Судя по событиям, происходящим в последние недели и дни уходящего года в сферах содержания недвижимости и системы жилищно-коммунального хозяйства, в году наступающем россиян поджидают серьезные нововведения. «СП» выбрала для своих читателей наиболее значимые и однозначные.
Если располагать их по рейтинговому принципу, то самой актуальной темой, вне всякого сомнения, следует признать «налоговую амнистию-2018», анонсированную Владимиром Путиным в ходе его большой пресс-конференции 14 декабря. Предполагается, что в ее рамках россиянам начнут списывать долги в том числе и по имущественным налоговым сборам, возникшим до 1 января 2015 года, а льготников и пенсионеров по старости полностью освободят от уплаты налога на земельные участки площадью в 6 соток (вместо предоставляемого им сейчас налогового вычета в размере 10 тысяч рублей). Чтобы эти два новшества вступили в законную силу уже с 1 января 2018 года, Совет Федерации буквально на днях одобрил соответствующий закон и направил его на подпись президенту.
Предполагается, что в первом случае списание неистребованных долгов по транспорту и недвижимому имуществу физлиц будет осуществляться в автоматическом режиме, без участия налогоплательщиков. Во втором же случае, предупреждают правозащитники, пенсионерам и представителям других льготных категорий граждан придется самим посетить местные отделения Федеральной налоговой службы и предъявить сотрудникам пакет подтверждающих документов, так как все налоговые льготы в России носят заявительный характер, и «по умолчанию» никому не предоставляются. При этом некоторые эксперты-общественники полагают, что данный шаг будет иметь и негативные последствия, так как подорвет веру некоторых добросовестных налогоплательщиков (особенно из разряда малоимущих) в справедливость закона из-за того, что долги будут аннулированы в том числе и злостным «уклонистам» из числа вполне обеспеченных граждан. К тому же в том, что данная «налоговая амнистия» пройдет гладко и ни у кого не вызовет нареканий, знатоки вопроса, ссылаясь на предыдущие попытки государства, тоже сильно сомневаются.
Также одобрен Советом Федерации и законопроект, согласно которому действие лицензии управляющей компании на управление многоквартирным домом не может превышать пяти лет. По истечении этого срока УК обязана будет заново подтвердить свое соответствие предъявляемым требованиям, при этом новым организациям, название которых схоже с уже имеющими действующую лицензию, документ выдаваться не будет. Как особо подчеркнул глава Минстроя Михаил Мень, такая норма введена в законопроект для того, чтобы «не допускать регистрации компаний, которые предельно схожими названиями умышленно вводят собственников в заблуждение».
Также в одобренном законопроекте содержится определение понятия «грубого нарушения», из-за которого управляющая компания может лишиться лицензии. К таковым, помимо прочего, предполагается помимо прочего отнести:
- нарушения, повлекшие опасность для жизни и здоровья проживающих в доме;
- отказ от передачи технической документации при переходе дома в управление новой УК;
- управление домами, не включенными в лицензию компании;
- выставление платежного документа домам, которыми не управляет УК.
Кроме того, Госжилинспекции получат возможность поднимать в судах вопрос об аннулировании лицензий у тех управляющих компаний, которые в течение полугода не взяли в управление ни одного многоквартирного дома.
Стоит отметить, что этой законодательной новелле также не удалось избежать критики. В частности, некоторые представители общественности сомневаются в том, что пункт, отмеченный Михаилом Менем, может стать по-настоящему действенным барьером на пути у недобросовестных управляющих организаций. «Что мешает, грубо говоря, какой-нибудь условной УК „Ветерок“ не выполнять своих прямых обязанностей, взимая за них плату с жильцов, аннулироваться, а затем вновь с тем же штатом зайти на тот же объект, но уже с лицензией на имя, скажем УК „Подсолнух“?» — недоумевают они. А уж тот факт, что в законе прописывается право управленцев зачислять себе в прибыль то, что удастся им сэкономить при выполнении работ, и вовсе вызывает у людей улыбку. «Уж если и до этого во многих случаях качество работы подрядчиков, нанимаемых управляющими компаниями оставляло желать лучшего, то сложно себе представить, кого будут привлекать вместо выходцев из бывших союзных республик для замены той же кровли в погоне за законодательно закрепленным длинным рублем», — рассуждают опрошенные корреспондентом «СП» жители многоэтажек.
Для самих органов госжилнадзора, к слову, тоже приготовлен законодательный сюрприз. Все тот же Совет Федерации одобрил документ, согласно которому они получат в наступающем году право осуществлять внеплановые проверки управляющих компаний в целях контроля за исполнением поручений президента и правительства РФ. По словам руководителя Минстроя, это имеет важное значение, например, для оперативной проверки систем жизнеобеспечения при подготовке к отопительному сезону, а также для контроля соблюдения правил газовой безопасности и для выполнения иных специальных задач подобного плана.
Примечательно, что незапланированно проверять ту или иную управляющую компанию органы жилищного надзора смогут не по собственному желанию, а только по непосредственному распоряжению главного государственного жилищного инспектора России (напомним, в данный момент им является замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис). Вероятно, это действительно поможет минимизировать бюрократические сложности вкупе с ускорением темпов и повышением эффективности выполнения поручений на местах. Но, вместе с тем, некоторые знатоки вопроса, принимая во внимание изменения порядка предоставления и отбора лицензий у управляющих компаний, склонны видеть в законопроекте о расширении полномочий отдельного должностного лица признаки возможного возникновения коррупционной составляющей и появления дополнительного рычага воздействия на «неугодных» управленцев.
Кстати, Андрей Чибис в ходе состоявшегося 25 декабря съезда Всероссийского совета местного самоуправления заявил о том, что Госдумой одобрен в трех чтениях и поддержан профильным комитетом Совета Федерации законопроект о принципах благоустройства и содержания городов. В этом документе, помимо чётких определений понятий «благоустройство территории», «прилегающая территория» и «элементы благоустройства», содержится норма, по которой регионы получают право не только устанавливать запрет на такое повсеместное нарушение благоустройства, как парковка на газонах, но и подводить под такие ограничения и другие понятия по своему усмотрению, например, в сферах содержания исторических памятников и зеленых насаждений.
Но важнейшей законодательной новеллой этого документа, сообщает пресс-служба Минстроя, является закрепление на федеральном уровне обязанностей собственников недвижимости принимать участие в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, границы которых в каждом конкретном случае будут определятся муниципалитетами на местах. Нетрудно предположить, что по факту это вполне может означать возникновение новых статей расхода в бюджетах собственников квартир и частных жилых домов.
Возможно, что к аналогичным последствиям и расходам может привести еще одна законодательная инициатива, а именно — проект Постановления правительства Российской Федерации, разработанный все тем же Минстроем. Он подразумевает, что региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами могут в скором времени обязать не только за установку и содержание мусорных бункеров и контейнеров, но еще и осуществлять уборку мест их погрузка. Это, подчеркнул Андрей Чибис, будет способствовать повышению комфорта проживания в населенных пунктах вкупе с улучшением экологической обстановки в них. По собственному опыту зная, что любые новые обязанности предполагают увеличение расходов на выполнение работ, которые что производители товаров, что организации по оказанию услуг любят закладывать в тариф, представители ряда товариществ собственников жилья не исключают в перспективе вероятности того, что в жировках граждан за коммунальные услуги могут увеличиться некоторые цифры.
Наконец, внимания заслуживает и довольно скромно освещенное средствами массовой информации подготовленное Министерством энергетики и подписанное российским правительством постановление от 15 декабря 2017 года №?1562. В этом документе утверждаются правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчёта предельного уровня цены на тепловую энергию. Проще говоря, на территориях поселений и городских округов, которые войдут в эти самые ценовые зоны, государственное регулирование всех тарифов в сфере теплоснабжения сведется исключительно к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Этот уровень, в свою очередь, не может быть выше, чем стоимость некоего источника альтернативного теплоснабжения, доступного для потребителя исключительно в теории (так называемый метод «альт-котельной»). О том, кто стоит за этим и какую опасность для граждан представляет собой внедрение подобного принципа в реальной практике, «СП» периодически рассказывала на протяжении последних полутора лет. В частности, в одном из последних материалов, посвященных этой теме, приводилось мнение экспертов о том, что тарифы по теплоснабжению могут увеличиться для граждан на 100%.