Прошел почти год с момента выхода нового федерального закона № 231-ФЗ, который стал регулировать работу коллекторов. В первое время после его введения в действие взыскатели его фактически игнорировали и работали по прежним бесчеловечным методам. Но практика привлечения к административной и уголовной ответственности способствовала тому, что закон наконец-то заработал. Теперь неплатежеспособный заемщик может смело опираться на нормы нового закона, а коллекторам приходится учитывать новые правила, чтобы не попасть под крупные штрафы. О том, как это может выглядеть на практике, «СП» побеседовала с генеральным директором компании «Юридическое бюро № 1» Юлией Комбаровой.
— При общении с коллекторами, — рассказывает она, — мы советуем гражданам общаться спокойно и уверенно, не переходить на ответные личностные оскорбления. Если конструктивного диалога не получается, то лучше прекращать разговор. Если коллектор требует встречи, то следует помнить, что по закону он может встречаться с должником не чаще одного раза в неделю.
Однако встречи с коллекторами не являются безусловной обязанностью заёмщика, он имеет полное право от них отказаться. Лезть на рожон, конечно же, не надо, предпочтительна более обтекаемая форма — мягко отказываться от встреч, аргументируя занятостью.
«СП»: — А как лучше отвечать на основной вопрос, задаваемый коллекторами о сроках погашения задолженности?
— Ни в коем случае нельзя говорить, что вы отказываетесь от погашения задолженности. Ответ может быть примерно таким: «Я долг признаю, но сейчас нет возможности платить, обращайтесь в суд». Старайтесь вообще не давать никаких конкретных обещаний, потому что, получив их, коллектор обретает лишний инструмент для морального давления. Общайтесь неопределенно и доброжелательно. Кстати, коллекторы обычно любят представляться именем и отчеством, это их «фишка». Так что, когда вам звонят, обязательно фиксируйте не только эти данные, но еще и фамилию представителя, с которым общались. Уточните, на каком основании действует абонент (по доверенности от банка, либо коллекторского агентства, которое купило долг). Конечно, организация-кредитор обязана отправить письмо с уведомлением о переуступке долга, но это не всегда делается.
«СП»: — Можно ли вообще избежать общения со взыскателями?
— Да, причем благодаря новому закону можно вообще избавить от общения с коллекторами не только себя, но и родственников. В последнем случае, как только возникают проблемы с платежами, надо идти в банк или микрофинансовую организацию (МФО), где писать заявление на отзыв персональных данных. Оно фактически запретит кредитору звонить самому заемщику, его родственникам и друзьям, а также проводить встречи. Старые кредитные договоры обычно предусматривали согласие на обработку персональных данных не только заемщика, но и его родственников. После данного заявления кредитор имеет право беспокоить только должника, да и то лишь по электронной или обычной почте. Если банк или МФО все же начнут распространять ранее запрещенные сведения, то можно написать жалобу судебным приставам.
Впрочем, такой выход не оптимален для заемщиков, которые хотят контролировать действия кредитора, чтобы подача в суд и другие меры воздействия не стали неожиданностью. Чтобы держать руку на пульсе, но вместе с тем оградить себя от общения с коллекторами, следует написать в банк или МФО заявление, что с должником форма взаимодействия происходит только через представителя.
«СП»: — Кто именно может выступать в этой роли и в какую сумму выльются его услуги?
— Представителем может стать юрист или адвокат. Стоимость этой услуги в среднем по рынку начинается от 5 000 рублей, однако эта трата может в последующем сэкономить заемщику гораздо большую сумму.
«СП»: — Что конкретно входит в обязанности представителя?
— Каких-то серьезных действий от него в данной ситуации не требуется. В основном — вести телефонные переговоры и держать ситуацию под контролем. Специалист не воспримет всерьёз угрозы возбуждения уголовного дела по факту невозврата долга, так как прекрасно понимает, что в данной ситуации отсутствует состав преступления и это пустые угрозы. Также смешными и необоснованными будут выглядеть угрозы коллекторов описать имущество, так как законом это разрешено только приставам, да и то только по возбуждённому исполнительному производству. Но вот конструктивные действия представителей банка, которые могут предложить списать долг на определенных условиях, могут быть приняты во внимание. К тому же, если дело дойдет до суда, то у заемщика будет адвокат, хорошо знакомый с ситуацией.
«СП»: — Что делать, если коллекторы все же нарушают действующее законодательство в сфере общения с должниками?
— Если это происходит, то следует писать жалобу в ФССП (Федеральную службу судебных приставов). К ней надо приложить заявление либо об отказе от взаимодействия с банком, либо о взаимодействии только с юристом (адвокатом), а также присовокупить доказательства звонков банка на ваш номер телефона. Сделать это несложно: ФССП разработала и разместила на своём сайте унифицированные формы различных заявлений и обращений, а также публикует сведения о привлечении коллекторов к ответственности по обращениям граждан.
Стоит добавить, что к услугам коллекторов, работающих незаконными методами, прибегают сегодня только микрофинансовые организации. Именно мелкие кредитные организации и небольшие коллекторские агентства могут позволить себе прибегнуть к методам психологического давления. Крупным банкам нет нужды себя порочить таким образом. Да, они тоже сотрудничают с коллекторскими агентствами, но уже не допускают подобных нарушений, поскольку эти коллекторы являются их структурным подразделением или дочерней компанией.
В то же время есть сайты некоторых мелких коллекторских контор, где на заставке — «двухсотый» Мерседес и молодчики в кожаных куртках. Так рекламируется досудебное взыскание задолженности и подчеркивается, что «они не доводят дело до суда».
Важный аспект, который должен знать заёмщик — если должник находится в процедуре банкротства, с него не имеют права ничего требовать вне рамок данного дела. Еще два года назад о каком-либо банкротстве физических лиц никто из коллекторов не слышал и не хотел слушать. Сейчас же действительно, информация о том, что должник — банкрот их останавливает, и они больше не звонят ему. Это существенный положительный момент.