В общих чертах о принципах вступления в наследство знает, пожалуй, большинство россиян. Однако некоторые детали, которые находящимся в сладостном предвкушении людям часто кажутся малозначимыми, могут привести к печальным результатам. Представители риелторского сообщества рассказали «СП», на что потенциальным наследникам следует обращать особое внимание.
Как известно, наследник должен в течение шести месяцев (в некоторых случаях — девяти) со дня смерти наследодателя заявить о своих правах у на имущество, причем сделать это можно по экстерриториальному признаку, то есть в любом удобном для него месте. Это так называемый формальный путь вступления в наследство. Однако миф о том, что делать это не обязательно, если имеется составленное по всем правилам завещание, в котором четко указан круг заинтересованных лиц, в народе очень живуч.
Поэтому юристы еще раз напоминают — обозначать себя у нотариуса в установленные сроки наследник обязан в любом случае, если, конечно, не хочет в итоге остаться «у разбитого корыта». А вот уже сам процесс оформления этого самого имущества человек может осуществлять аж 75 лет. Только вот настолько долго затягивать с этим делом юристы все же не советуют ни одному наследнику. Потому что если он скончается, не доведя начатое до конца, то его детям или иным наследующим лицам не останется ничего иного, как доказывать свое право на оставшееся в итоге без хозяина имущество исключительно в судебном порядке.
Правда, для тех, кто по каким-то причинам не хочет (может быть, ленится, а, возможно, надеется на русский «авось»), отмечают эксперты компании Est-a-Tet, в законе все же имеется как минимум четыре лазейки.
Так, во-первых, если наследодатель и наследник вместе зарегистрированы на одной жилплощади, то последний может и не заявлять о своих правах указанным выше способом. Если же по прошествии полугода он все-таки решит принять наследство, то может доказать свои права через подачу судебного иска, после чего потребовать перераспределения наследуемого имущества с учетом полагающейся ему доли. Кстати, время от времени некоторые граждане прибегают к такому «трюку», чтобы лучше и полнее оценить выгоду этого шага: вполне вероятно, что за положенные законом 6 месяцев на горизонте появятся кредиторы умершего, чтобы истребовать погашения его незакрытых долгов.
Во-вторых, в качестве наследников могут фигурировать еще не рожденные на момент открытия наследства дети. В этом случае сроки его принятия могут быть продлены. Но на этом «сюрпризы» не заканчиваются. «Оставшиеся за бортом» наследники вполне могут одновременно с заявлением своих претензий на наследство добиться через суд наложения ареста как на все имущество, так и на определенную его часть, в целях защиты своих интересов.
Именно поэтому, опасаясь «передела» долей из-за увеличения количества наследников, граждане стремятся как можно скорее избавиться от наследованного имущества. В связи с этим на вторичном рынке сделки купли-продажи с подобным жильем вполне заслуженно считаются наиболее высокорисковыми.
В-третьих, всегда можно попытаться доказать в суде, что положенные сроки принятия наследства пропущены. Для этого, уточняют знатоки вопроса, понадобится какая-нибудь очень веская причина. Например, истец может апеллировать к тому, что не мог своевременно узнать об открытии наследства по причине того, что находился в коме, в далекой экспедиции или в одиночном плавании без средств связи. А вот о том, что потенциальный наследник ни о чем не знал просто потому, что долго не поддерживал связи с завещателем, лучше не упоминать вообще. Потому что для служителей Фемиды и других заинтересованных лиц это может послужить превосходным аргументом для того, чтобы признать гражданина недостойным наследником.
К слову, в сложившейся судебной практике таким титулом «награждают» не только «Иванов, не помнящих родства». Подобный статус, разъясняет юрисконсульт департамента вторичной недвижимости компании Est-a-Tet Юлия Дымова, может быть присвоен человеку, если он в своем заявлении на наследство внезапно «случайно забудет» перечислить всех людей, которые могут также претендовать на него в первую очередь. Проще говоря, он может быть признан недостойным за сокрытие информации о других наследниках. Единственным исключением из этого правила, по мнению эксперта, могут составить незаконнорожденные дети наследодателя, о которых «официальные» родственники довольно часто не имеют вообще никакого представления. Главное, о чем нужно помнить всем потенциальным наследникам, резюмирует юрист, что если в судебном порядке другие претенденты смогут доказать их недостойность, то с любыми правами на наследуемое имущество ему стоит распрощаться раз и навсегда.
Наконец, в-четвертых, всегда есть возможность принять наследство не формально, а фактически. Подразумевается, что в этом случае наследник в течение все тех же шести месяцев начал пользоваться какой-либо частью наследуемой массы. Например, отремонтировал и меблировал квартиру или осуществил менее значимые изменения — установил на входную дверь новый замок, стал носить какую-нибудь «бабушкину брошку» (конечно, если будет соответствующим образом доказано, что этот предмет действительно принадлежал исключительно наследодателю). Все это в глазах закона трактуется следующим образом: принятие какой-либо части наследства, в чем бы оно ни выражалось и где бы оно ни находилось, означает вступление в права и на всю оставшуюся наследуемую массу.
При этом нужно понимать, что одновременно с правами на имущество к наследнику автоматически переходят и все незакрытые долги наследодателя. В ряде случаев, кроме очевидных и понятных ипотечных и потребительских кредитов, это могут быть также долговые расписки наследодателя, выданные им в разные периоды жизни. И «всплыть» такая задолженность может как сразу при открытии наследства, так и спустя продолжительное время.
От обязанности по их погашению не спасет даже составленное по всей форме завещание. Если в нем фигурирует не одно, а несколько лиц, то закон обязывает их расплачиваться с долгами завещателя солидарно, пропорционально доле причитающегося наследства. В случае, когда наследниками являются дети, то их законные представители должны выплачивать долги наследодателя до тех пор, пока наследники не достигнут совершеннолетия.
Достаточно часто ситуация складывается таким образом, что размеры задолженности многократно превосходят совокупную стоимость наследуемого имущества, тем более что сегодняшние жизненные реалии, когда займы раздают направо и налево едва ли не под каждым фонарным столбом, к этому особенно располагают. Поэтому в ряде случаев, отмечают эксперты Est-a-Tet, лучше вообще отказаться от принятия наследства, чем после вступления в свои законные права в одночасье стать банкротом, ведь гарантированно обезопасить себя от расплаты за чужие долги практически невозможно.