«Вот скажи мне, журналист, вы же все знаете, за каким лядом нужен этот несчастный МФЦ, когда я уже второй месяц через них получить услугу не могу?», — с неприкрытым раздражением вдруг спросил меня один из посетителей отделения «Мои документы», когда мы на соседних диванчиках коротали время в длиннющей очереди на выдачу документов в разговоре «ни о чем».
Естественно, я поинтересовался, что именно вызвало у человека такую негативную реакцию, и услышал одну довольно интересную историю. Михаил (так звали рассказчика) является опекуном несовершеннолетнего ребенка. Для постановки шестнадцатилетнего подростка в очередь на предоставление жилой площади территориальные органы опеки и попечительства потребовали у мужчины выписку из ЕГРН по квартире, единственным собственником которой является лишенный по суду родительских прав биологический отец подопечного.
— В начале сентября я пришел в МФЦ, чтобы подать запрос на получение выписки из ЕГРН, оплатил пошлину, — - рассказал Михаил. — Поскольку никаких документов по квартире биологического отца у меня на руках не было, я просто назвал девушке в окошке его адрес — населенный пункт, номер дома, номер квартиры и фамилию, имя, отчество. Все перепроверил, подписал, получил расписку. Пришел получать результат даже не через положенные 5 рабочих дней, а вечером на день позже. Мне говорят — ваша выписка еще не готова. Спрашиваю — как так? Вы же сами назначили дату, а я даже позже пришел. Девушка на выдаче только руками развела. А у меня сроки жесткие, мне надо еще кучу документов собирать. Набираю колл-центр, там говорят — а у вас по компьютеру услуга выполнена еще вчера. Я им — так я ж вот сижу в МФЦ, нет моей выписки. Они мне опять — услуга выполнена вчера. Я им — а где выписка-то сегодня? В общем, ругался, кричал в трубку. Ну в самом деле — я им про Фому, они мне — про Ерему. Самое интересное, в итоге буквально через полчаса мне эту выписку принесли. Спрашиваю — в чем задержка-то? Да, отвечают, начальник вчера подписать справки не успел. Ну ладно, не стал уточнять, а что начальник сегодня-то весь день делал, беру выписку. А там ошибка. Фамилия-имя собственника указана правильно, дом тот же, а квартира не та. Само собой, метраж и расположение квартиры — тоже неверные данные.
Конечно, Михаил сразу же обратил внимание сотрудников МФЦ на этот огрех. В ответ ему сказали — мы вам выписку предоставили, а дальше решайте проблему с Росреестром, мы тут ни при чем, и вообще у нас тут очередь, не задерживайте. Мужчина снова позвонил в колл-центр МФЦ, объяснил ситуацию. Там точно так же развели руками и дали телефон приемной Росреестра, посоветовав обращаться туда. Представитель Росреестра в телефонной беседе объяснил — надо вновь подать заявление в МФЦ, только теперь уже на исправление технической ошибки, никаких госпошлин платить не надо, и все будет хорошо. Михаил последовал совету.
— Так что ты думаешь? — продолжил он. — Через неделю вновь получаю ту же саму выписку. С точно таким же «косяком». Я им — ошибка-то не исправлена. Они мне — вы заявку подали, мы ее выполнили, у нас по компьютеру все закрыто, до свидания, претензии к Росреестру. Пришлось ехать к биологическому отцу, кое-как уговорил того показать мне свидетельство о праве собственности, сфотографировал. Звоню в Росреестр, объясняю ситуацию, называю данные по свидетельству о собственности. Мне собеседник говорит — да, тут налицо техническая ошибка, подавайте заявление. Я ж уже подавал, говорю. Мне в ответ — подавайте снова. Подал. Ну и опять — двадцать пять. Все повторяется заново. Приходит вновь ошибочная выписка. Я к начальнику МФЦ — как же так? Я подал уже два заявления, результата ноль. А время-то идет. Мне ж опека звонит и говорит — что-то вы интересы опекаемого не блюдете, не забрать ли нам ребенка в детский дом? А начальник мне — ну мы ж вам услугу оказали? Оказали. А почему Росреестр ошибку не исправил — у него и спрашивайте. Я, конечно, бузу поднял. В итоге выяснилось — в кадастре произошло, как мне объяснили, «завдвоение номеров объектов». По нужной мне квартире — последние пять цифр кадастрового номера другие. Спрашиваю — и что мне делать? Отвечают — либо платите заново за предоставление выписки по новому кадастровому номеру, либо вновь подавайте заявление об исправлении технической ошибки. Вот, подал заново на исправление, сижу, жду результата.
К сожалению, я так и не узнал, чем закончилась эта конкретная эпопея, но жутко стало интересно — а действительно, как простой человек, не разбирающийся в хитросплетениях взаимодействия российских ведомств, может добиться правды? Ведь это же не единичный случай.
И я спросил у экспертов — кто же конкретно виноват в том, что в базах Росреестра возникают «задвоения кадастровых номеров», наложения друг на друга данных об объектах недвижимости и прочие «косяки»?
— Задвоения сведений в базе Росреестра действительно встречаются, — согласилась управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая. — Причиной возникновения ошибок стало объединение Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав (ЕГРП) в Управлении Росреестра. При переносе сведений возникли ошибки, в результате которых по некоторым объектам отображается, к примеру, неверная площадь.
— Ошибки, — уточнил ведущий юрист Европейской юридической службы Александр Спиридонов, — бывают двух видов: реестровая и техническая. Реестровой признается ошибка, воспроизведенная в ЕГРН, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами или органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Федеральным законом о регистрации недвижимости. Технической признается ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН. Техническую ошибку исправить очень просто, вам нужно подать в Росреестр только заявление. Исправить реестровую ошибку гораздо сложнее. Сначала нужно устранить ее в документах, в которых она допущена, и только после этого обратиться в Росреестр. Для этого вам нужно обратиться: к кадастровому инженеру, в госорганы (органы местного самоуправления) или иному лицу, которое допустило ошибку в документах, и исправить ее либо обратиться в суд, если исправить ее первым способом не представляется возможным. Реестровая ошибка может быть исправлена и без вашего участия при проведении комплексных кадастровых работ или при ее выявлении органом регистрации прав самостоятельно. Реестровая ошибка исправляется органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, которые свидетельствуют о ее наличии и содержат верные сведения, либо решения суда, вступившего в законную силу. После этого вас должны уведомить.
«СП»: — И кто же, получается, в данном случае «крайний» — МФЦ или Росреестр?
— В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о регистрации (218-ФЗ) государственную регистрацию прав осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, — пояснила представитель многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» Ленинградской области Юлия Иванова. — Многофункциональные центры осуществляют прием документов на государственную регистрацию прав и выдачу соответствующих документов. Ответственность же за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, согласно пункту 1 статьи 66 Закона о регистрации несут органы, осуществляющие государственную регистрацию прав.
— Если говорить применительно к описанной ситуации, — добавляет эксперт по недвижимости Артем Садыков, — то «в общем» виноваты высокопоставленные сотрудники Росреестра и ФКП Росреестра, допустившие принятие «сырого» программного обеспечения, а «конкретно» — должностное лицо Росреестра, не выдержавшее сроки рассмотрения заявления (и отправления ответа-выписки из ЕГРН).
«СП»: — Может ли гражданин каким-то образом привлечь к ответственности виновных и заставить их исправить ошибки, не переплачивая по несколько раз за одну и ту же заведомо некачественную услугу?
— В 218-ФЗ прописано, что сотрудник Росреестра обязан возместить убытки, причиненные органу регистрации прав незаконными действиями, — дополнила Мария Литинецкая. — Одновременно Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность информации. Таким образом, согласно действующему законодательству, гражданин может требовать привлечение к ответственности Росреестр за несоответствие предоставляемых сведений. Однако по факту никто не будет судиться из-за 400 рублей (стоимости выписки об объекте), поэтому после исправления ошибки приходится повторно оплачивать услугу. Урегулировать конфликт и фактически вернуть потраченные средства во внесудебном порядке удается редко.
— Здесь, — подчеркнул руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов, — следует различать технические ошибки или неточности, обусловленные не человеческим фактором, и некорректные действия конкретного специалиста. Те же «задвоения кадастровых номеров» — это не ошибка сотрудника, а ошибка системы. И в данном случае говорить о том, что отвечать должен специалист, не правильно. Можно ставить вопрос о том, чтобы взыскать сумму ущерба, причиненного в связи с такими неполадками, и обратиться с иском к Росреестру, но на практике добиться удовлетворения требований будет сложно.
