Американская компания Virgin Galactic провела успешное испытание элементов туристического космического корабля собственной сборки. Тем не менее на сей раз компания не проводила запуск двигателя: аппарат не отсоединялся от носителя. Ряд других частных компаний также заявляли о планах запуска космических туристов в верхние слои земной атмосферы. RT рассказывает, что смогут успеть любители космоса за несколько минут и когда начнётся эра частного космического туризма.
Первые шаги после аварии
Американская компания Virgin Galactic провела испытания туристического космического корабля SpaceShipTwo модели Unit. Судя по первым отзывам пилотов и бортинженера, тестовый полёт прошёл успешно, однако подробного анализа работы корабля пока нет. Именно оценка всех зафиксированных показателей позволит узнать, все ли решения в конструкции корабля были удачными. Во время испытания, проведённого 1 мая в пустыне Мохаве в Калифорнии, главной задачей было протестировать разработанную компанией систему поворота при помощи оперения задней части аппарата, которая будет обеспечивать подготовку к посадке. Двигатель корабля пока не запускали: аппарат во время полётов был пристыкован к носителю.
Испытания, которые проводит Virgin Galactic в последние два года, — это фактически возвращение компании британского миллиардера Ричарда Брэнсона к жизни после трагических событий 2014 года. Тогда во время тестового полёта корабль SpaceShipTwo начал разваливаться на части. В результате происшествия один пилот погиб, а второй получил травмы: несколько переломов и многочисленные ушибы. Итоги расследования сводились к тому, что причиной фатальной неудачи испытания стала ошибка пилота: он слишком рано запустил систему торможения. Однако репутация компании, которую ещё в середине 2000-х годов называли вероятным лидером в области частного космического туризма, значительно пострадала.
После инцидента компания занялась разработкой космического корабля новой конструкции. Сотрудники взяли курс на создание системы подстраховки пилотов, передав гораздо большее число функций и дополнительную систему контроля компьютерам. За 2016 год Virgin Galactic провела несколько тестов доработанного корабля, которые прошли успешно. Компания вновь предлагает желающим на несколько минут подняться на высоту около 100 километров и ощутить невесомость.
Желающих отправиться в первый туристический полёт на корабле Virgin Galactic вместе с пилотом и ещё пятью пассажирами, по данным СМИ, довольно много — около 700. Путешествие будет стоить $250 тыс. Одним из пассажиров может стать известный британский физик Стивен Хокинг. Брэнсон сам предложил Хокингу совершить космический полёт, о котором мечтал учёный.
«Я думал, никто не возьмёт меня в космос, — говорил он. — Но Ричард Брэнсон предложил мне место в корабле Virgin Galactic, и я тут же согласился».
Здоровая конкуренция
Virgin Galactic проведёт ещё множество тестов до первого запуска корабля с туристами и, вполне возможно, потеряет первенство в организации прогулок к краю земной атмосферы. Так, компания Blue Origin основателя Amazon.com Джеффа Безоса недавно представила публике капсулу для космических туристов. Кроме того, на текущий момент его корабль проверили в ходе по меньшей мере пяти тестовых запусков. Стоит отметить, что все эти запуски проходили без участия пилотов. По оценкам экспертов, такой результат всё же нельзя назвать гарантированным успехом. Цель компании с точки зрения космического туризма — доставить желающих на высоту около 100 км, дать им несколько минут, чтобы прочувствовать невесомость, и вернуть их на Землю.
Компания Безоса, похоже, не спешит с запуском. Пока не названы ни сроки, ни цены, а Безос официально заключил соглашение только на запуск спутников с компанией Eutelsat Communications SA. Также компания сообщала, что аппараты её производства можно будет использовать для проведения научных исследований. Тем не менее разработку аппарата New Glenn планируют закончить уже в течение этого года. По словам представителей Blue Origin, ракета, с помощью которой будет осуществляться запуск, сможет возвращаться на Землю и использоваться многократно.
В этом отношении наиболее известны, пожалуй, планы компании SpaceX. Множество запусков ракеты Falcon 9 свидетельствуют о значительном успехе разработок. Не менее амбициозны задумки компании и в области космического туризма. В конце февраля Маск заявил, что два энтузиаста готовы облететь на его кораблях вокруг Луны. Это предприятие компания запланировала на ближайшие годы, а на оставшуюся отладку прогулочного космического транспорта отведено всего лишь несколько месяцев. Уже в 2018 году пройдёт первый тест запуска пассажирского корабля Dragon без экипажа и пассажиров, затем будет проведён пилотируемый полёт, а немногим позже, как ожидается, в вояж вокруг спутника Земли отправятся и туристы.
В кратчайшие сроки
Вопрос, который волнует и публику, и специалистов в этой области, — это безопасность. Единичное происшествие с кораблём Virgin Galactic значительно подорвало доверие к компании. Blue Origin пока не рискует заявлять о сделках с потенциальными клиентами. Илон Маск подчёркивал, что, несмотря на подготовительные тренировки, которые позволят будущим путешественникам чувствовать себя уверенно, сотрудники SpaceX и сами туристы понимают, насколько непредсказуемым может быть их полёт.
Оценки экспертов, какую дату следует считать началом эры частного космического туризма, расходятся. С одной стороны, планы подобных полётов уже активно воплощаются в жизнь, о чём свидетельствуют испытания кораблей. Это позволяет ряду специалистов назвать 2018 год годом старта космического туризма. С другой — многие скептически смотрят на возможность отправки туристов в верхние слои атмосферы и тем более в полёт вокруг Луны в ближайшем будущем. Так что энтузиасты, изъявившие желание полететь в космос и уже внесшие депозит, могут ждать реализации своей мечты ещё десяток лет.