Материал комментируют:
Владимир Старинский
Просвещенная Европа заставила усомниться в своей просвещенности. Суд Парижа направил россиянина Петра Павленского, арестованного за поджог Банка Франции, в психиатрическую клинику. Об этом сообщает Le Figaro.
Павленский был задержан на площади Бастилии, в ночь на 16 октября, после того как облил двери здания банка горючей жидкостью и поджог их. Фотографии художника на фоне горящего здания выложила экс-сотрудница сатирического журнала Сharlie Hebdo Сара Константэн.
Свой поступок Павленский объяснил политическими причинами. «Банки заняли место монархий», считает он. Поджог французского Центробанка должен по замыслу акциониста спровоцировать брожение по всему миру: «Ренессанс революционной Франции вызовет череду революций в других странах».
Правда, месседж художника оказался не понят французами. Они не только в лучших традициях российской «карательной психиатрии» упекли Павленского в лечебное учреждение, но и потребовали его высылки на родину — в Россию.
«Мне надоело, что мы принимаем в страну всяких психов», «Нужно немедленно вернуть этого сумасшедшего обратно Владимиру [Путину]» — такие комментарии можно встретить в сети. О том, что в России Павленского за исключением правоохранительных органов вряд ли кто-то ждет, французы почему-то не подумали.
Ранее Павленский получил во Франции политическое убежище из-за преследования его в России по политическим мотивам. Правда, конкретным поводом стало подозрение в изнасиловании актрисы «Театра.doc» Анастасии Слониной, а также избиении одного из актеров. По последнему факту против Павленского было возбуждено уголовное дело.
Критики Павленского в России восприняли решение французского суда с определенным злорадством. «Вот так, кровавый режим Макрона душит свободу творчества и попирает права личности, — иронизирует журналист Борис Рожин. — И что самое страшное, этого передового творца хотят вернуть в тоталитарную Россию, где его по каким-то зловещим причинам в дурдом не посадили».
По мнению журналиста, Европейский суд по правам человека должен встать за защиту Павленского, «попавшего в безжалостные жернова французского тоталитаризма». «Но он молчит, фактически участвуя в многонациональном сговоре с целью помешать творческой деятельности Павленского, фактически предавая идеалы Евросоюза», — пишет Рожин.
Не удержались от злой иронии и политики. Так, член Совфеда Алексей Пушков посоветовал Павленскому провести ремейк другой своей известной акции. «Решетку банка поджечь невелика доблесть. Вот прибить себя к Статуе свободы — это инсталляция!», — написал он в своем микроблоге.
В свою очередь, колумнист «СП» Эдуард Лимонов назвал Павленского «маньяком» и предположил, что художник однажды «докатится до людоедства».
Не остались в стороне и традиционно консервативные российские правоохранители. Теперь, когда акционист попал в руки их французских коллег, в российском сегменте сети были выложены фотографии медицинских документов, из которых следует, что Павленский болен ВИЧ в четвертой стадии. Месть полиции или чекистов художнику? Возможно.
Интересно, что Павленскому удалось настроить против себя не только консервативные, но и либеральные слои российского общества. Причем, он сам бросил им вызов, обвинив в интервью Жанне Немцовой из немецкой DW (за три дня до поджога Банка Франции), в имитации борьбы с властью. При этом художник заявил, что не верит в ненасильственный протест.
«Я думаю, было бы совершенно прекрасно, если бы в России произошел большой взрыв. Я считаю, что большой взрыв в России мог бы дать начало новой жизни на этой мертвой земле. Как угодно понимайте», — сказал Павленский. Похоже, поджог французского банка задумывался как детонатор большого взрыва в России. Но, что скажут на это французские психиатры?
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский считает, что в случае депортации Павленского в Россию неисполнение им приговора суда за поджог здания ФСБ может иметь для него серьезные последствия.
— Павленский переведен в психиатрический стационар полиции. Это пока говорит только о том, что сотрудники полиции сомневаются в его вменяемости. Что касается его возвращения в Россию, то такое развитие событий возможно, но будет зависеть от правовой оценки, которая будет дана его действиям. Если в отношении него будет возбуждено уголовное дело, то может быть поставлен вопрос о его депортации.
Пока сложно сказать, какое решение примут власти Франции, так как Павленскому предоставлено политическое убежище. В России же ему может грозить ужесточение наказания. Он так и не выплатил штраф, присужденный ему за поджог двери здания ФСБ. Статья 46 УК РФ предусматривает возможность замены штрафа другим наказанием в случае злостного уклонения от его уплаты.
По мнению земляка Павленского, петербургского активиста незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрея Милюка, акция художника во Франции свидетельствует об общем кризисе культуры в мире. В частности, признаком кризиса является «обилие сиквелов, приквелов, франшиз и перезапусков» тех или иных проектов в последние годы.
— Перед нами неудачный перезапуск франшизы «Павленский» по мотивам модной темы левого протеста. Суть предыдущей акции Павленского (поджог дверей Лубянки) — дословное копирование акций АБТО и Сенцова. Их действия суд в конечном итоге трактовал как терроризм. Отсюда неподъемные сроки для организаторов — 13 и 20 лет. Выступая против несоразмерных, по его мнению, наказаний для оппозиционеров, Павленский троллил обвинение, требуя себе аналогичную квалификацию действий. Естественно, террористом его не признали.
Суть предыдущей акции максимально конкретна, суть сегодняшней — максимально абстрактна — «разжечь огонь мировой революции», но зато с прямой отсылкой к известным кадрам горящих дверей Лубянки. Если говорить прямо: главная цель этой акции — напомнить о существовании Павленского. Всё остальное — выбор объекта атаки и идеологическое обоснование — подверстано под эту цель постфактум. Ну чем не голливудская франшиза, бессмысленная и беспощадная?