очевидно, имеет существенно большие экономические и организационные возможности для эффективной работы с потребителями-должниками.
Но, вероятно, предлагаемый законопроект может повлечь изменения в работе единых расчетно-кассовых центров. Не приведет ли это к подорожанию услуг единых информационно-расчетных центров или к путанице в платежных документах?
— Что такое ЕИРЦ? — задается вопросом Алексей Головченко. — Это искусственно созданная структура для заработка на посредничестве. Если она и нужна, то только как посредник жильцов под контролем ресурсоснабженцев. То есть комиссию за сбор должны платить или, по крайней мере, устанавливать не монополисты, а ресурсоснабжающие компании. Иначе, несомненно, услуги ЕИРЦ для граждан подорожают. А если какая-то УК решит «под шумок» сложить деньги к себе в карман, то это уже статья Уголовного кодекса. А сидеть у нас никто не хочет, поскольку сейчас такие действия чреваты реальными последствиями, количество осужденных за экономические преступления растет. С одной стороны это хороший показатель — значит, ведется борьба, а с другой — это маркер того, что воровство в стране процветает.
Что же касается возможной путаницы в документах, то Олег Иванов уточняет:
— Собственник помещения в многоквартирном доме будет вносить коммунальные платежи либо на основании сформированного ЕИРЦ единого платежного документа, либо на основании информации, представленной в системе ГИС ЖКХ. Информация, представленная в едином платежном документе, должна совпадать с информацией, представленной в ГИС ЖКХ, в противном случае данные, содержащиеся в ГИС ЖКХ, являются приоритетными. Это мера позволит избежать путаницы в платежных документах и обеспечить прозрачность расчетов собственников с ресурсоснабжающими организациями.
Что же касается эффективности этого законопроекта, то, на взгляд эксперта, перенос работы по взысканию задолженности потребителей-должников с управляющих компаний на сторону ресурсоснабжающих организаций оправдан в силу организационных и финансовых возможностей последних, что, безусловно, позволит сократить число таких потребителей и уменьшить общую сумму задолженности.
— Вместе с тем, — считает Иванов, — законодателю все же следовало бы наделить ресурсоснабжающию организацию правом обращения в организацию, специализирующуюся на работе по взысканию задолженности с потребителей коммунальных услуг, деятельность которых, в свою очередь, должна быть четко регламентирована в законодательном порядке. Помимо этого следует также разработать и ввести учебные специальности по управлению многоквартирными домами в учебных заведениях, чтобы такая деятельность носила качественный, системный и профессиональный характер.
Естественно, полагает Дмитрий Мацкевич, новые правила не приведут к тому, что у людей станет больше средств или они станут более дисциплинированными, просто их долги будут накапливаться не в УК, а у ресурсоснабжающих организаций. Обязать людей платить вовремя сейчас сложно и по причине того, что в 354 федеральном законе нечетко прописаны санкции за просрочку оплаты. Сейчас этот срок «от 2 и более месяцев» очень обтекаемый, и реальное наказание в виде отключения электроэнергии, к примеру, настигает неплательщика только после просрочки долга в более чем полгода.
— Для сокращения числа должников, — уверен он, — нужны четкие правила. Опять же, в этом плане может оказаться полезным зарубежный опыт: и в Европе, и в США, и во многих развивающихся странах людям не позволяют «кредитоваться» у ресурсоснабжающих организаций. Например, там для каждого счетчика предусмотрена чип-карта, на которую можно положить деньги. Когда средства заканчиваются, дают небольшой льготный период, а затем отключают услуги. Нет средств — нет воды или света. По аналогии с мобильной связью: не заплатил — не можешь пользоваться. У нас же система пока выстроена так, что люди могут безнаказанно затягивать с платежами на месяца (и вовсе не по причине бедности), спохватываются в основном лишь тогда, когда обнаруживают в почтовом ящике повестку в суд или собираются в заграничное путешествие. За каждым должникам, по сути, приходится «бегать» — уговаривать, угрожать санкциями, и срок выплаты порой зависит от того, дошли ли руки у управляющей компании, к примеру, до конкретного собственника. Так что новые правила могли бы, в том числе, повлиять на менталитет наших соотечественников.
А для большей эффективности взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг, полагает адвокат Валерий Вечканов, необходимо вернуть в Гражданско-процессуальный кодекс РФ норму взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг в приказном порядке, что позволит за один день получить решение суда.