— Привлечь в теории к ответственности Росреестр можно, — резюмировал Артем Садыков. — Но именно в теории, так как Росреестр испытывает кадровый голод, и если наказывать «всех и за все», не останется сотрудников. МФЦ же является передаточным звеном, поэтому если данные (документы) введены правильно, соблюдено время ожидания и не было неприкрытого хамства, то наказывать не за что. Сотрудника Росреестра может ожидать устный выговор, письменный выговор, служебная проверка, увольнение. Но это, опять же, в теории. На практике если начальство не хочет избавиться от конкретного сотрудника, то ему ничего не будет (кадровый голод же).
«СП»: — А какую ответственность и за что в принципе несут специалисты Росреестра и сотрудники МФЦ? И в чем вообще ценность МФЦ как организации «одного окна», если его представители и начальство не в состоянии решить возникшую проблему и ведут себя по принципу «я не я и лошадь не моя»?
— Многофункциональный центр и его работники, — пояснила Юлия Иванова, — несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за полноту передаваемых органу, предоставляющему государственную услугу, запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и их соответствие передаваемым заявителем в многофункциональный центр сведениям, иных документов, принятых от заявителя, за своевременную передачу органу, предоставляющему государственную услугу, запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, иных сведений, документов и (или) информации, принятых от заявителя, а также за своевременную выдачу заявителю документов, переданных в этих целях многофункциональному центру органом, предоставляющим государственную услугу, за соблюдение прав субъектов персональных данных, за соблюдение законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности обращения с информацией, доступ к которой ограничен федеральным законом.
— Обязательства специалистов Росреестра, — дополнила Мария Литинецкая, — определены 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в котором указано, что сотрудник Росреестра несет ответственность за сведения, внесенные в ЕГРН, а также за необоснованный отказ постановки на кадастровый учет или от государственной регистрации права. Причем в статье 66 пункте 2 указано, что Росреестр отвечает за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
— Одной из ключевых целей создания МФЦ было и остается устранение коррупциогенных факторов, — напомнил представитель правительства Орловской области Юрий Урсу. — В модели МФЦ заявители никак не взаимодействуют с сотрудниками органов государственной власти напрямую, а только со специалистами МФЦ, которые не оказывают никакого влияния на результат или сроки оказания услуги. Иначе говоря, договориться с МФЦ о получении паспорта «побыстрее» не получится, так как МФЦ в принципе никак не может на это повлиять. Если заявители недовольны результатом или сроками оказания услуги, они должны обжаловать действия того органа государственной власти, который эту услугу оказывает. МФЦ за результат оказания услуги ответственности не несет.
— Но из минусов важно отметить, — подметил Артем Садыков, — что сотрудники МФЦ не знают «глубоко» вопрос. Если сдавать документы сейчас, то сотрудник МФЦ сможет с вами прочитать регламент и заполнить заявление. Все, ответить на вопросы он не сможет. Если МФЦ работает хорошо, то сглаживаются «острые углы». Но если структура МФЦ работает плохо, то начинается рост недовольства. Как пример можно привести Забайкальский край, где в начале этого года можно было ожидать очередь на подачу документов (только подать!) 2?3 недели.
В конечном счете по итогам нашей беседы нераскрытым остался последний вопрос — почему в принципе госорганы продолжают гонять граждан за справками в разные учреждения, когда в России уже давно, со слов правительства, введен электронный документооборот, и госорганы, по идее, должны сами друг у друга запрашивать необходимые сведения по гражданам, не заставляя последних терять время в очередях?
Представители официальных ведомств и властных структур вместе с юристами предпочли вообще не заметить этого вопроса. Пространно порассуждать на эту тему рискнули лишь эксперты по недвижимости, да и то довольно отвлеченно.
— Основная загвоздка, — предположила Мария Литинецкая, — заключается в правильном оформлении доверенностей в электронном виде. Пока нет четкой пошаговой инструкции, риелторы работают c МФЦ по старой, пусть и не столь удобной схеме, описанной выше. Дело еще и в том, что большинство банков, например, до сих пор требуют для раскрытия банковской ячейки договор купли-продажи с печатью Росреестра о регистрации документа. Если сделка была зарегистрирована онлайн, продавец физически не может предоставить данный документ. Конечно, в отдельных банках в качестве доказательства совершенной сделки можно предъявить выписку ЕРГП. Но большая часть кредиторов работают по старой схеме. До тех пор, пока от клиентов будут требовать документы с «живой печатью», электронный документооборот не сможет заменить традиционные методы работы.
Проблемы недвижимости: Где на Руси жизнь совсем невыносима