Перспективы развития телекоммуникационного рынка обсудили эксперты
В последние годы рынок телекоммуникационных услуг в Казахстане претерпевает значительные изменения, которые касаются не только внедрения новых технологических решений, но и интеграции крупных участников, а вместе с ней и смены состава ведущих игроков. О том, что же в действительности происходит на рынке телекома сегодня и какие перспективы его ожидают в условиях дуополии, рассказали руководители профильных компаний на встрече Expert Update, организованной интернет-журналом Vласть, сообщает корреспондент центра деловой информации ....
Встреча началась с обсуждения интересующего всех вопроса о консолидации активов АО «Казахтелеком». Глава телекоммуникационной компании Куанышбек Есекеев объяснил присутствующим в зале, почему консолидация была необходима и к каким результатам она должна привести в будущем.
«С точки зрения рынка, дуополия вызывает много вопросов, но качественный передел, который происходит на рынке и в технологиях, а также в средствах коммуникаций, для группы компаний «Казахтелеком» - это одна из долгосрочных перспектив, когда мы консолидируем инфраструктуру и посредством ее возможностей можем отвечать на все вызовы рынка», - подчеркнул председатель правления АО «Казахтелеком».
Он обратил внимание, что консолидация активов может создать повышенный интерес к компании при выходе на SPO. «Задача нашей команды, Казахтелекома, Кселл и Теле2 – создать консолидируемую сеть, чтобы абоненты почувствовали равное качество услуг в каждой точке и разное качество контента. Когда наши планы по интеграции будут готовы, мы выйдем на рынок и объявим о них, что даст определенный абсайт (посыл) нашему инвестору», - заявил Куанышбек Есекеев.
Вместе с тем генеральный директор инвестиционной группы компаний «Верный Капитал» Ерлан Оспанов дал понять, что конкуренцию в индустрии все-таки удалось сохранить за счет компенсационных мер антимонопольного ведомства. «Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от нас двоих», - сказал он.
Тем не менее в условиях, когда одна компания контролирует практически трех ведущих операторов сотовой связи, у наблюдателей возникает предположение о дальнейшей интеграции на рынке телекома.
В этой связи председатель правления АО «Кселл» Каспарс Кукелис пояснил, что понятие контроля может трактоваться по-разному. По его утверждению, несмотря на то что Казахтелеком обладает контрольным пакетом акций Кселл, в прямом смысле не может его контролировать, поскольку существует целый ряд норм, которые этому препятствуют.
«Второй момент: в совершении сделки заложены определенные защитные меры, на ближайшие три года торговые марки должны быть сохранены, поэтому никакой возможности для объединения компаний не заложено, - говорит он. - Более того, есть ряд нюансов, связанных с регулированием лицензионной, частотной и другой деятельности».
Главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин полагает, что консолидация субъектов может повлечь рыночные риски, которые отразятся на ценовой политике и замедлении темпов роста отрасли. При этом он добавил, что на сегодняшний день инструменты и требования, указанные в решении Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, достаточно неплохо сохраняют конкурентную ситуацию в Казахстане.
«Это касается и независимого совета директоров у каждого юрлица, будь то Кселл, будь то Теле2, это касается гарантий сохранения в течение некоторого времени текущего уровня цен, это касается гарантии проведения независимой коммерческой деятельности у этих операторов, и в том числе это касается передачи определенного спектра частот абонентам «Кар-Тел» со стороны объединенной компании. Пока с точки зрения абонента на рынке мобильного сервиса присутствуют пять брендов и три юрлица касательно мобильных сервисов», - прокомментировал Евгений Настрадин.
На встрече также обсудили тему о развитии пятого поколения мобильной сети (5G). Здесь руководители телекоммуникационных компаний сошлись во мнении, что данная технология пока не может быть реализована в Казахстане по причине отсутствия конкретной бизнес-модели, а также ввиду экономической и технологической неготовности к ней.
«По сути, запуск 5G требует трансформации на всех уровнях мобильного оператора. Речь идет о транспорте, ядре, активной радиочасти, а также о трансформации государственного регулирования и политики, так как необходимо менять очень много законов, подзаконных актов, необходимо регулирование легализации строительства касательно допусков на какие-то объекты», - объяснил главный исполнительный директор Beeline.
Глава «Кселл» подтвердил низкую вероятность технологической модернизации и масштабирования сети в силу экономических ограничений.
«Если даже появятся какие-то реальные масштабируемые применения для 5G, чтобы они тут же конвертировались в экономический рост, нужно понимать, что мы находимся в экономике с двузначной стоимостью фондирования. Соответственно, вероятность быстрых преобразований, даже когда появится бизнес-кейс, когда появятся технология и все остальное, чтобы это случилось, не очень высокая», - считает он.
По словам Ерлана Оспанова, внутри самых передовых экономик таких стран как США, Германия, Япония, сеть 5G сможет развиваться только локально.
«Например, на одном стадионе, вокруг какого-то концертного зала или вокруг аэропорта или вокзала. Поэтому даже при их уровне доходов населения, уровне ВВП и других показателях экономики, технология невыгодна», - утверждает СЕО «Верный капитал».
Председатель правления «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев убежден, что несмотря на то что широкая реализация сети в ближайшей перспективе не представляется возможной с точки зрения экономической модели, данная технология все равно будет востребована в долгосрочной перспективе, например, для следующего десятилетия, где возникнут уже другие требования к скорости технологий.
Помимо этого, участники дискуссии единогласно констатировали, что проект четвертого поколения (4G) до сих пор не окупился.
Как сообщил Каспарс Кукелис, в ближайшие 2-3 года всеми телеком-операторами в LTE-сеть будут инвестированы минимум 150 млн долларов, однако он не исключает, что сумма вложений может достигнуть 300-400 млн долларов.