Материал комментируют:
Светлана Разворотнева
На прошедшей 14 декабря большой пресс-конференции президенту страны Владимиру Путину пожаловались на катастрофическую ситуацию в системе жилищно-коммунального хозяйства страны. И он признал, что на сегодняшний момент проблем здесь гораздо больше чем решений, в чем видится явная недоработка как региональных, так и федеральных властей. Главное «зло» отечественного ЖКХ, по мнению первого лица государства, заключается в двух моментах. Во-первых, это недобросовестные управляющие компании, а, во-вторых, необоснованное занижение тарифов.
Ответ на это критическое замечание со стороны чиновников последовал незамедлительно. Так, пресс-служба Министерства строительства и ЖКХ буквально через час с небольшим после окончания конференции опубликовала комментарий Михаила Меня, в котором министр отметил, что «с учетом замечаний главы государства мы еще жестче будем требовать от регионов безусловного исполнения всех принимаемых решений, включая ограничение роста платы граждан». Чиновник также пообещал вместе с коллегами из федеральной антимонопольной службы провести проверку «по каждому факту завышения платежей и превышению установленного ограничения платы за коммунальные услуги». Кроме того, руководством Минстроя было заявлено, что работа по контролю за управляющими компаниями будет дополнительно ужесточена. При этом было отмечено, что в планах ведомства — разработка федеральной методики определения платы за обязательные жилищные услуги, призванной ограничить их рост.
«Ну наконец-то, — наверняка уже радостно выдохнули некоторые граждане, — что-то теперь сдвинется с мертвой точки». Но будут ли они правы?
В мае 2012 года Владимир Путин уже распорядился принять меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путём обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях.
Что же было сделано в этом направлении за минувшие пять лет? Вспомним некоторые особо принципиальные моменты, позиционировавшиеся как прорывные.
И в этом разрезе, пожалуй, стоит начать разговор с системы лицензирования управляющих компаний, усилия по введению которой предпринимались Правительством Российской Федерации с 2014 года. Как следует из информации переданной корреспонденту «СП» исполнительным директором Ассоциации управляющих организаций «Новое качество» Олесей Лещенко, в итоге до настоящего времени конкурентный рынок управления жильем с добросовестными игроками все еще находится в стадии формирования. До сих пор остаются управляющие организации, главной целью прихода на рынок которых является управление не домами, а чужими денежными потоками, и организации, аффилированные с местными органами власти.
Чиновниками разных уровней неоднократно высказывалось мнение о том, что введение лицензирования позволит очистить рынок коммунальных услуг от недобросовестных игроков. Наглядной иллюстрацией того, что этого так и не произошло, может служить городской округ Орехово-Зуево, жители которого несколько лет находятся фактически в состоянии войны как с частными, так и с муниципальными управляющими компаниями, уже несколько лет без особого успеха судясь с первыми из-за двойных платежек, а со вторыми из-за некачественной работы.
Минстроем также была поднята на щит и активно продвигается стратегия государственно-частного партнерства в системе ЖКХ. Она тоже, по мнению приближенных к ведомству экспертов, призвана улучшить ситуацию с бесперебойной поставкой гражданам качественных коммунальных услуг.
Однако исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ-Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева раскритиковала эту идею:
— Например, появляется в городе какая-то концессия, берет инвестор в аренду, скажем, тепловые сети. Что-то там перекладывает, модернизирует, меняет котельную. Ему согласовывают дополнительный тариф, утверждают который именно органы местного самоуправления. Наши представители сети общественного контроля мне рассказывали, что, например, в Ижевске из-за подобных инвесторов тарифы предположительно вырастут в 30 раз на отдельные ресурсы. Или вот свежий показательный пример — Курган. Там была одна довольно-таки большая теплостанция, которая была явно избыточна для этого города. Но некие предприниматели пролоббировали, где надо, соответствующее решение, и в Кургане построили еще одну. А все затраты на возведение заложили в тариф.
Сравнительно недавно была высказана инициатива о приоритете тарифов над нормативами при расчете платы за коммунальные услуги. В российском медийном пространстве эта идея подавалась под соусом торжества федеральной справедливости над местечковым произволом. Кроме того, был принят закон, который ввел предельные индексы, выше которых тарифы не могут подниматься. Однако, как заметил зампред думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин, не далее как в прошлом году эти самые тарифы все же оказались сильно завышенными аж в 25 регионах страны. И виноваты в этом, по его словам, имеющиеся в законодательстве лазейки.
