Зонд НАСА нашел странные аномалии в жизни Большого красного пятна Юпитера - «Космос» » Новости Дня Сегодня
Зонд НАСА нашел странные аномалии в жизни Большого красного пятна Юпитера - «Космос» 06:00 Пятница 0 420
16-03-2018, 06:00

© NASA / JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. GillСнимок облаков на Юпитере с зондом Juno

МОСКВА, 14 мар – Новости Дня. Зонд НАСА Juno впервые проследил за тем, как меняется облик большого красного пятна Юпитера, и обнаружил, что площадь этого "вечного урагана" постепенно сокращается, а его высота, наоборот, растет, сообщают ученые в статье, опубликованной в издании Astrophysical Journal.

Ученые выяснили, как "большое пятно" Юпитера стало красным"В астрономических архивах можно найти записи о том, что Большое красное пятно увеличивалось и уменьшалось в размерах в прошлом. Сейчас его размеры относительно невелики, и оно очень давно не росло", — рассказывает Рета Биб, астроном из университета штата Нью-Мексико в Лас-Крусес (США).

Большое красное пятно, как считается, впервые обнаружил итальянский астроном Джованни Кассини: его изображение нашли в рисунках ученого от 1665 года. Как выяснили планетологи позднее, оно представляет собой мощнейший ураган-антициклон, чьи ветра движутся с невероятно высокой скоростью — около 430 километров в час.

Размеры этого пятна оцениваются не в километрах, а в диаметрах Земли – оно примерно в 1,3 раза шире, чем наша планета, а перепад температур в его теплых и холодных точках превышает несколько сотен градусов. Как сегодня считают астрономы, "великое пятно" работает, как грелка, перекачивая тепло из недр Юпитера в его атмосферу, чьи температуры заметно превышают те значения, которые предсказывает теория.

В прошлом, как отмечает Биб, размеры этого урагана были заметно больше, чем сегодня — он мог вместить в себя не одну, а сразу три Земли. Почему его площадь уменьшается и как этот процесс влияет на поведение всего пятна в целом, ученые пока не знают.

НАСА опубликовало первые "реалистичные" снимки красного пятна Юпитера

Астрономы НАСА закрыли этот пробел в знаниях, проанализировав данные, которые зонд Juno собирал на протяжении последних 1,5 лет работы на орбите Юпитера. За это время он успел сблизиться с планетой и ее пятном больше десяти раз и получить первые детальные научные данные по их внутренней структуре.

Объединив их со снимками пятна в недавнем прошлом, полученными при помощи камер "Вояджеров" и "Хаббла", ученые смогли раскрыть тайны эволюции этого загадочного урагана, и выяснить, что отличает большое пятно Юпитера от его "младших братьев" на Земле.

В частности, снимки с Juno подтвердили, что площадь урагана действительно уменьшается — его длина и ширина каждый год сокращаются примерно на 0,04 градуса, что эквивалентно примерно 48 километрам. Для сравнения, диаметр самого мощного урагана последних лет, Сэнди, составлял примерно 1500 километров.

Астрономы: красное пятно Юпитера оказалось гигантской "грелкой"

По словам Биб, ученые ожидали, что сокращение в площади заставит ветра Большого красного пятна двигаться еще быстрее, как это происходит в "умирающих" земных ураганах. Ничего подобного не происходит на Юпитере – вместо этого "вечный ураган" начал расти вверх, охватывая все более высокие слои атмосферы планеты. Вдобавок, в последние годы начал меняться и цвет урагана – пятно становится все более темным, меняя свой цвет с кремового на черно-оранжевый.

Причины всех этих изменений остаются загадкой для ученых, и пока не понятно, стабилизируется ли ураган или он по-прежнему будет уменьшаться в длину и ширину. На текущий момент времени астрономы не исключают возможности того, что самый большой ураган Солнечной системы закончит свое существование уже в ближайшие 5-10 лет.

© NASA / JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill Снимок облаков на Юпитере с зондом Juno МОСКВА, 14 мар – Новости Дня. Зонд НАСА Juno впервые проследил за тем, как меняется облик большого красного пятна Юпитера, и обнаружил, что площадь этого