Для этого необходимо создать социальные и экономические условия для диверсификации экономики, считают в BCG
Сегодня страны Центральной Азии все больше понимают, что сотрудничая друг с другом, можно добиться больших результатов в экономическом и политическом развитии не только в рамках отдельно взятой страны, но и всего региона. Одновременно интеграция подразумевает под собой не всегда тесное дружественное сотрудничество, но еще и учет взаимных экономических интересов. В то же время по оценкам международных наблюдателей, Казахстан продолжает оставаться самой развитой страной Центральной Азии с обширными природными ресурсами и относительно благоприятным инвестиционным климатом. Сможет ли Казахстан удержать эту позицию, по мнению экспертов, будет зависеть от уровня диверсификации его экономики, сообщает корреспондент центра деловой информации ....
В декабре прошлого года международная компания, специализирующаяся в управленческом консалтинге Boston Consulting Group представила доклад «Инвестиции в Центральную Азию: Один регион – множество возможностей», в котором оценила инвестиционный потенциал Центрально-Азиатского региона в объеме до 170 млрд долларов в течение следующих 10 лет.
«Центральная Азия, регион к востоку от Каспийского моря, включающий Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан, обладает существенным потенциалом для того, чтобы стать привлекательным направлением для инвестиций. По сравнению с другими развивающимися экономиками Центральная Азия пока получает меньше внимания со стороны возможных инвесторов», - говорится в документе.
Некоторые страны Центральной Азии уже попали на карту инвесторов. В частности, Казахстан с 2008 по 2017 годы привлек прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на общую сумму 82 млрд долларов. «Хотя инвестиции в основном были сосредоточены в добывающих отраслях, диверсифицирующаяся экономика Казахстана открывает новые привлекательные возможности», - считают обозреватели Boston Consulting Group.
По мнению экспертов, начавший крупномасштабные преобразования Узбекистан обладает потенциалом, необходимым для развития по схожей траектории. С конца 2016 года новое руководство страны начало активно проводить системные экономические реформы. Однако, по оценкам авторов отчета, Казахстан в настоящее время является самой развитой страной Центральной Азии с обширными природными ресурсами и относительно благоприятным инвестиционным климатом. Потенциал привлечения прямых иностранных инвестиций в страну экспертами оценивается в 100 млрд долларов, в том числе до 40 млрд долларов в несырьевые отрасли. При этом они называют Узбекистан – самой быстроразвивающейся экономикой региона, которая может увеличить объем привлекаемых ПИИ до 65 млрд долларов, в том числе в несырьевые отрасли – до 20 млрд долларов.
«После того как страна встала на путь реформ, инвестиционный климат в Узбекистане значительно улучшился, что демонстрирует его резкий скачок вверх в инвестиционном рейтинге Doing Business – со 166-го места в 2012 г. на 76-е место, согласно Doing Business 2019», - поясняется в докладе. Вызовом для Узбекистана в ближайшие годы станет сохранение текущего темпа реформ и обеспечение их эффективной реализации.
Учитывая вышеизложенное, возникает предположение, сможет ли Узбекистан в среднесрочной перспективе опередить Казахстан в инвестиционной привлекательности?
Фото: Владимир Третьяков
На этот вопрос ответил экономист Алмас Чукин, во время встречи Expert Update, организованной интернет-журналом Vласть. По его мнению, несмотря на то что, Узбекистан обладает большой инвестиционной привлекательностью, Казахстану удастся сохранить лидирующую позицию. Такое заявление он обосновал тем, что Узбекистан имеет проблемы в транспортной доступности, а также испытывает недостаток в квалифицированных кадрах.
«Чтобы туда (в Узбекистан - Ред.) попасть, нужно пробираться через другие страны. Тут Узбекистану есть смысл вплотную работать с Казахстаном, с дорогой Китай - Европа, значение которой недооценено. Кроме того, за 25 лет (правления – Ред.) Ислама Каримова у меня нет ощущения, что в Узбекистане появились хорошие школы и детские сады с качественным образованием. В результате появилось поколение, не очень подготовленное к жизни. Это вызов, с которым надо что-то сделать», - отметил он.
Политологи утверждают, что Казахстан все больше позиционирует себя уже не как Центральноазиатское, а как Евразийское государство. По мнению Алмаса Чукина, будущее Казахстана, связано в большей степени не с Россией и странами Евразийского союза, а именно с Китаем. «По экономическому потенциалу это вторая экономика (Китай – Ред.) в мире и буквально через несколько лет это будет первая экономика по валовому объему (понятно, что не по уровню богатства на каждого гражданина)», - говорит экономист.
При этом он добавляет, что Китай по инвестициям в экономику Казахстана обошел Россию и в прошлом году уже удвоил торговлю с нашей страной. «Мы перевалили 10 млрд долларов по товарообороту. И эта тенденция будет расти дальше, потому что у нас с Китаем взаимодополняемые экономики», - объясняет Алмас Чукин.
По его словам, Китай не пытается вмешиваться во внутреннюю политику стран, поэтому сотрудничество с ним не несет никаких опасностей и рисков. «Интерес Китая очень простой: все его морские пути проходят либо в Сингапур, либо в США. Оба направления контролируют США. Они поняли, что полагаться только на морские пути нельзя, могут задушить. В результате КНР решила пробить окно через центральноазиатский континент, чтобы перенести центр цивилизации в Азию», - комментирует экономист.
Наряду с этим сотрудничество Казахстана с Китаем осуществляется пока на уровне государственных (с долей участия государства), а не частных компаний. «Китайское государство контролирует финансовую систему, потому что считает, что их частники слишком активно вкладывают средства за рубеж, - поясняет эксперт. - В этой связи, чтобы вывести капитал из Китая частным инвестором нужно получать специальное разрешение».
Такой регламент на его взгляд затрудняет приток частных инвестиций из этой страны.
На вопрос, «как торговая война между Китаем и США повлияет на экономические взаимодействие, примет ли РК чью-то одну сторону», эксперт отвечает, что «есть зоны, где у нас возникают противоречия, но в общем и целом, я считаю, это не одно против другого, а все вместе».
Алмас Чукин поясняет, что США нужны Казахстану, потому что основную часть нефтяного экспорта у нас осуществляют американские компании. В свою очередь Китай, как уже говорилось ранее, представляет перспективный рынок сбыта (в частности оборудование, потребительские товары и многое другое). «Я думаю, мы никогда не будем дружить друг против друга, мы хотим со всеми дружить одновременно», - уверен экономист.
При этом интеграция не всегда подразумевает под собой хорошие и дружественные отношения, это еще и учет взаимных экономических интересов и вытекающих отсюда противоречий. «Когда мы говорим об интеграции не надо думать, что мы создаем безоблачное общество стран, которые обожают друг друг и все друг для друга делают. Нет, мы реальные конкуренты, мы живем рядом, у нас есть противоположные экономические интересы. Но при этом надо понимать, что это конкуренция во благо, и когда мы порознь это тоже во благо», - заключает Алмас Чукин.