— Все дело в том, — отмечает Светлана Разворотнева, — что каждый регион имеет возможность доказать, что в его границах необходим именно такой, сверхнормативный, размер тарифа. Вот одна интересная история. То ли в Бурятию, то ли в Еврейскую область поставки электроэнергии осуществляла какая-то забайкальская энергоструктура. Оплата за ресурс проводилась через сеть управляющих компаний, которые массово обанкротились. Соответственно, эта энергоструктура недополучила прибыль. Но через ФАС она продавила решение о повышении тарифа, причем не для всех своих потребителей, а для добросовестных плательщиков-юрлиц.
Сейчас большую надежду чиновники от ЖКХ возлагают на уже принятый в первом чтении закон о переводе граждан на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, вроде бы позволяющий отсечь управляющие организации от распоряжения денежными потоками от граждан. По задумке его авторов, в случае неперечисления причитающихся поставщику ресурса денег от УК, платежи жильцов автоматически будут перечисляться сразу «ресурсникам».
Но введение этой законодательной новеллы вновь может ударить по карманам потребителей и не принесет в конечном итоге желаемого эффекта.
— Смотрите, — рассуждает независимый бизнес-консультант, доктор экономических наук Наталья Чернова, — на данный момент ограничения в росте тарифа действуют, если исполнителем коммунальных услуг в договоре является УК или товарищество собственников жилья. Если же в этой роли выступает ресурсоснабжающая организация, то она уже спокойно может превышать установленные в регионе нормативы. И я знаю о случаях, когда управляющие компании переводили дом на прямые расчеты с поставщиками, но в результате те же платежи за общедомовые нужды вырастали не то что на 10?20%, а буквально в разы. И с точки зрения действующего законодательства все было по правилам.
Конечно, исключать возможность оперативного изменения ситуации в ЖКХ с учетом критического высказывания президента не стоит. Ведь произошло же буквально недавно по аналогичному сценарию самое настоящее чудо, когда отчаявшиеся жители подмосковной Балашихи пожаловались президенту в ходе прямого эфира на невыносимую тяжесть бытия рядом с мусорным полигоном Кучино. Площадку закрыли сразу же, хотя до этого все попытки общественности обратить внимание региональных властей на эту проблему были безуспешными.
Но вопрос о том, принес ли этот шаг жителям области пользу, остается открытым до сих пор. Во-первых, жители что Балашихи, что Москвы продолжают жаловаться на ужасные запахи, источником которого раз за разом признают именно закрытый мусорный полигон. Во-вторых, оставшиеся площадки по захоронению ТБО на территории области теперь вынуждены работать с повышенной нагрузкой (в качестве примера можно привести те же Воловичи в двух километрах под Коломной). В-третьих, факт закрытия полигона практически позволил подмосковному правительству форсировать работу по строительству в границах региона нескольких мусоросжигающих заводов, что, в свою очередь, спровоцировало массовые протестные выступления со стороны населения.
Да, чиновники утверждают, что работа подобных предприятий будет отвечать всем современным экологическим нормам и не принесет никакого вреда ни людям, ни окружающей среде. Однако насколько эти утверждения соответствуют или не соответствуют истине, проверить, увы, пока не представляется возможным. При этом рассказы многих жителей Европы о своем житье-бытье в соседстве с подобными заводами, мягко говоря, настораживают.
Следовательно, полагают знатоки вопроса, нельзя исключать, что нечто похожее будет и с наведением порядка в системе ЖКХ. Вероятно, в скором времени действительно образцово-показательно накажут пару-тройку управляющих компаний, а в особо вопиющих случаях заставят пересчитать слишком уж «грабительские» суммы начислений. Но что-то подсказывает, что после этого системы начисления платежей, как и схемы их взимания с населения, вновь покроются непроницаемой для рядовых граждан мутью. Ведь, в конце концов, «наводить порядок», пусть и по довольно грозной команде с самого верха, придется тем же самым людям, которые в течение нескольких последних лет так и не смогли добиться ощутимых позитивных сдвигов в этом направлении.