Курганская область стала первым регионом, закрывшим все долги по валютным кредитам
Валютная ипотека в России окончательно вышла на грань исчезновения. Темпы выдачи стремительно падают уже 10 лет (пик популярности продукта пришелся на 2007 год), но если еще три года назад счет новым ссудам шел на сотни, теперь их буквально можно пересчитать по пальцам. По данным ЦБ РФ, в 2017 году в России выдано 11 ипотечных кредитов в иностранной валюте.
Все эти кредиты взяты на покупку элитного жилья, средний размер займа составил 49,5 млн рублей (собственно, и в пору популярности валютной ипотеки, средний чек по ней был в три-четыре раза выше, чем по рублевым ссудам).
Помимо Москвы валютную ипотеку брали жители (точнее - один из жителей в каждом случае) Башкирии, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Приморского края. В Свердловской области последняя валютная ипотека была выдана в октябре 2014 года.
Однако ипотека - дело долгое, и в отсутствие новых выдач еще остаются долги по старым кредитам. По России в целом они составляют 42,5 млрд рублей, половина из которых приходится на Москву. В Свердловской области объем задолженности равен 346 млн рублей (это 0,2% или одна пятисотая часть общего ипотечного портфеля области), в Челябинской - 321 млн, в Тюменской (с округами) - 186 млн. А вот курганцы в 2017 году закрыли все долги, и Курганская область стала одним из восьми российских регионов, не имеющих портфеля валютной ипотеки.
Значительная часть задолженности остается просроченной: в 2017 году доля просрочки в сегменте валютной ипотеки высрола с 31,3% до 33,9%, а в отдельные моменты превышала 35%. Однако в абсолютном выражении просрочка достаточно быстро снижается (с 22,3 до 14,4 млрд за 2017 год), лишь немного отставая от портфеля в целом. В Свердловской области ситуация несколько хуже общероссийской: доля просрочки за год выросла с 37,3% до 45,7%. Учитывая, что это самый высокий показатель по УрФО, резонно предположить, что в Свердловской области валютная ипотека «отомрет» в последнюю очередь.