Эксперты прогнозируют новый виток роста цен на горюче-смазочные материалы весной
На заправках Алматы упали цены на бензин марки АИ-92, в Минэнерго падение стоимости бензина связывают с образовавшимся профицитом топлива на казахстанских НПЗ. Так, если в начале января бензин АИ-92 на заправках стоил 160 тенге за литр, то сейчас цены опустились до 150 тенге за литр, сообщает корреспондент центр деловой информации ....
Глава министерства энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что, так как цены уже давно не регулируются, то все вопросы по стоимости топлива необходимо адресовать компаниям, которые занимаются реализацией ГСМ.
В Минэнерго пояснили, что профицит ГСМ в этом году составит порядка 500-600 тыс. тонн, внутренний рынок по бензину будет обеспечен на 100%, по авиакеросину на 110%. Бозумбаев отметил, что Казахстан может экспортировать топливо в страны не только Евразийского экономического союза, но и за его пределы.
«Мы видим рынки сбыта, в первую очередь, для Шымкентского НПЗ – Центральную Азию и Афганистан. Конечно, там будет конкуренция с теми же компаниями из РФ, но сильнейший должен в конкуренции побеждать», - сказал Канат Бозумбаев.
Тем временем 23 января на пленарном заседании мажилиса депутаты одобрили ратификацию соглашения в рамках ЕАЭС, которое позволяет Казахстану экспортировать бензин в страны, не входящие в Евразийский экономический союз.
«На сегодняшний день производство бензина покрывает внутреннее потребление, а также позволяет начать его экспорт. После завершения ратификации и подписания межведомственного протокола Казахстан откроет экспорт бензина в третьи страны», - сообщил Канат Бозумбаев.
По словам министра экспорт Казахстана ГСМ вне ЕАЭС положительно отразится на поступлениях в бюджет республики за счет экспортной таможенной пошлины, кроме того, увеличатся доходы нефтедобывающих компаний Казахстана, а также экспорт позволит окупить инвестиции, вложенные в модернизацию отечественных НПЗ
Весной ценники вырастут
Стоит отметить, что по данным Комитета по статистике МНЭ казахстанские НПЗ в 2018 году произвели 3,9 млн тонн моторного топлива, дизельного топлива 4,6 млн тонн, 2,9 млн тонн топочного мазута.
В настоящее время увеличена глубина переработки нефти, будет производиться бензин и дизель экологических классов К-4 и К-5, что соответствует Евро-4 и Евро-5.
Но насколько долго автолюбителей будут радовать низкие цены на АИ-92?
По словам нефтегазового аналитика Сергея Смирнова радоваться снижению цен не стоит, такая ситуация продлится, скорее всего, до весны, когда начнутся посевные работы.
Эксперт отметил, что у Минэнерго нет долгосрочного планирования и стратегии, вследствие чего возникла проблема профицита топлива, которая грозит перегруженностью заводам. В итоге сегодня министерство вынуждено в спешном порядке избавляться от излишков, поэтому пошло снижение по ценам, отметил эксперт.
Отсутствие прогнозирования приводит к стандартным проблемам с топливом в РК, считает аналитик. По его словам, когда заводы встают на плановый ремонт, то сразу образуется дефицит бензина, теперь же министерство не смогло рассчитать какие будут излишки по топливу и куда его девать.
А перегруженность – серьезная проблема для НПЗ, которые только недавно отремонтировали, подчеркнул Сергей Смирнов.
«Нынешний переизбыток никак не связан с решением запретить импорт бензина из России. Когда принималось это решение Минэнерго заявляло, что все просчитано и главная задача полностью насытить внутренний рынок. Хотя еще летом Канат Бозумбаев говорил, что будет профицит бензина и предполагалось, что излишки удастся продать в Кыргызстан, однако оказалось, что у соседней республики сейчас нет потребности в ГСМ из Казахстана. Куда девать излишки не понятно», - сказал аналитик.
При этом дизтопливо наоборот выросло в цене, если в декабре 2018 года оно стоило 160 тенге, как и бензин, то сейчас 193 тенге за литр.
Сравняться с Россией
Эксперт отметил, что рано или поздно цены на ГСМ в Казахстане в любом случае начнут расти, пока не остановятся в районе 230 тенге за литр АИ-92, как в России, так как по условиям Соглашения о едином энергорынке в ЕАЭС цены внутри Союза на ГСМ должны быть синхронизированы.
Поле для маневра у Минэнерго есть до тех пор, пока не заработал общий энергорынок, отметил Смирнов.
«Канат Бозумбаев недавно говорил, что профицит ГСМ сохранится до 2023 года, а потом возникнет дефицит, и нужно будет строить 4 НПЗ. Теперь сроки сдвинулись, планируется, что к 2030 году только возникнет потребность в строительстве НПЗ. Эти постоянные шараханья показывают, что Минэнерго ничего не может спланировать, отсюда с одной стороны мы наблюдаем переизбыток топлива, а с другой стороны время от времени на рынке образуется дефицит», - сказал аналитик.
Экономист Петр Своик отметил, что в той же России, с которой Казахстан строит единый энергорынок, проблема с топливом была решена несколько лет назад, когда все заводы модернизировали, и между ними возникла конкуренция, рынок оказался открыт.
Была введена система вертикально-интегрированных компаний, которые заинтересованы в производстве качественного топлива стандарта Евро-4 и Евро-5. В Казахстане же все заводы в подвешенном состоянии и нет постоянных поставщиков, подчеркнул Петр Своик.
Поэтому, по его словам, хотя цены в Казахстане и дешевле российских, но зато качество ГСМ значительно хуже. Еще одной причиной он назвал то, что в цене бензина в Казахстане доля налогов ниже, чем в России, в районе-15-20%, а у россиян почти в два раза выше и эти деньги сразу идут в бюджет.
«Сейчас Минэнерго само загнало себя в тупик. Изначально ставился вопрос, если мы переходим на полное самообеспечение по топливу и отказываемся от импорта из России, в стране возникают издержки, то куда их девать. Те, кто знают технологический процесс, понимают, что держать заводы перегруженными нельзя, они будут выходить из строя. Но выясняется, что вывозить на экспорт также особо некуда», - сказал Своик.
Нет рынков сбыта
По словам эксперта в Кыргызстане два своих НПЗ, у Узбекистана также свои заводы и нефть, зайти на рынок Туркменистана довольно сложно в связи с его непрозрачностью. В Китае тоже нет большого спроса.
Конечно, можно рассчитывать на Иран и Афганистан, но здесь возникают политические риски. А теперь нужно отбивать деньги, вложенные в модернизацию производства, заметил Петр Своик. Он обратил внимание, что в Казахстане крайне высока энергозатратность производства ГСМ.
Стоит отметить, что ранее Канат Бозумбаев пояснил, что как только потребление основных нефтепродуктов на внутреннем рынке достигнет 10,5 млн тонн, тогда нужно будет принимать решение о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода.